В начале марта этого года, я абсолютно случайно наткнулся на предложение приобрести копию в масштабе 1\43 «Автомобиля Зигфрида Маркуса». Ранее мне была известна только одна масштабная модель этого автомобиля, претендующего на первенство в мире созданная мастерской «РАЗУМ» в Киеве ( вообще по мнению Юрия Долматовского - инженера, журналиста, историка, автомобильного дизайнера, таких автомобилей - претендующих на первенство более четырех сотен, вот бы увидеть список. Вроде бы его печатали в журнале «За Рулем», однако я не встречал, если у кого-то есть, поделитесь коллеги, буду очень признателен) .
Копия автомобиля Зигфрида Маркуса от мастерской "РАЗУМ" (г. Киев), примерно конец 90-х годов прошлого века
Воочию, увы, не имел возможности наблюдать эту модель, да и на фото тоже, только на открытке. Видимо тираж был очень мизерным, всего несколько штук. А между тем автомобиль очень интересен, ведь его двигатель это развитие двигателя Ленуара
Схема двигателя Ленуара из книги Юрия Долматовского
Рисунок двигателя Отто из книги Юрия Долматовского
и Отто, который, как утверждают некоторые историки, Зигфрид Маркус создал, после экспериментов со смесями бензина и воздуха, воспламеняя их электрической искрой отвергнув порох как возможное топливо из-за невозможности контролировать его воспламенение. Маркус решил в своем двигателе использовать энергию взрыва топливной смеси.
Зигфрид Маркус примерно 1870-1890 годы
Зигфрид Липманн Маркус - третий сын, родившийся в еврейской семье эмигрантов из Швеции в 18 сентября 1831 года в Германии в городке Малкин в Мекленбурге находящемся примерно в 75 километрах к северо-западу от Берлина, был любознателен и трудолюбив, любил возиться с различными механизмами.
Это дом 12 по улице Марк в городке Малкин Германия, где родился Зигфрид Маркус. Теперь тут отдель, однако памятная табличка присутсвует
Его отец Липманн Маркус ремесленник и председательствующий старейшина еврейской общины, мать Роза Филиппа. Зигфрид, начав в 14 лет как ученик слесаря, закончил свое образование в Гамбурге в качестве машиниста. Уже в 17 лет работал на прокладке линий телефонной связи в Берлине, позже механиком в электрической компании Siemens & Halske, где внедрил созданный им телеграф на основе системы реле, микрофон, занимался прокладкой телефонной линии между Берлином и Магдебургом. Руководство компании заметило и оценило талант молодого человека. Став опытнее и старше Маркуса стали привлекать на выполнение военных заказов и тут его талант пригодился, он создал электрические предохранители для подводных мин. В 1852 году в возрасте 21 года уехал в Вену, столицу Австро-Венгерской Империи, где как он говорил больше музыки красивых девушек и покоя. В Вене от стал представителем компании Simens, преподавал в Венском инженерном училище, а потом принял предложение Физического института Венского Императорского университета. Там же получил в распоряжение лабораторию для работы над различными своими идеями, например, реализовал конструкции Артиграфа - инструмента для литографов и крана регулируемого потока газовой горелки, благодаря чему в газовых лампах освещения можно было удерживать определенную температуру. В 1860 в Вене Зигфрид Маркус открыл собственную мастерскую в доме, где он жил по улице Мондшайнгассе, 4 и стал более независим в средствах, выполняя различные проекты и совершенствуя свои идеи.
