«Дом со львом» - виртуальная экскурсия.

Mar 14, 2016 20:10


Привет! Это Юля. Этот жж в основном про музей "Дом со львом", а добавиться в друзья можно в facebook и ВКонтакте.
Спасибо.
Фото, как говорят в Вологодской области, "прежнее", да так и рассказ будет про старинные годы (и кое-что про новые, конечно).

Фотограф Дуся Соболь.

А теперь про «Дом со львом». Он находится в Саратовской области, на самом ее севере, в Хвалынском районе, в сравнительно большом селе Поповка. Из Москвы в домик ехать примерно 14 часов.







Поповка, само название которой отсылает к старообрядцам-поповцам, расположилась на берегу реки Терешки, впадающей в Волгу.
Поповку окружают возвышенности, совсем близко проходит жд. Дорога из Хвалынска на машине занимает около 25 минут, однако состояние ее пока оставляет желать самого лучшего.
Хвалынский район известен своими старообрядцами, из которых самые «крепкие» живут не в Поповке, а в Сосновой Мазе, неподалеку. Хорошая статья обо всем этом:http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-97
Автор плана Александр Башкатов.




В Поповке находится Никольская церковь, одна из уцелевших в Хвалынском районе, хотя, конечно, и порядком разрушенная в советское время. Построена она была в 1909-12 годах.
Возможно, эта православная церковь служила противовесом большому количеству местных старообрядцев, которыми был полон Хвалынский район.
Церковь сейчас восстанавливается. Недавно в домик неподалеку переехал «мирский» батюшка с десятком детишек.
Больше о церкви: http://olster28.livejournal.com/111501.html
Фото Екатерины Ельфимовой.



Поповку окружают частично засеваемые поля, по ним бегают суслики, которых запросто можно увидеть на дороге в характерной позе «столбиком».
Неподалеку находится Национальный парк «Хвалынский», который охраняет большую территорию. И сусликов на ней.
Сайт Национального парка: http://nphvalynskiy.narod.ru/
Фото Юлии Богатко.


Тетя Валя и дядя Петя Мишанины - наши соседи. Дядя Петя присматривает за домом. Фото Richard Davies.
Несмотря на то, что по техническому паспорту дом построен в 1917 году, скорее всего, он старше как минимум на 20 лет. Первыми его хозяевами были некоторые старообрядцы по фамилии Ларягины (?), которых, как свидетельствует молва, сослали. В 1933 году дом купила семья тети Моти, Матрены Михайловны, где она и жила до 1973 года.




Тетя Мотя человек уникальный. У нее 13 детей! И огромное количество внуков-правнуков, которые летом съезжаются в Поповку.
Матрена Михайловна говорит, что получает прибавку к пенсии за детей в размере 200 рублей. «Вот и разделите на всех!» - шутит она.
В 1973 году дом тетя Мотя продала Тарасу Лазаревичу Сорокину, который жил тут до своей кончины в середине 2000-х.




А вот репортаж, где Матрена Михайловна рассказывает о доме:

image Click to view



Благодаря жж-юзеру avitio удалось найти информацию о Лазаре Сорокином.
Это протокол допроса: «После этого мы разошлись, а Мокридин-Дорофеев остался в доме, Глухов С.Г. и Барыкин С.Ф. пошли с женами на огород, садить картофель, а я, Осипов, пошел по с. Поповка к Глухову СЕ. и по дороге встретил Сорокина Лазаря, которого наедине посвятил в свои планы мще­ния, на что получил одобрение с его стороны, и он, Сорокин, обещал при­нять в деле к/р работы активное участие, т.к. он - зажиточный едино­личник и колхозы отобрали у него лучшие земли».

1933 год. СОВЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ ГЛАЗАМИ ВЧК ОГПУ НКВД ТОМ 3 КНИГА 2.
Полный текст: http://sovetskaya-derevnya-glazami-vchk-3-2.blogspot.com/2008/09/3-2-12.html



Крестовый дом с четырехскатной крышей в переулке Пушкина похож на другие дома Поповки.
Таким его увидели летом 2009 года студенты из Саратовского государственного университета. Разве что листья были зеленые) Ребята исследовали устный фольклор, и дом находить не собирались. Тем не менее, местные жители сказали, что в дом надо обязательно зайти.



