История состоит из историй, которые мы рассказываем. Или не рассказываем, и тогда из истории выпадают важные факты, игравшие роль в свое время. Именно так получилось с сестрой Моцарта, такова трагедия Марии Анны "Nannerl" Моцарт, или, как ее теперь иногда называют - «Другая Моцарт».
Вырастая, Наннерль была опытней и музыкальней, чем Вольфганг Амадей. Игре на клавесине Наннерль начала учиться уже в 7 лет. Со своим младшим братом и отцом она с самого детства путешествовала по Европе с концертами. С 11 лет она играла сложнейшие сонаты и концерты. Чудо-ребенок, она блистала во всех европейских столицах вместе со своим братом.
Но это ведь не было "правильным" для нее по меркам и того времени. А посему их отец Леопольд продолжал воспитывать таланты Вольфганга и гастролировал с ним по Европе, а Наннерль, после трехлетних гастролей, оставалась дома учиться шитью и ведению домашнего хозяйства. Ведь в будущем ей надо было найти мужа.
И теперь Наннерль является лишь эпизодом в истории Моцарта, биографическим фактом его ранних лет.
Свидетели концертов детей Моцарт говорили с большим удивлением: 11-ти летняя девочка играла, как взрослый мужчина! Конечно, брат был намного младше и только догонял сестру в обучении. Можно предположить, что часть его детских композиций записывала она.
Известен факт, что когда маленький Моцарт гастролировал с отцом уже без нее, она написала музыкальное произведение и отправила им вслед.
Почему она была так жестко в то время забыта?
Это комбинация многих факторов.
В основном все обвиняют отца за пренебрежение одним ребенком и фокусировании на другом. И я понимаю, почему: второй ребенок - мальчик. Он мог иметь высокооплачиваемую должность в суде и заботиться о своей семье, заботиться о своей сестре, если она не выйдет замуж.
Самым главным фактом в этой несправедливости был глубоко укоренившийся культурный страх вокруг созидающих женщин.
Женщина должна была знать свое место. Женщина не должна была творить, созидать, она не может, не умеет, не должна, это «ужасно»! Один критик сказал, что женщина не сможет иметь детей, если она будет создавать искусство, потому что она будет использовать свое созидающее начало не по назначению!
Кстати, тогда утверждали, что и детей тоже не женщины создают, они их просто вынашивают, а «творческий процесс» принадлежал только мужчинам. Так вот, чтобы вынашивать детей, женщина должна только этим заниматься.
И немного о ее жизни.
Она вышла замуж за магистрата Иоганна фон Зонненбург, который был её на 15 лет старше, к тому же дважды вдовец; супружеская чета переехала в родной дом матери Марии Анны в Санкт-Гильгене. У Иоганна Баптиста уже было пятеро детей от двух первых браков, и Наннерль родила ему ещё троих.
После смерти мужа Наннерль, вернувшись в Зальцбург, продолжила давать уроки фортепьянной игры и пользовалась большим почетом и уважением среди жителей этого города, хотя безбедным ее существование назвать было нельзя.
Её дневники, письма и воспоминания были и остаются бесценными источниками для биографистов Вольфганга Амадея Моцарта.
В 2010 году прошла премьера французского фильма «Наннерль, сестра Моцарта» в котором Моцарт Мария Анна главный персонаж. Хорошо, что память о ней сохранилась, в немалой степени благодаря ей самой, ее дневникам. tanjand Другая Моцарт