На прошлой неделе снова активно обсуждали медицинскую реформу на Украине, принятую Верховной Радой. Парламентарии проголосовали 19 октября во втором чтении и в целом за законопроект «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» №6327, который практически перечеркивает конституционное право граждан на бесплатную медицину.
Принят законопроект 240 голосами «за» при необходимых 226. Несмотря на то, что депутаты кнопкодавили в открытую, и эти факты зафиксированы и опубликованы в украинских СМИ, это не приведет ни к каким юридическим последствиям. «Так трэба». А что делать, если по-хорошему не получалось, а за принятие медреформы сам премьер Гройсман можно сказать «побожился» креслом перед западными «друзьями».
В двух словах: «медицина все». Граждане и до того понимали, что от платить за медицинское обслуживание они, скорее всего, не смогут. Ведь даже при существующем уровне «бесплатной» более 70% населения вынуждены заниматься самолечением, не имея средств на лекарства и платную диагностику, не говоря уже об операциях. Очереди в поликлиниках, некомпетентные врачи с усталым от безденежья взглядом, закрытые сельские медучреждения… Казалось, хуже уже некуда.
Но 49 статья Конституции Украины гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. И при определенной сноровке и крепких нервах гражданин все же мог добиться от государства бесплатных медицинских услуг. Теперь эту норму можно списывать в утиль. Вместе с жизнями большинства украинцев.
Протянутая всеми правдами и больше неправдами медицинская реформа, несмотря на широкое освещение в СМИ, оставляет без ответов самые волнующие вопросы: какие именно виды медицинской помощи и сколько конкретно будут стоить для полной оплаты за счет больного и «сооплаты» в складчину с бюджетом.
«Министерство здравоохранения не утвердило модель расчета себестоимости медицинской помощи по одной причине - чтобы люди не увидели реальных цен. Я видела эти цены, они ужасные, они неподъемные для людей. То есть операция на сердце, операция по замене сустава - это сотни тысяч гривен. После ознакомления с ценами вы поймете, почему Минздрав до сих пор официально не утвердил модель расчета медицинской услуги, не обнародовал цены на медицинские услуги и не предоставил перечень того, за что после "реформы" государство уже платить не будет», - заявила глава Комитета здравоохранения, член фракции БПП Ольга Богомолец. Приблизительные цифры подсчетов стоимости услуг самими клиниками она опубликовала в своем блоге.
Так, самая дешевая услуга из списка «третьего уровня», то есть из оплачиваемых самим пациентом - удаление фурункула. Стоит эта манипуляция 7 тысяч гривен. Почти две минимальные зарплаты рядового гражданина, да и самого медицинского работника, между прочим. Диагностика нарушения ритма сердца у ребенка обойдется в 65 тысяч гривен.
Лечение гораздо дороже. Репротезирование двух клапанов сердца - почти 190 тысяч гривен. Аневризма сердца - почти 154 тысячи гривен. Стеноз - более 163 тысяч. Шунтирование аорты - 130 тысяч гривен. Коронарный тромбоз - 103 тысячи. Лечение цирроза печени - 111 тысяч. Операция по удалению камня в желчном пузыре будет стоить от 34 до 51 тысячи гривен. Лечение острого панкреатита - почти 72 тысячи.
Совсем скоро наступит сезон первых заморозков и скользких тротуаров и ступенек. Но теперь опасения поскользнуться и упасть будут отягощены паническим ужасом перед неподъемными суммами услуг травмпункта. Например, ушиб голени потянет на 71 тысячу гривен, открытая рана локтя, травмы вен и кровеносных сосудов обойдутся по 54 тысячи, а открытая рана предплечья в 33,5 тысячи гривен. Множественные травмы, не дай Бог, в случае тяжелых ДТП или взрывов обойдутся в такие суммы, что пациент, видимо, не захочет и выживать. Не понятно, что будет делать врач, если истекающий кровью пострадавший не имеет при себе пачки денег и в принципе его платежеспособность под большим вопросом?
Семья, один из членов которой заболел, окажется перед сложным выбором - оставить любимого человека умирать без необходимой помощи или продать квартиру и бомжевать всем остальным без гарантий спасения больного. Если квартиры нет, то и вовсе без вариантов. Впрочем, стоимость диагностики теперь будет такая, что большинство людей будут просто умирать, не зная, от чего.
