Хамломольцы, бабломольцы и майдауны. Время идет, но ничего не меняется ...

May 23, 2019 11:17



Прямо к событиям в Екатеринбурге, воспоминания о закрытии Путиловского храма

Перехожу к трагической гибели Путиловского храма. Он закрытию не подлежал, если следовать даже большевистскому декрету. Он был всегда приходским, а не домовым. Путиловские рабочие были как раз теми элементами, которыми держалась советская власть. Во время НЭПа завод насчитывал от 16 до 20 тысяч рабочих. Ведь и в 1905 году во время бунта рабочих путиловцы играли важную роль, но верующими они всегда были в своей массе - стоит вспомнить 9/22 января, когда они шли к Престолу с крестами, хоругвями и иконами просить о реформах. Ведь Путиловский храм предполагалось не передавать из рук «Патриархистов» в руки обновленцев, а решено было сразу же храм превратить в «клуб Ленина». В Петрограде к тому времени, кажется, еще не было такого факта, чтобы храм - видный, большой храм - прямо закрывали, приспособив его к осуществлению целей безбожия. В чём тут дело?

По марксистско-ленинскому мировоззрению полагается думать, что рабочий по своей психологии рьяный противник религии, которая своими путами, своим туманом держала рабочий класс в рабстве капиталистам и фабрикантам. Нужды нет, что рабочий класс в действительности отвергает эту теорию, что он в своей тяжелой доле считает религию единственной на земле отрадой. Нужды нет, что мы учим и рабочих верить Апостолу говорящему: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван». Рабом ли призван, не смущайся, но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христова» (1Кор. 7:22; Еф. 6:5-9; Кол. 3:22,4:1; 1Пет.11:18-25). Мы, конечно, не отождествляем рабочих с рабами, но указываем у Апостола только те мысли, которые устанавливают разницу социального положения людей на земле с постепенным преодолением этой разницы на протяжении веков христианской истории. Значат ли эти цитаты, что рабство извечно должно существовать в Церкви Христовой? Ни в каком случае. Значит ли, что нужно ускорить исторический процесс освобождения людей от непосильного труда? Да, нужно. Но какими мерами? Конечно, не дикой ломкой сложившегося уклада жизни, а лишь постепенным выравниванием его ненормальностей.

