52 способа написать бестселлер

Oct 04, 2009 20:35

Терпеть не могу книжки из разряда "500 способов почистить зубы до блеска" или "Как влюбить в себя принца на белом коне". Но, будучи немножко знакома с книжной индустрией, увы, слишком хорошо себе представляю, как делаются заголовки. Плохой заголовок - не обязательно плохая книга :)

Поэтому вопреки заголовку решила купить книжку "52 способа написать бестселлер". Тем более, в оригинале она называется "Inspired Creative Writing. 52 brilliant ideas", что, согласитесь, не совсем одно и то же.



К тому же, мне понравилась цитата Моэма, вынесенная в предисловие:
"Существует три правила написания романов, к несчастью, никто не знает, что это за правила".

Вопреки моим опасениям, книжка оказалось в прямом смысле этого слова вдохновляющей.



Во-первых, я спросила себя, а кто этот автор книги, что это за Александр Гордон Смит?

И вот что узнала:
"Александр Гордон Смит, несмотря на свою молодость, является владельцем издательского дома, в который входит авторитетный литературный журнал Egg Box и издательство Box of Words. Надо сказать, что этот литературный бизнес Александр создал с нуля. Кроме этого он автор нескольких бестселлеров в жанре fiction, один из которых («The Inventors») занял второе место на престижной «Wow Factor competition». Ведет популярные семинары для начинающих писателей и имеет научную степень по английской литературе."

Выглядит он, прямо скажем, далеко не как профессор литературы :)



И тем мне симпатичнее :)

Зачем читать?
На мой взгляд, самое интересное в книге - это идеи, как развить и использовать на полную катушку свое воображение.

Как найти оригинальный сюжет для произведения? Как создать интересный, близкий читателю образ, как заставить читателя сопереживать герою? Как придать роману или рассказу достоверность и глубину? Как выражать эмоции так, чтобы читателя "цепляло"? Как удерживать его внимание до последней страницы? Собственно, на эти вопросы и отвечают идеи Смита.

В книге есть также несколько советов для поэтов и сценаристов. Идей по работе с самим текстом или с издательствами в книге мало, и они довольно банальные. Мне кажется, эта книга отлично дополняет книгу Эльвиру Барякиной "Справочник писателя", где как раз много внимания уделяется работе с текстом и публикации рукописи, но практически нет информации, где и как черпать идеи и образы.

Книга очень легко читается, написана с юмором, и, действительно, вдохновляет. Правда, перевод оставляет желать лучшего.

Приведу с сокращениями цитату из последней главы:

Литературный мир попытается заставить вас играть по его правилам, но, если вы хотите создать по-настоящему сильное произведение, вы должны писать о том, что важно именно для вас. Если ваша работа волнует и интересует вас, значит, вы уже достигли успеха.

Самое главное - помнить, что, даже если вы стремитесь издать свою книгу из финансовых соображений, писать вы должны от сердца и просто потому, что вам это нравится. Как сказал Водсворт, "наполняйте страницы дыханием своего сердца". Если ваша цель заключается только в опубликовании книги, значит, вы пишете не от души и произведение нельзя назвать вашим. Литературное творчество должно быть личным. Пишите для себя, пишите потому, что только так вы можете отыскать истину, потому что хотите создать свой собственный мир. Только в этом случае издатели обратят на вас внимание. Только так вы сможете сделать произведение уникальным, и только тогда его полюбят читатели.

Как говорится, ППКС.

Несколько идей из книги

Подеюсь несколькими идеями из книги, которые показались мне особенно интересными.

1. "Безумная ванная" или игры в слова. Автор предлагает несколько вариантов игр в слова, которые могут натолкнуть на интересную идею. Например, написать на одних бумажках прилагательные, а на других - существительные. А потом вытаскивать их попарно, кто знает, может, "безумная ванная" или "изысканный труп" натолкнут на интересный сюжет :)

2. Писатель должен знать своего героя, как самого себя. А чтобы лучше с ним познакомиться, можно написать несколько любопытных эпизодов не для романа, а с целью "знакомства": например, поместить героя в экстремальную ситуацию - пожар, автокатастрофа, ограбление. Или привести его в свою собственную (реальную!) квартиру и посмотреть, что он подумает, что скажет, как будет себя вести. И еще по мелочи: что ваш герой носит в карманах? Какая обстановка у него дома? Какое платье надела бы героиня на званый вечер? Да, и кстати, внутренний конфликт героя - это не обязательно трагедия вселенского масштаба, он может раскрываться достаточно тонко.

3. Чтобы выбрать, от какого лица писать рассказ, или в каком стиле, надо попробовать все варианты. Просто взять и переписать один и тот же эпизод разными способами, и тогда сразу станет понятно, какой из них лучше. Странно, но почему-то эта удивительно простая мысль раньше никогда не приходила мне в голову.

4. Долой абстракции! Нет ничего хуже, чем написать "Она обрадовалась" или "она влюблена". Даже банальнейшее "Она думала о нем каждую минуту, мечтала вдохнуть запах его тела, ощутить прикосновение рук и губ", и то лучше, потому что вызывает больше сопереживания читателя. А как вы переживаете эмоции? Например, когда я очень радуюсь, то взгляд из толпы выхватывает только светлые и приветливые лица, небо становится ярче, и кажется, будто вот-вот я превращусь в тысячу радужных бабочек и взлечу, и буду тихонько таять от восторга с каждым взмахом крылышек. Тьфу ты, увлеклась что-то.

5. Композицию романа можно представить в виде кардиограммы. Должен выдерживаться ритм, пики - острые моменты сюжета - должны случаться достаточно часто, чтобы читатель не скучал, и в то же время, достаточно редко, чтобы не утомлять его чересчур.

6. Творческая "шизофрения" бывает полезна. Нельзя, чтобы одновременно работали ваши внутренние "художник" и "редактор". Когда мы пишем, мы запрещаем себе критиковать и редактировать. Кстати, это очень ценный совет! Ни черта вы не напишите, если внутренний голос каждые две минуты будет шептать, "что за ужасную фразу с кучей штампов ты только что родил".

7. Некоторые принципы удачного романа работают и для короткой формы. Мне очень понравился изложенный рецепт хорошего рассказа - на первом месте герой, главное, с первых строчек вызвать сопереживание герою. Причем герой и его проблема в первую очередь должны волновать автора :) Сразу стало понятно, почему одни мои рассказы - более успешные, а другие - менее.

8. Смит советует использовать в работе как можно больше своих воспоминаний, эмоций, впечатлений, потому что только это делает произведение уникальным - отпечаток вашей собственной личности. Ну а как же может быть иначе? Мне кажется, до этого любой автор сам доходит, без всяких учебников :)

Купить на ОЗОНе

Творческий подход, Творческий подход: книги

Previous post Next post
Up