Зайти было не так просто - крыльцо покосилось, дверь заклинило.




Открывая входную дверь, оказываешься в прихожей. Кто-то забыл здесь свой веник. Прихожая - обычная пристройка, в ней здесь интересен разве что наличник оконца.
Зато в будущем здесь разместится музейная прихожая и первый зал. Приберемся, но в сайдинг обещаем ничего не закатывать.



В прихожей же находится дверь, декорированная разноцветными кружочками, ведущая в сеновал.
Как рассказывают современные мастера, рисующие в домах, краска позволяет защитить поверхности от загрязнения. Из старины к нам пришел обычай делать уборку к праздникам (сами моете окна на майских? в чистый четверг стираете?) Сейчас это снивелировалось, а в старину «шоркать», то есть чистить, дом к празднику было практически обязательно. А краска помогала поверхностям не так пачкаться и выглядеть, как некоторые говорят, «баско», а некоторые говорят «браво». То есть, красиво и чисто. Это, можно сказать, синонимы.




Мы с вами здесь, в прихожей.


Вот и сеновал. В этом малоприятном пока помещении будет устроен крестьянский центр нанотехнологий, а проще говоря - медиа-комната.
А еще проще - поставим тут телевизор с роликом про дом и будем наливать чай. Наверное)




А вот и главная жемчужина дома - лев в голубой гостиной. Некоторые считают, что он похож на львов Пиросмани. Фото Richard Davies.




Например, на этого Иранского льва с луной.




Добродушный лев лежит на берегу ручья в окружении некоторого парка и птиц.




А вот Joseph Write of Derby, Portrait of Sir Brook Boothby (1781 год). Сэр Бусби лежит на берегу ручья (внизу видны его воды), читает Руссо и предается этому самому руссоизму, то есть соединяется с природой и предается меланхолическим мыслям. Крайне популярный формат портрета для продвинутого молодого дворянина тех лет.




А это портрет Isaac Oliver, Edward Herbert, First Earl of Cherbery, 1610-14.




Разумеется, скорее всего, наш мастер не знал ни портрета сэра Бусби, ни других подобных портретов, хотя гравюры видеть мог. Фото Richard Davies.
Всегда очень опасно проводить аналогии, и мы этого делать не будем. Поэтому наши примеры - это только интересные замечания, не стоит из них делать далекоидущих выводов) Кстати, за домом протекает речка - может быть, мастер здесь ее и изобразил.




По левую руку от льва - деревья в кадках и без кадок.




Если мы приглядимся к фрагменту деревьев на стене дома (слева) и сравним ее с фрагментом же деревьев в росписи дверцы одного великоустюжского шкафчика начала XVIII в. (в центре), то увидим сходную технику их исполнения, своего рода пуантилизм. Композиция на дверце шкафчика целиком называется «Молодец преизрядный» (справа). А такие шкафчики расписывали мастера-иконописцы. Наш мастер, как кажется, тоже был с иконописью знаком, как дальше увидим, очень даже хорошо. Не только по части цветочков.

Комментарий Татьяны Ткачевой:
«Что мы видим на этой интересной картинке?Это ведь не просто дерево, птичка и зайчик. Это Иллюстрация Псалтири (Псалом 103):
Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил.
Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует има.
Горы высокия еленем, камене прибежеще заяцем...

И в том же псалме: скимни рыкающие восхитити и взыскати от Бога пищу себе. (т.е. молодые львы!)».




Противоположную льву стену голубой гостиной украшает внушительных размеров киот, куда мы хотим поместить современную старообрядческую икону. А рядом с ним - фигуры Херувима и Святого Георгия Победоносца. Фото Richard Davies.




Лик Херувима, как кажется, был несколько переписан.




Святой Георгий пронзает, как он это обычно делает, змея. Однако по сценарию рядом должна быть св. Елизавета, из-за которой и совершилось «Чудо Георгия о змие». Где же она?




