Путь сердца. Тактика.

Aug 22, 2006 10:53

Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя.
(С) Карлос Кастанеда

Привычка свыше нам дана - замена счастию она
(С) Александр Пушкин

Итак, как понять чего же ты хочешь? Возможно, ты действительно хочешь в этом разобраться. В этом случае я тебя поздравляю: ты уже нашел(нашла) хотя бы маленький кусочек ответа на свой вопрос: знаешь, что хочешь знать, чего же ты хочешь. (Я буду дальше говорить в мужском роде, но это несущественно, просто мне так удобнее.) А значит, уже пощупал клубок своих желаний и с удивлением обнаружил, как много всего ты как будто бы хочешь, и как сложно сделать всё, что хочется. Если ты покопался в этом клубке потщательнее, то мог уже обнаружить, что не все желания одинаковы. У них очень разный вкус.

На самом деле, каждый отлично знает, чего он хочет, но почти все (за исключением единиц) настолько привыкли идти поперек своих желаний и обманывать себя при этом, что концы у клубка найти уже весьма непросто. Но можно. Начнем с тактики. Будем учиться распутывать клубок здесь и сейчас. Забудь пока о стратегии - все равно не получится: "шобла зайцев" собьет тебя с дороги и с ног раньше, чем ты увидишь истинное лицо своей стратегической цели. Обидно ведь долго идти к стратегической цели, а дойдя до неё (если дойдешь вообще), понять, что это "не то"? Так что займемся тактикой.

Я выделяю три вида мотивов к действию:
Радостное Желание (РЖ)
Механическое Желание (МЖ)
Беспокойство

Всё, что мне удалось обнаружить, сводится к этим трем.

(Для ясности и терминологической точности сразу отмечу: классификация основана на терминологии Бодхи, но отличается от нее, потому что постановка вопроса у меня другая. Так что про Негативные и Позитивные Эмоции здесь ничего не будет. Вообще слово "эмоция" я не люблю: больно заезженное, и каждый его понимает, кто во что горазд. А использовать его все равно буду, но в максимально расплывчатом смысле. Кроме того, выделенные мною отдельною графой беспокойства у него проходят тоже в графе МЖ.)

Итак, приступим.

Вот простейший пример: почему человек может решить взять так - и поесть?
"О, проголодался, сейчас кайфово поем". Это - Радостное Желание. Пихать в себя еду, когда сыт - удовольствие сомнительное; а когда уже проголодался - можно сделать это с удовольствием. Если очень проголодался - с удовольствием можно в себя запихать даже не ахти какие деликатесы.
"Так, время обеда. Пора есть". Это говорит Механическое Желание. Человек привык получать удовольствие определенным образом и теперь, обнаружив в себе какую-то пустоту, привычно забивает ее привычными способами, которые когда-то давали радость - в надежде, что они дадут ее опять. Даже если сейчас ему это реально нафиг не надо. И ведь будет мучительно запихивать в себя еду, а потом мучаться ожирением и запором. Тебе в детстве, наверное, случалось, заигравшись, пропустить обед или ужин? Было сильное радостное желание играть, пустоты не было - и не было необходимости забивать ее привычной деятельностью. Если бы возник реальный голод - про пожрать вспомнил бы, как миленький!
"ААААААААА! Я голоден! Еды! Еды!" - это Беспокойство. Человек становится нервным, раздражительным и может покусать того, кто ему мешает нажраться немедленно. Я вас уверяю, без еды можно недели три вполне нормально обходиться, а тут вдруг такое беспокойство почти на пустом месте. Вокруг небольшого ощущения, классифицированного как некомфортное, накручивается огромное напряжение, которое со страшной силой требует разрядки - и вот человек сломя голову несется добывать еду, "как тот несчастный выродок, который чувствует, что он уже больше никогда не будет есть, и поэтому пожирает всю пищу, которую только может, пять куропаток."

Зачем мы вообще пришли в этот мир? Я считаю - для того чтобы испытывать радость от жизни в нем. В ходе жизни мы все время испытываем всякие мотивы, потом действуем (или не действуем) соответственно им и в процессе этих действий испытываем всякие эмоции. И эти эмоции могут очень сильно отличаться. А тебе, небось, подавай только хорошие эмоции? :) Что ж, попробуем поискать путь к ним.

То, что ты ощущаешь в момент, когда возникает желание что-то сделать (или не сделать) - семя. То, что ты ощутишь, реализовав его, - плоды. И между вкусом плодов и вкусом корней есть достаточно прямолинейная зависимость. Так спрашивается, зачем сажать что попало, а потом жрать шикарный урожай всякой гадости, если можно заранее внимательно попробовать на вкус семена и решить: "это - сажаем, а это - фтопку"?! Но семена обычно кажутся такими мелкими и несущественными, что мы сеем их, не глядя, а потом жалуемся, что выросло что-то не то.