Реклама мастерской Зигфрида Маркуса
Памятная табличка на здании Мондшайнгассе, 4
И как результат Маркус получил более 131 патента, связанных с созданием портативного телеграфа на системе Морзе, магнитоэлектрического зажигания (магнето) (1864 год), дистанционного взрывателя ( такой с ручкой, его постоянно показывают в фильмах о Великой отечественной войне, когда партизаны пускают нацистские эшелоны под откос), ручного огнестрельного оружия способного производить 30 выстрелов в минуту, первого карбюратора (1865 год) , двигателя внутреннего сгорания (1870 год) и многого другого. Зигфрид Маркус совсем не являлся неученым клерком, как утверждал тот же Долматовский в своих книгах, изданных в СССР. Помимо реализации собственных проектов он занимался с корон принцем Австро-Венгрии Рудольфом, который подарил ему на память запонки с бриллиантами и топазами. Они потом по завещанию Маркуса, составленному 4 мая 1886 года, после его смерти отошли младшей дочери Розе. ( Маркус был женат и имел двух дочерей).
После создания своего двигателя ( одноцилиндровый, объем 1,5 литра мощность 1 лошадиная сила, охлаждение водяное), которому предшествовала большая работа по тестированию и изучению атмосферных двигателей Ленуара и Отто,
Зигфрид Маркус испытывает атмосферный двигатель
Рисунки Зигфрида Маркуса из одной его патентной заявки
Зигфрид Маркус установил свое детище на обычную повозку. Так как в передаче от вала двигателя на задние колеса сцепление отсутствовало, приходилось приподнимать заднюю часть повозки и удерживать ее на весу во время пуска двигателя. Повозка могла развивать скорость около 4 км\ч. Вот фото, на котором изобретатель собственноручно оставил надпись: «Моторная повозка, созданная Зигфридом Маркусом, Вена. 3 сентября 1870 года».
Первый автомобиль Зигфрида Маркуса. Фото с автографом создателя автомобиля, 1870 год.
Картина первого автомобиля Зигфрида Маркуса. Художник Тарханов 1997 год
Первый экипаж Маркуса до наших дней не сохранился, правда реплики существуют. А вот второй экипаж, который по одним данным был создан в 1875 году (на одиннадцать лет раньше Бенца), по другим в 1888 (скорее всего происки нацистов об этом чуть позже), существует и, пережив несколько реставраций, экспонируется в венском Техническом музее до сих пор.
Второй автомобиль Зигфрида Маркуса до реставраций
Картина второго автомобиля Зигфрида Маркуса. Художник Тарханов 1997 год
На нем установлен компактный горизонтальный одноцилиндровый четырехтактный двигатель водяного охлаждения объемом 1570 куб. см, мощностью в 1 л.с.
Фото двигателя второго автомобиля Зигфрида Маркуса
Схема двигателя второго автомобиля Зигфрида Маркуса.
1 - Коленчатый Вал, 2 - Магнетто низкого напряжения, 3 - Входное отверстие, 4 - Воспламенитель с механическим оператором,
5 - Храповик, 6 - Кулачковый привод воспламенителя
Его изготовили в Вене, Маркусу помогал Якоб Вархаловский ( польский летчик и авиаконструктор) и специалисты пражских компаний Märky, Bromovsky & Schulz. Трансмиссия двухступенчатая ременная. Собрали сам экипаж в Моравии на заводах Лихтенштейна в местечке Адамов близ Брно. Кузов или деревянный экипаж состоял из деревянной рамы с двумя поперечинами. Передняя, поворачиваемая с помощью руля ось, выкована из стали, ее подрессоривание осуществлялось с помощью полуэлептичных рессор. Задняя ось жесткая, монтировалась на двух подшипниках, подрессорена резиновыми подушками.
Второй автомобиль Зигфрида Маркуса до реставраций вид снизу
В результате длина транспортного средства составила 2905 мм, ширина 1600 мм, (колея передних колес 1010 мм, задних 1305 мм ) масса 756 кг, максимальная скорость 8 км\ч. Торможение осуществлялось за счет колодок, которые посредством рычага прижимались к стальным ободам задних колес. Водитель и пассажир сидели на лавке впереди, не смотря на то, что лавки две, на задней сидеть не возможно, так как под ней двигатель, однако некоторых художников это не останавливало и они выплескивали свои фантазии на холст.