Святая Елизавета скромно притаилась за киотом (справа), так скромно, что разглядеть ее удалось только в третий приезд. Видимо, киот был куплен и смонтирован после того, как была выполнена роспись.
А слева - тоже св. Елизавета, с иконы «Чудо Георгия о змие» XVIII-XIX веков, поступившей из женского старообрядческого монастыря. Находится она в Хвалынском краеведческом музее.
Похожи, правда? Посмотрим дальше.
За подсказку о Елизавете спасибо большое Саше Шаповаловой.




А вот обе композиции целиком. Нетрудно увидеть их сходство, проявляющееся особенно в деталях: залом плаща, рисунок кольчуги, пасть дракона. Осталось понять, кто делал такие иконы для хвалынских старообрядческих монастырей.




Около печи притаилась композиция, которая многим кажется особенно странной: женщина поливает огромный куст, растущий из кадки. Надо сказать, что такие кадки есть на иконах, только там они - башни. Фото Richard Davies.
Если вы хотите увидеть здесь древо жизни, то не буду вам мешать)




Древо жизни растет вверх, взглянем туда и мы с вами. На плафоне красуется орел (точно-точно :)




А рядом с ним, в похожем круге, некто с ветвью. Лев, орел и этот некто не наталкивают ли на мысль о четырех символах евангелистов?
Представляется,что это действительно ангел, хотя и бескрылый. Кроме того, в районе колен у него/нее можно обнаружить кольцо - в нему подвешивалась зыбка для младенца. Как считают многие посещавшие дом дамы, этот рисунок мог заменять ребенку постоянно трудившуюся мать.

Комментарий Анны Архаровой: «Кстати, в европейском средневековом искусстве его и изображали то с крыльями, то без крыльев. У меня в памяти от курса романики-готики, который нам здорово читали, осталась формулировка: "символ Матфея - ангел или человек».



Если есть орел (Иоанн), лев (Марк), ангел (Матфей), то, по правилам сказки, должен быть и бык (Лука). И он есть. Видите закрашенную серо-зеленой краской область справа от двери? Там-то бык и есть.
Несмотря на слой краски, прекрасно видны очертания рогов, крупа и ... вымени. Думается, мастер был весельчак, раз так свободно трактовал евангельские образы. Роспись мы попробуем раскрыть.
Фото Юлии Богатко.




Вторая комната - розовая спальня. Как в лучших домах! Фото Richard Davies.




На стене спальни изображен пастух, который гонит гусей. Обычное дело и для современной Поповки. Фото Richard Davies.




Легенда связывает пастуха с первым хозяином дома, который, опять же, по преданию, был старообрядцем, а наш смотритель дядя Петя утверждает, что в образе пастуха и вовсе портретирован этот самый первый хозяин.
Конечно, не стоит принимать слова местных жителей за отражение действительности, однако о пастухе сложилось какое-то представление - большее, чем о других фигурах. И можно было бы пока его не трогать...

Однако когда я выложила фотографии дома на Лепре, в этом посте: http://leprosorium.ru/comments/1139053, пользователь zotov указал, что в образе нашего пастуха может скрываться святой Трифон!
Zotov привел следующую цитату: «Святой мученик Трифон: типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты».

Действительно, если все росписи дома выполнены по мотивам иконописи, то почему бы нашему пастуху и не быть св. Трифоном, тем более, что он так похож по описанию. Отсутствие нимба zotov объясняет так: возможно, в данном образе изображен и сам святой, и хозяин дома, носивший имя Трифон.




Клемент Гринберг находит живопись «Дома со львом» в достаточной мере плоскостной. Ему нравится!




Юрию Михайловичу Лотману очень не хватало «Дома со львом» для создания полного образа семиосферы. Он доволен находкой!




Голова пошла кругом? Это оттого, что у нас во дворе растет вот такая крапива.




Кажется, пора на свежий воздух. Рядом с домом вот такие просторы. Приезжайте к нам, в «Дом со львом»! Фото Екатерины Ельфимовой и Юлии Богатко.




Спасибо!

Такая же экскурсия в контакте: http://vk.com/album-23843976_127287718
И на facebook: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.336004136435039.70195.228930327142421

Присоединяйтесь к нам!

Previous post Next post
Up