Герой Советского Союза, "белая лилия Сталинграда" Лидия Литвяк

May 06, 2014 20:02

Чем хорош интернет так это замечательной возможностью поиска информации и просвещения.  Сегодня дети больше играют в танчики, а не узнают историю Великой Отечественной, хотя именно в этой истории скрыты огромные кладези воспитательной и житейской мудрости. как знать, если бы о Великой  Отечественной войне больше бы рассказывалось молодёжи Украины, то не было бы там тех событий, которые могли присниться солдатам Победы только в страшном сне...


Лидия Литвяк

Лидия Владимировна Литвяк стала в годы войны леген­дой. Она сбила больше вражеских самолетов, чем какая- либо другая женщина-истребитель в истории воздушных сражений. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях.

За свой недолгий боевой путь она сделала 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, совершила две вынужденные по­садки на территории противника и смогла вернуться в свой полк, была трижды ранена, теряла близких людей, но продолжала бороться. Лидия летала на истре­бителе Як-1 и погибла, имея на своем боевом счету 12 личных подтвер­жденных воздушных побед; 4 самолёта врага она сбила в группе.

Прекрасный фильм о поисковых работах разведчиков "военной славы" 1979 года, в ходе которой были найдены останки Лидии Литвяк

Одержав наибольшее число побед в воздушных боях среди всех советских женщин-асов Второй мировой войны, Лидия Владимировна Литвяк стала лучшей женщиной-асом в истории всей мировой авиации.

Имя Литвяк также хорошо известно за границей:

image Click to view



Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. Страна тогда еще не оправилась от хаоса революции и граждан­ской войны. Отец Лидии был железнодорожником. В 1937 году он был арестован и расстрелян как «враг народа». Это обстоя­тельство могло сильно повредить девушке, поэтому она старалась держать его в тайне.



Лидия Литвяк очень рано «за­болела» небом. В 14 лет она вместе со взрослыми посещает авиаклуб, а в 15 лет совершает свой первый самостоятельный полет. Затем Лидия поступает на курсы геологов и участвует в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской авиационной школы летчиков- инструкторов становится одним из лучших инструкторов Кали­нинского аэроклуба. К началу Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов.

Когда в июне 1941 года Герма­ния напала на Советский Союз, стране потребовались квалифи­цированные летчики. И Лида стала одной из тысяч доброволь­цев. Поначалу командование не предполагало использовать жен­щин в качестве истребителей. Но постепенно, когда потери кадровых пилотов стали стреми­тельно расти, командование из­менило свои взгляды. В октябре 1941 года было решено сформи­ровать три женских авиаполка.

"В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке..."

Руководить формированием этих полков было поручено Герою Советского Союза летчице Марине Расковой. В начале 1942 года, узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налету 100 недостающих часов и была зачислена в 586-й истребительный полк. И уже в июне совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовом.

В августе 1942 года, имея на счету одну групповую победу над Ю-88, Лидия добилась перевода в 268-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября 1942 года лучших боевых летчиц (в их числе была Лидия Литвяк с по­другой Катей Будановой) напра­вили на Сталинградский фронт в «мужской» 437-й истребитель­ный авиационный полк для про­хождения дальнейшей службы на истребителях Ла-5.

13 сентября во время своего второго боевого вылета Лилия Литвяк сбила два самолета Вf109 и Ju 88. Спустя две недели она одержала свою третью побе­ду, сбив еще один Ju 88. Затем в паре с летчицей Р. Беляевой сбила Bf109. Вскоре Лидия была переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии, а оттуда в полк асов - 9-й гвардейский Одесский истре­бительный авиационный полк. 23 февраля 1943 года Лидии Литвяк вручили первую боевую награду - орден Красной Звезды. К тому времени на ее счету зна­чилось уже 8 воздушных побед.

Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой - ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.

В марте обстановка в воздухе стала гораздо сложнее. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвует в перехвате группы Ju 88. Во время долгого и трудно­го боя ей удалось сбить один из вражеских бомбардировщиков. Но на помощь «юнкерсам» по­дошла шестерка Bf 109 и сходу пошла в атаку. Более 15 минут продолжался бой, в котором лет­чица была ранена и с большим трудом смогла привести иска­леченный истребитель домой.