Второй автомобиль Зигфрида Маркуса, картина неизвестного художника
Скептики утверждали, что это уже по сути полноценное транспортное средство не было запущено в действие Зигфридом Маркусом и совсем не могло самостоятельно перемещаться. Опираясь на то, что Зигфрид Маркус не подавал заявку на патент - создание автомобиля, хотя справедливости ради Карл Бенц и Готлиб Даймлер тоже это не делали. Все изобретатели патентовали только что-то конкретное, узел или агрегат. Однако есть еще одно очко в пользу скептиков, когда в 1898 году Автомобильный клуб Австро-Венгереской Империи, выкупил у Зигфрида Маркуса его автомобиль и пригласил его на автомобильную выставку, в качестве почетного гостя, он в своем выступлении перед достаточно большой аудиторией заявил, что работать над созданием или совершенствованием самодвижущихся экипажей это пустая трата времени и сил! Умер Зигфрид Маркус 30 июня 1898 года.
Могила Зигфрида Маркуса на центральном кладбище Вены
В 1938 году, когда нацисты в результате Аншлюса включили Австрию в состав Германии, на основании приказов Гителра и Гимлера оккупанты искали и уничтожали документы, связанные с деятельностью Зигфрида Маркуса. Они не могли позволить первенство еврея в технических вопросах и разрушили даже его могилу на центральном кладбище Вены. Именно тогда могли уничтожить машину Маркуса. Однако есть свидетельства, что сотрудники Технического музея Вены спасли бесценный экспонат, установив его в небольшую комнатку, вход в которую заложили кирпичом. Именно благодаря самоотверженности музейных работников автомобиль Маркуса спасли, и он дожил до наших дней и именно он, а не реплика 16 апреля 1950 года участвовал в параде и самостоятельно со скоростью чуть меньше 5 км\ч перемещался по улицам Вены.
Автоомбиль Маркуса параде, Вена, 1950 год
Автмобиль Маркуса после первой реставрации, произошедшей примерно в 1949 году. Венский технический музей
Автмобиль Маркуса после второй реставрации, произошедшей в 1988 году. Венский технический музей
Хотя конечно от соблазна создать реплику не удержались многие, на данные момент известно как минимум две.
Одна из существующих современных реплик автомобиля Зигфрида Маркуса
В общем, как не старались нацисты, память о Зигфриде Маркусе сохранилась, а его могила и памятник в Рассель Парке - перед Политехническим институтом с любовью восстановлены австрийцами.
Памятник в парке Рассель, Вена, установлен в 1932 году, восстановлен после Второй Мировой войны
Значок производства СССР и Марка из Австрии, посвященные второму автомобилю Зигфрида Маркуса, обратите внимание годы его создания указаны разные 1874 и 1896
Что касается модели, достаточно правдоподобно копирующая второй «Автомобиль Маркуса» создана она из смолы с применением фототравленых деталей компанией AutoCult ограниченным тиражом в 300 экземпляров. Однако каталоге AutoCult ее нет, потому что создана она специально для старейшего туристического и автомобильного клуба Австрии ÖAMTC, созданного в 1896 года и в настоящий момент, насчитывающий более 1,6 миллиона активных участников.
Именно эта модель, стала окончательным звеном для меня в разгадывании еще одного очередного интересного ребуса, связанными с производством и распространением масштабных моделей .
