Предупреждаю сразу - сейчас будет нудный морализаторский пост.
Я иногда читаю, как блоггеры, в том числе, довольно известные, и даже писатели (не говоря уже о редакторах) смеются в своих дневниках над работами начинающих авторов. Чаще всего, прямо-таки насмехаются, и довольно жестко. Не буду никого цитировать и приводить в пример, ну, чтобы без обид.
Я читаю, сначала смеюсь вместе с авторами, а потом мне становится грустно.
Каюсь, я и сама иногда заглядываю в произведения начинающих авторов, и довольно отмечаю про себя: "Эге-гей, я пишу лучше!". Я тоже читаю и думаю: "Вот дурак-то! Понаписал же такое, и чему его только в школе учили?"
Но меня все равно коробит, когда я читаю подобные публичные "разборы полетов".
И эти заметки я пишу и для себя, в том числе. Ну чтоб себе напомнить, если вдруг захочется над кем-то поиздеваться :)
Почему, на мой взгляд, не стоит смеяться над работами начинающих авторов
1) Потому что это настоящее, жестокое убийство - убийство творческого ребенка внутри человека.
Мы имеем право на жесткую критику, если человек, к примеру, не умеет выполнять свои элементарные профессиональные обязанности. Мы имеем право спросить его: а какого черта ты здесь тогда делаешь?
Мы посмеиваемся над пользователями, это профессиональная болезнь админов и программеров.
Творческое действие - совсем другая штука.
Прежде всего, внутренний художник, творец - это ребенок.
Представьте себе, что пятилетний ребенок нарисовал маму. А вы ему: "Ой, а почему это у твоей мамочки ручки такие кривые и зеленые? Она у тебя что, царевна-лягушка? И синее пятно под глазом - уж не папочка ли это руку приложил? А пальцев почему четыре? Она мутант или оттяпала ножичком на кухне?". Или просто скажете: "Фу, ну и ерунду ты нарисовал, никто на это даже смотреть не будет".
Если вы нормальный человек, вы же не скажете ребенку такого. Первым делом, вы его похвалите за само действие: он нарисовал! Может даже, вы им гордиться будете - какое интересное творческое видение у ребенка, руки зеленые нарисовал, талант растет!
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рисовал хорошо, вы будете его учить и доброжелательно объяснять ему, что он сделал не так, и как нужно правильно.
Может, вы будущего Моцарта убили, когда сказали ему, что скрипка в его руках - как пальто на крокодиле, и лучше пусть телевизор посмотрит, чем пиликать.
Внутренний творческий ребенок - очень обидчивый. Научиться его защищать не так-то просто. Любой состоявшийся автор делать это так или иначе умеет, иначе он бы не состоялся. А у начинающего можно раз и навсегда отбить охоту писать и вообще что-либо придумывать.
Никогда не знаешь, может, сегодня человек трех слов связать не может, а завтра он "Тихий Дон" напишет. Тем более, в интернете вы никогда не знаете, кто автор, может быть, он и вправду ребенок, может быть, ему всего 13 лет.
2) Насмехательство над чужими работами - это ложный способ самоутверждения. Это эффект передачи "Поле чудес", которая была такой популярной именно потому, что каждый считал себя умнее придурка в телевизоре. Знаете, почему это ложный способ? Потому что всегда, абсолютно всегда найдется тот, кто пишет лучше, у кого тачка круче и пиписька длиннее. А значит, если ваша точка опоры - сравнение себя с другими, у вас всегда будет повод для огорчений и депрессии. Более того - всегда найдется тот, кто будет насмехаться над вами.
3) Творческий процесс - это своего рода магия, алхимия. Если вы считаете себя творческим человеком, вы не можете насмехаться над творческим действием. Если вы считаете себя садоводом, вы не затопчете соседский помидор, даже самый кривой и убогий.
Мне понравилось, как сказал
Пинхасов: "Я научился у него особому отношению к пространству внутри фотографии и вокруг неё, уважению к поверхности отпечатка".
Не проявляя уважения к любому процессу творчества, вы как бы нарушаете негласный договор между вами и некими творческими силами. Их можно считать высшими, божественными, или внутренними, подсознательными, но тем не менее, позволяя себе злую критику, вы нарушаете что-то очень важное в собственном процессе творчества.
Ладно, а если не насмехаться, но хочется высказаться, то что?
1) Научиться восхищаться. Критиковать каждый дурак может. А вы попробуйте научиться восхищаться, вот что трудно. В любой, даже самой идиотской работе (это я вам как судья литконкурсов говорю) можно найти что-то хорошее, интересное - взгляд, драйв, надежду, мечту - то, что стоит между строк. Можно найти человека.
2) Научиться критиковать с пользой. Критиковать, безусловно, нужно. Но между доброжелательной критикой и насмехательством - колоссальная пропасть. Как между сочувствием и жалостью. Улавливаете разницу?
Допустим, ребенок хочет игрушку, которая лежит высоко. Вы, такой большой, смотрите на него сверху вниз и говорите: "Ах ты, бедняжечка, ручки-то не дотягиваются?" А сами про себя думаете: "Как хорошо, что я уже не ребенок и могу достать все, что захочу". И потом, может быть, достаете ребенку игрушку и суете ему в руки. Это жалость. Или вы учите ребенка, что можно пододвинуть стул, влезть на него и достать игрушку. Это проявление сочувствия. В этом случае вы уже не круче ребенка, теперь он стоит наравне с вами, на одном уровне.
В любом отзыве прежде, чем критиковать, нужно похвалить. Всегда есть, за что, иначе бы и конструктивной критики писать не захотелось. В любом отзыве стоит подчеркнуть, что критика - это всего лишь ваше частное мнение, которое не претендует на истину. Наконец, писать лучше в доброжелательном, вежливом тоне, используя сослагательное наклонение ("вот если бы вы... было бы лучше").
И, кстати, даже в ответ на самую доброжелательную критику, написанную из самых лучших побуждений, вы можете нарваться на ответное хамство или обиду. Что ж, такому автору можно только посочувствовать.
И все же, если не умеете критиковать с пользой - лучше промолчите. Если человеку не судьба писать (рисовать/фотографировать), он об этом узнает и без вас.
Да, и о том, почему я решила написать этот нудный морализаторский пост :)
У меня последнее время такое складывается стремление, что ли, научиться формировать вокруг себя некое пространство - внутреннее и внешнее, творческое и просто человеческое. И вот эта цепочка отношений "человек - свое творчество - чужое творчество" мне кажется важной. Не только свое, но и чужое. Как-то так :)