Именно после этого боя она была признана асом. После лечения в госпитале летчица вернулась в полк. И уже 5 мая, еще не совсем окрепнув, вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздуш­ный бой, и Лидия сбила истреби­тель противника. А через два дня сбила еще один Bf109. В конце мая на участке фрон­та, где действовал полк, появил­ся аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неод­нократные попытки сбить его ни к чему не привели. Литвяк смогла справиться с этой зада­чей. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта, затем углубилась в тыл противника и зашла на аэростат с захваченной врагом территории, со стороны солнца. Атака длилась менее минуты! За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Красного Знамени. О  подвигах летчицы написали в газетах, ее имя стало известно всей стране.

Хотя на немногих сохранив­шихся фотографиях Литвяк выглядит обыкновенной де­вушкой, очень многие считали ее ослепительной красавицей. Невысокая, белокурая Лидия ка­залась задумчивой, молчаливой и застенчивой на земле, но в бою она просто преображалась.  Не удивительно, что она при­влекла внимание товарища по оружию, летчика-истребителя и своего ведущего Алексея Саломатина, одержавшего дюжину побед в воздушных боях. Двое молодых людей полюбили друг друга.

Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пеш­ком. А во второй раз ее спас товарищ - пилот, совершивший отчаянную посадку на враже­ской территории и взявший Ли­дию на борт своего самолета.

1 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре, Лидия сбила 2 самолёта - лично Ju-88 и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.

В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на первой странице ( обложке ) фото боевых подруг - Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки".



21 мая 1943 года в тяжелом бою погиб муж Лидии - Герой Советского Союза гвардии ка­питан Алексей Фролович Соломатин.


Алексей Фролович Соломатин

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка (позднее 73-й гвардейский истребительный авиационный полк) 268-й истребительной авиационной дивизии, 8-я воздушная армия, Южный фронт - старший лейтенант Соломатин к февралю 1943 года совершил 266 боевых вылетов, в 108 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 15 самолётов противника. В начале 1943 года в полк пришла служить Лидия Литвяк и была назначена ведомой к Соломатину.

Капитан Соломатин погиб 21 мая 1943 года в учебном воздушном бою над хутором Павловка Красногвардейского (ныне Красносулинского) района Ростовской области. Самолет разбился на глазах своих боевых товарищей и любимой. Похороны Соломатина состоялись на площади х. Павловка. Всего на его боевом счету было 17 самолётов противника сбитых лично и 22 - в группе.

19 июля летчица пережила еще одну трагедию - погибла ее лучшая подруга Катя Буданова, которая считалась самой удачли­вой из советских летчиц-асов, на ее счету было 11 уничтоженных вражеских крылатых машин (у Лидии тогда их было десять плюс три, сбитых в группе).


Екатерина Буданова

1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила свой послед­ний боевой вылет. В составе звена Як-1 она сопровождала идущие на задание штурмовики Ил-2. В воздухе их самолеты  встретились с большой группой немецких истребителей. Расска­зывают, что к Яку с белой лили­ей на борту устремились сразу несколько «мессершмитов». Это был четвертый вылет за день. В свой последний день жизни Лидия сбила еще два самолета противника. Самолет легендарной летчицы упал возле деревни Дмитриевка. Через две недели ей исполнилось бы 22 года. Были срочно органи­зованы поиски. Однако ни само­лета, ни летчицы найти не уда­лось. Именно поэтому ей тогда так и не присвоили звание Героя Советского Союза, полагавшееся за десять воздушных побед.

За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч.

Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Было установлено, что извест­ная летчица Лидия Владимиров­на Литвяк похоронена в брат­ской могиле в селе Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.

В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». И ветераны полка, в котором она воевала, возобно­вили ходатайство о присвоении летчице звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.



Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943). В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.



Спасибо
alex_serdyuk за материал использованный в посте, который им был подготовлен ранее.

Лидия Литвак, Герои Советского Союза, память

Previous post Next post
Up