Копия Второго Автомобиля Маркуса, масштаб 1\43, заказ ÖAMTC, идейный водоххновитель Рене Уотчел , производитель AutoCult, 2016 год
Все же как не говорили бы скептики, однако коллекционировать масштабные модели очень интересно, узнаешь много нового, причем в различных областях знаниях и технологиях не только автомобильных или модельных ( например , какими способами можно изменить размер фото для размещения в пост, какими способами и как лучше переводить деньги за границу или как страховать себя от мошенников и иметь терпение, чтобы найти что-то интересное и т.д. и т.п. ). Эти знания постоянно накапливаются, изменяются, дополняются и совершенствуются. Вот вам пример - получив модель «Автомобиля Маркуса» и внимательно рассмотрев упаковку, я понял, что появился еще один способ как заинтересовывать коллекционеров и продать им качественные масштабные модели с историей. Сейчас объясню)
Если посмотреть на схемы распространения масштабных моделей, классическими из них являются «производитель - магазин - покупатель» и «частный продавец (или авто дилер) - магазин (или аукцион, или частные объявления, или встречи коллекционеров, или выставки) -покупатель» чуть позже с развитием коммуникаций через Интернет появились схемы «производитель - покупатель», куда очень естественно вписались и «патворки». И вот недавно, пытаясь понять кто производил ограниченным тиражом очень качественную копию Gräf & Stift 28/32 ( о ней я писал
тут) и почему, почему Lohner-Porsche 1900 ( а об этой модели
тут) года в черно-белой окраске ( именно в той окраске, каким был прототип этого автомобиля, получивший «Гран-При» Парижского автосалона 1901 года) появился ограниченным тиражом не в регулярной серии компании AutoCult, а по заказу Австрийского музея (Auftrag vom Fahrtraum Museum), в честь чего появилась копия «Автомобиля Маркуса», о которой десятилетиями никто не вспоминал? И вот получив с упаковки масштабной модели «Автомобиля Маркуса» информацию я понял - появился новый способ создания и распространения масштабных моделей автомобилей, и упор в нем ставится не на раскручивание продукции одного бренда, а создание максимально правдоподобных копий автомобилей, прототипы которых создавались в одной стране - Австрии, в различные эпохи, привлекая для этого производственные базы существующих модельных брендов и их передовые технологии.
Новая схема выглядит так « идейный вдохновитель создания модели - инвестор - выбранный производитель - идейный вдохновитель создания модели и инвестор - покупатель».
С помощью производителей масштабных моделей, привлекая инвестиции культурных организаций (музеев, библиотек и т.п.), государственных автоклубов, автопроизводителей, почтовой службы и т.п. создаются очень качественные, интересные и исторически значимые копии автомобилей Австрии, которые и предлагаются через инвесторов и идейного вдохновителя и его партнеров всем коллекционерам мира. Схему эту придумал и реализовал Рене Уотчел, проживающий в Вене и имеющий богатый опыт как в производстве масштабных моделей - бывший сотрудник компании Wiking и Tekno так и как коллекционер с большим стажем. Имея связи с производителями Brumm, AutoCult, Starline и другими он предлагает любому желающему в Австрии изготовить ограниченным тиражом копию автомобиля или железнодорожного транспорта, хранящегося в музейной коллекции, частном собрании или используемого ранее или сегодня на предприятии, клубе и т.п. Таким образом, инвесторы, как и производители, и идейный вдохновитель получают не только прибыль, но и популяризируют свои коллекции реальных транспортных средств, хранящихся в музеях, коллекциях или используемых и поныне. И это не совсем «журнальная серия», где мы зависим от замыслов авторов проекта от начала и до конца и где продукция не очень высокого качества, так как рассчитана на широкий круг потребителей. Это проект бесконечный с одной стороны и более многогранный, чем «журнальная серия», так как включает в себя гораздо больше интересных и разноплановых моделей, выполненных с особой тщательностью для настоящих ценителей и коллекционеров! По сути для меня это первый такой случай, который особенно не как не рекламировался и выглядел, для меня как коллекционера, определенным ребусом. Но теперь я его разгадал)
Возможно, в скором времени, это сделают не только я и к Рене Уотчелу начнут обращаться коллекционеры и организации, с просьбой воссоздать что-то ограниченным тиражом из других стран. И его идея распространится не только на Австрию, а и на весь мир, а у нас появится больше интересных моделей, все же лучшего качества, чем присутствуют в «журнальных сериях».