Итак, упражнение с ходьбой вкривь и вкось уже, надеюсь, освоено. Что делать дальше? Распространяй его на всю жизнь. Внимательно следи за теми импульсами к действию, которые возникают в сознании. Пробуй их на вкус. Каков этот вкус?

Беспокойство имеет много разных вкусов, например: боли, тревоги, гнева, страха, раздражения, обиды, жалости к себе. Оно настойчиво требует успокоить себя, заткнуть чем-нибудь - и потому является очень сильным стимулом. Непросто расслышать через его крик спокойный голос радостного желания.
Удовлетворение беспокойства дает временное облегчение, но ЛЮБОЕ действие, совершенное в беспокойстве, сопровождается в глубине души нездоровой суетой, в результате которой ты НЕИЗБЕЖНО сеешь в себе новые беспокойства.

Механическое желание имеет вкус тоскливо-затхлый. Или вообще никакого не имеет, потому что ты просто проскакиваешь мимо него. Привычка для того и придумана, чтобы не грузить осознание лишними вопросами, а делать все на автомате. Вот у тебя возник неожиданно кусок свободного времени - и ты начинаешь сразу мучительно придумывать, чем бы его занять. Разум привычно подсказывает отработанные ходы: выпить пива с приятелями, покурить, посмотреть мультики, нажраться амфетаминов и загулять на всю ночь, поиграться в компьютер, почитать жыжы... Тоскливо так подсказывает: ну хоть этим займись, а то страшно же наедине с самим собой! Вдруг поможет?!
Некоторые даже сексом занимаются сугубо по привычке. Вот он у них и получается - затхлый.
Тебя устраивает "замена счастию"? Или ты предпочитаешь натуральный продукт?!

И только радостное желание имеет вкус, как несложно догадаться, радостный. Это радостное предвкушение того, как ты будешь делать то, или это, или что-то другое вместо того, и как тебе будет радостно делать это - от самого процесса и/или от предвкушения результатов. Вполне возможен вариант "или"; позже научишься делать из него "и". Пока что радуйся, если в желании в целом есть хоть какая-то радость. Радостно хочется что-то сделать. Что-то создать, узнать что-то новое, прогуляться по лесу, пообщаться с интересным человеком или даже (о ужас!) свинарник в доме прибрать.

В любой момент, когда внутри возникает желание или несколько желаний (возможно, противоречивых) что-то сделать, - внимательно изучай их на вкус.

Здесь есть еще одна засада: часто беспокойство имеет вид нервного возбуждения, ажиотажа - и потому маскируется под радость, только имеет вид при этом гораздо более яркий. Не ведись на эту вульгарную мишуру! Учись видеть настоящее!

Если обнаружено хоть какое-то радостное желание, то прими решение - и реализуй его немедленно! Ради себя любимого! Поскольку тренируемся пока что на делах маленьких - ничего страшного не случится, если по неопытности далеко идущие последствия окажутся не очень хорошими. Даже если так - радуйся, что нашел в себе и вызволил нереализованное желание. Лучше поздно, чем никогда! Если радостное желание перебивают страхи или желания нерадостных вкусов - прими решение игнорировать их и наконец-то сделать то, что хотел. Сделай то, что хочется, и плевать на последствия! Если будешь делать все с правильным настроем, то скоро убедишься, что и последствий-то обычно никаких особо плохих не возникает, и это даст тебе уверенность, необходимую, чтобы взяться за дела помасштабнее.

Если ни одного радостного нет, а есть только безрадостные - прими решение послать их всех и ничего не делать. Сиди и вообще ничего не делай. Ибо нефиг - делать то, что тебе на самом деле не нравится. Просто наблюдай, как привычки и страхи стращают тебя со всех сторон. Это непросто. Ум сразу подсунет кучу дел, которые надо обязательно сделать. Беспокойство начнет зудить: "ну как же так, надо сделать то и это, иначе будет плохо!" А еще оно скажет: "ну смотри, сидишь тут, как истукан, а жизнь мимо проходит, пойди вон, займи себя хоть чем-нибудь: покури, в комп поиграй, потусуйся..." Наплюй на них! Ничего с несделанными делами и с тобой не случится! Сиди и жди, когда появится радостное желание. Оно рано или поздно обязательно появится. Живому свойственно куда-то двигаться и чего-то радостно хотеть.

Поживи так какое-то время. Ты удивишься результатам!

А что, собственно, произошло? А произошло вот что: ты принял решение. Очень важное решение.

