Жизнь и философия

May 14, 2020 13:10



Вопрос о жизни, о цели существования, - о том, как человеку жить, чтобы жить истинною жизнью,- поистине является альфой и омегой всякой философии и всякого религиозного учения.

Как бы ни были отвлеченны, туманны, под час странны и даже нелепы логические построения того или другого мыслителя, но раз он действительно мыслитель, а не промышленник мысли, раз он хочет истины, хочет слова, исходящего из уст Божиих, а не хлеба,- последний конец и вместе точка отправления его философской работы все-таки будет он сам, его собственное положение в мире и такое или иное определение его жизненной задачи.

Философия без выводов для жизни не есть философия, а пустая игра в философские слова. Точно также и в религии.

Знание о Боге только тогда будет иметь смысл для человека, когда Бог будет для него „Единым святым», носителем его идеалов, законодателем его жизни.

И бесы веруют, говорит св. ап. Иаков, но они только трепещут. Для них лучше было бы совсем не знать о Боге, и они, конечно, предпочли бы состояние неведения своему теперешнему состоянию.

Человек, который живет только минутой, который законом своего существования полагает лишь свою волю, свое хотение, - такой человек, конечно, иногда не будет много спорить о том, какую веру он исповедует. Для него все веры одинаково отвлеченны и бессодержательны, и, следовательно, одинаково безразличны. Истины веры могут интересовать его разве, как предмет спора, в котором он может обнаружить свои познания, свое остроумие, - будут интересовать его, может быть, в качестве его природного, национального достояния, - одним словом, могут быть интересны своей внешней стороной и по случайным причинам. Но истинности, но объективности и, поэтому, обязательности для себя этого вероучения такой человек понять и признать не может. Он видит только философские положения и выводы, видит только догмат и не замечает того жизненного уклада, который составляет на деле, в реальности содержание всех этих отвлеченных для него и невразумительных тонкостей догматики. „Кто говорить, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец и нет в нем истины» (1 Ин. 4:20).

3нание Бога тогда действительно, когда оно сопровождается соответствующею жизнию, - когда человек по этому знанию себя устрояет.

Архимандрит Сергий (Страгородский) Православное учение о спасении.

учитель, религия, мысль, человек, жизнь, философия, православие, церковь

Previous post Next post
Up