Что касается услуг «второго уровня», то есть по сооплате пациента и бюджета, к таким относятся осмотры, операции (например, удаление аппендицита), роды, то несмотря на внедрение реформы с 1 января 2018 года, денег в бюджете на это не предусмотрено. Поставленный на голосование сразу после принятого законопроекта №6327, законопроект №6604 «Об изменении в бюджетный кодекс касательно обеспечения государственных гарантий медуслуг», принят не был. Несмотря на то, что он должен по сути запустить действие реформы, выделив на нее деньги из бюджета, за документ депутаты отдали всего 180 голосов. Куда делись еще 60 - загадка.
Совсем не радостно от новой реформы будет беременным женщинам. Даже долгожданная беременность не вызовет никаких чувств, кроме всепоглощающей паники. Наблюдать будущую маму бесплатно будет «семейный доктор», то есть обычный терапевт, который вряд ли без соответствующей подготовки сможет определить, есть осложнения или нет. В случае осложнений, читай - сомнений некомпетентного доктора, узкоспециализированная медпомощь гинеколога будет оказываться по принципу сооплаты. Врач поставит диагноз и предложит список лечения бесплатно, но заплатить придется за медпрепараты, постановку капельниц, если они потребуются, и прочее. Неосложненные роды также обещают сделать бесплатными, но лекарства, кесарево сечение и прочие услуги придется оплатить полностью. Также роженицы должны будут приехать в роддом самостоятельно. Вообще, пройдут ли роды нормально или с осложнениями, заранее никогда не известно. Поэтому, видимо, будущей маме придется брать с собой деньги прямо в родзал.
Различные эксперты и специалисты прогнозируют новый буйный расцвет на украинских просторах разнообразных «народных лекарей», «целителей», и прочих шарлатанов, которые будут обещать вылечить за гораздо меньшие деньги, чем платные врачи. Особенно актуально это станет в селах.
Авторы реформы утверждают, что она сделает медицину доступнее и для сельских жителей, для которых будут работать специальные службы консультаций по интернету. Другое дело, что в сельской местности иной раз и электричества-то месяцами может не быть, не говоря уже о компьютере с интернетом. Кроме того, по интернету не сдашь анализы, не проведешь другие диагностические манипуляции, да и помочь дистанционно в экстренных случаях никак не получится. А согласно нормам, принятым в реформе, придется закрыть много больниц даже в райцентрах, потому что в них не наберется необходимого количества пациентов. Да и те, что есть, не потянут финансово работу учреждения.
Кстати, об увеличении зарплат для врачей и медперсонала речи в законопроекте не идет. То есть, не факт, что оплата пациентом в кассу по прейскуранту освободит его от необходимости дополнительно стимулировать доктора материально.
Сколько тысяч граждан окажутся в результате таких изменений один на один с болезнями и нищетой? Скольким придется осознавать, что они умирают, потому что нет денег даже на вполне излечимые проблемы? Что делать тем, кто попал в беду из-за несчастного случая? У кого в семье хронические или тяжелобольные родные и любимые люди?
Следующим шагом, по логике, должно быть узаконивание эвтаназии, вслед за «цивилизованными европейцами»? Эвтаназия - «облегчение предсмертных страданий неизлечимо больных людей, согласованное с врачами умерщвление» (словарь).
Нидерланды ввели закон об эвтаназии еще 17 лет назад, и уже сейчас до 5% населения страны заканчивает жизнь эвтаназией. Бельгийцы переплюнули соседей, в 2014 году был принят закон, разрешающий эвтаназию для детей, начиная с 12 лет. Теперь эвтаназия официально разрешена еще и в Люксембурге, а также в пяти штатах США и в Канаде.
С помощью «узаконенного убийства» в «цивилизованном мире» все чаще решают не проблемы страдающего больного, а проблемы его алчных и жадных родственников. Ведь платят за лечение и содержание больного в клинике именно родственники, а значит, они и решают, жить ему или умереть, оставив в конце концов наследство или просто освободив их от лишних трат.
В 2014 году в США был вынесен на рассмотрение закон об «эвтаназии нищих», его не приняли, но идея нашла последователей. В том же году министр здравоохранения Литвы Риманте Шалашявячюте, она же «юрист, омбудсмен, политический и общественный деятель», выступила за введение эвтаназии из «гуманных» побуждений для бедных сословий населения, в том числе, и для детей. Гуманный и цивилизованный запад в 21 веке желает вернуться в век 16, где в средневековой Англии Тюдоры издали закон, унесший около 150 тысяч жизней бродяг и нищих, которых казнили через повешение только за то, что у них не было жилья и денег.
И если западным кукловодам не жаль собственных, европейских сограждан, то почему они должны думать о жизнях и судьбах каких-то украинцев, по определению «людей третьего сорта»?
Европа - она именно такая. А не то, о чем сладко врали на майданах.
Ника Апрельская