Каждый раз, когда ты следовал механическому желанию или беспокойству вместо радостного желания - ты предавал себя. ПРЕДАВАЛ! Подчинялся давлению своих привычек, своего беспокойства (любые якобы существующие внешние обстоятельства могут сделать с тобой только одно: надавить на твое беспокойство, сами по себе они для тебя ничто) - и наступал на горло собственной песне. А почему вообще возник этот вопрос: "как мне понять, чего я хочу?" Да потому что ты и не слушаешь давно уже собственную песню. Ты слушаешь только песни своих беспокойств и привычек. Ты столько лет раз за разом наступал себе на горло и предавал себя, что уже давно стал сам от себя прятать свои желания. А теперь спрашиваешь: "как мне понять, чего я хочу?" А просто пойди себе навстречу, подружись с собой. И когда ты станешь себе немного доверять - то откроешь себе все свои желания.

А еще вот что произошло. Ты столько раз тратил свои силы не на то, чтобы делать сильнее себя, а на то, чтобы делать сильнее свои беспокойства и привычки, а себя при этом делал слабее. А теперь ты послал этот идиотизм в подобающее ему место и сделал то, что хотел ты сам. И стал чуточку сильнее. Я говорю: СДЕЛАЙ! И ты удивишься результатам. Один-два дня тщательного, целенаправленного и ИСКРЕННЕГО отслеживания своих желаний очень сильно меняют самоощущение, но это нельзя описать, это можно только пережить.

Главное - искренность с самим собой. Никаких гнилых отмазок! И принятие раз за разом решения следовать себе, а не предавать себя.

Разумеется, враг не сдастся так просто. Демоны будут очень тонко тебя искушать. Жалость к себе подсунет тебе тысячу отмазок: "да ладно, забей же, сделай по привычке, ты же тысячу раз это делал - ничего ж не случится". Страх будет пугать: "но как же ты так сделаешь, а вдруг...?!" Беспокойства будут зудеть: "вот ты тут сидишь, не получаешь привычного удовольствия - а жизнь мимо проходит!" Они очень сильны и отлично знают твои слабые места. Тебе будет страшно и непривычно. И поддавшись им - ты опять предашь себя. И не раз еще это сделаешь. Никогда не кори себя за это! У тебя же нет радостного желания корить себя? У тебя нет времени заниматься этим! На очереди - миллионы новых радостных желаний и новых решений реализовать их!

На закуску - контрольные примеры:

"На халяву и уксус сладок" - это что работает? Что заставляет пить уксус? Я вижу здесь механическое желание хватать, что дают, а также жадность (беспокойство) и страх остаться голодным (опять же беспокойство). Где здесь радостное желание? Нету его. В результате что мы видим? Человек, поддающийся действию этой пословицы предает свои желания (лучше уж поголодать, чем пить уксус) ради привычки и беспокойства. В результате его желания забиваются, а его привычки и беспокойства усиливаются. В том числе усиливается привычка предавать себя и действовать по привычке.

Суеверия. Увидев перебежавшего дорогу черного кота - плюнуть через левое плечо и тыды. Покажите мне того, кто плюет через плечо с радостью. В принципе, такое возможно, но это уже не суеверие, а дураченье или актерская игра. Большинство же в ответ на вопрос, зачем они это делают, ответят что-то вроде "на всякий случай" (Страх. То есть, Беспокойство); "чтобы ничего плохого не вышло" (Б); "так все делают", "меня мама научила" (МЖ); "низачем" (МЖ); или просто "не знаю" (МЖ).

Уступить старушке место в трамвае. В зависимости от обстоятельств это может быть: РЖ помочь человеку; страх получить осуждение (Б); или просто привычка (МЖ) - всегда так делал, потому что в детстве приучили.

Самобичевание. Вот когда опять не хватило сил - и опять предал себя. Что ты здесь видишь?

Заниматься опостылевшим делом (или встречаться с надоевшей девочкой/мальчиком), но не бросать его/её. Почему ты или кто-то другой делает это?

Отомстить злобному гаду, который (подставить нужные злобные дела). Что заставляет сделать это?

Разобрать подаренную машинку, чтобы посмотреть, что там внутри. Что движет?

Стремление поспорить со мной и объяснить, что я неправ и что это все невозможно. Или возможно в принципе, но невозможно для тебя по совершенно объективным причинам. Что в этом желании?

PS: Тема очень обширная. Я постарался описать только центральный принцип, не растекаясь мысью по древу: оставил минимум деталей и переходов на смежные темы. Если поймете принцип - остальное достроите сами. Что непонятно - спрашивайте.

Описанные здесь принципы были разработаны мною за последние полгода-год и более-менее систематически обкатывались примерно с мая. Так что челябинские друзья могли видеть результаты одними из первых. Кажется, они прониклись :) По результатам испытаний могу утверждать: это работает, и частенько я сам удивлялся - с какой силой. И все мои спады происходили из-за того, что я нарушал эти принципы - не повторяй моих ошибок!

Думаю, этот текст может быть полезен не только мне и тем, кто регулярно меня читает; если вы считаете так же - распространите ссылку на него у себя.

Продолжение 1: Стратегия.

Продолжение 2: Динамический баланс.

путь сердца, умняк

Previous post Next post
Up