Рабочий знает, что от дикой ломки современного уклада он больше всего пострадает. Нужно было доказать, что путиловский рабочий ненавидит свой храм, горит желанием превратить его в клуб. Удалось ли это доказать? Никак не удалось инсценировать согласие рабочих закрыть свой храм, построенный на их трудовые гроши. Все улицы за Нарвской заставой поселены путиловскими рабочими. Если не считать химического завода (75-100 чел.), за Нарвской заставой и фабрик больше нет. И вот всё население тех мест, взволнованное слухами о готовящемся закрытии храма путиловцев, бросилось на защиту своего чудного великолепного храма, И духовенство тут ни при чём. Еще при изъятии церковных ценностей рабочий Крылов П. И. еле унес ноги из Путиловского храма, опершись руками о плечи настоятеля о. Зимнева (Крылов был во главе комиссии отбиравшей золото и серебро). А духовенство путиловского храма по своему авторитету было ниже всякой критики. Протоиереем там был Александр Молчанов. Ни Зимнев, ни Молчанов проповедей не говорили, действовали только кадилом и кропилом, выпивали да закусывали, а о. Зимнев был большой мастер рассказывать анекдоты, чем рабочим и нравился. И отцы и дети, и матери и дочери, и молодые и старые - все оказали сопротивление. Много значила тут и моя пропаганда. Но больше тут заслуг протоиерея Клеандрова, мученика.Сколько собраний на заводе не назначали, сколько голосований не производили, всё получались результаты нежелательные: не отдают рабочие храма под клуб. Пустили в ход Евдокимова, члена Петросовета, рабочего экспедиции заготовления государственных бумаг. Вновь созвали собрание. Пропускали только по билетам, а билеты выдавали только коммунистам и сочувствующим. Мало голосов за закрытие. И вот взволнованные христиане видят, что идут целые тучи грузовиков: наполненных молодежью с возбужденными лицами. Решили, что едут оцепить храм и оттеснить верующих от храма. Женщины стали молиться посредине дороги наперерез машинам. Произошло замешательство. Грузовики снова тронулись. Милиция энергично действовала. Кое-кого задавили. Стоны, крики, ужас. Полетели камни. Вмешалась конная милиция. Грузовики проехали. Комсомольцы со всех концов города на собрании неистовствовали. Евдокимов ругал защитников храма «белой сволочью». Нескольким христианам, бывшим на собрании вопреки всем кордонам, почти не давали говорить, а над говорившим издевались. Атмосфера была грозовая. Все были наэлектризованы. При голосовании тысячи комсомольских рук поднялись за закрытие храма. А комсомольцы эти не имели никакого отношения к Нарвскому району и Путиловскому храму (интересно было бы, собрать тех бесноватых, которые приперлись майданить и проверить прописку, много ли там найдется истинных горожан, проживших в сознательном возрасте лет 10 в городе?) И храм не для неверующих, а для верующих. Проголосовали обращение храма в клуб. Но надо решение провести в исполнение, т. е. фактически закрыть. Не дает народ: тут грузовики не помогут. И день, и ночь народ стеной сторожил церковь. Около нее молитвы, пение. Около трех месяцев прошло, пока народная энергия пошла на убыль. Закрыли святое место. Устроили мерзость запустения. Говорят, ухлопали двести тысяч рублей на переделку под клуб. Я его видел, хотя и противно было видеть. Занятия в клубе долго не начинались, все боялись народного гнева.

архимандрит Феодосий (Алмазов)
Мои воспоминания (записки соловецкого узника)
https://azbyka.ru/fiction/moi-vospominaniya-zapiski-soloveckogo-uznika-arximandrit-feodosij-almazov/



Первого июля 1901 года в память коронации Императора Николая Второго и Императрицы Александры Федоровны на Путилоском заводе был заложен храм свт. Николая Чудотворца и мц. Царицы Александры, строившийся по проекту профессора архитектуры В.А. Косякова, на суммы, собранные втечение пяти лет рабочими и служащими Путиловского завода, а также на народные пожертвования. Земля под храм была пожертвована купцом С.С. Богомоловым.
9 /22/ мая 1906 года, в Николин день, состоялось торжественное освящение новопостроенного храма.



Новый «советский быт» требовал и «советского досуга». К тому же нужно было как-то отвлечь рабочих, недовольных низким уровнем жизни. И здание церкви было решено переделать под дом просвета завода «Красный Путиловец».
Воплощение этого плана в жизнь было поручено советскому архитектору А.С. Никольскому, к тому времени создавшему рабочий городок на Тракторной улице и школу им. 10-летия Октября на проспекте Стачек, а впоследствии построившему стадион им. Кирова. При перестройке здания церкви архитектор решал следующую задачу: «…при наименьших денежных затратах уничтожить по возможности типичность старого церковного облика и в оформлении помещений клуба ответить на чисто современные предпосылки нового общественного сооружения». В результате, «здание, лишённое колокольни и куполов, всего декора, с врезанной в главный фасад стеклянной призмой, стало своего рода идеологическим манифестом эпохи социалистического строительства и стиля конструктивизма». Парадоксальность и трагичность ситуации состояла в том, что уничтоживший своим архитектурным «творением» храм архитектор Никольский до октябрьской революции был учеником и ассистентом профессора Косякова.







https://vk.com/club117600419

варварство, революция, Ленин, атеизм, бабло, коммунизм, нападки, религия, зло, политика, прошлое, СССР, совесть, страна

Previous post Next post
Up