Данный пост, по сути, является продолжением предыдущего, ведь он о том же - о любви и воле к жизни. Почти как у Джека Лондона.
Людмила Киселева - художница, журналист, Почетный гражданин г. Боровска, кавалер медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, лауреат международной премии "Профессия - жизнь", член Союза художников России, член Союза журналистов России.
Она родилась инвалидом, с диагнозом "миопатия" (прогрессирующее отмирание мышечной ткани, приводящее к полной неподвижности). Ходить она так и не начала с младенчества. Врачи сказали: она вряд ли доживет до шестнадцати лет. Но она дожила. И пережила.
Она испытала и страдания неразделенной любви, и бедность, и насмешки, и чувство вины. Но она не ушла в себя. Она стала рисовать, заочно окончила ЗНУИ.
Ее потрясающие по лаконичности техники и глубине содержания рисунки принесли известность. Киселевой дали звание Почетного гражданина Боровска, в городе о ней знает всякий.
Ее работы - удивительно светлые и легкие, солнечные и воздушные. В них нет и намека на ее личное несчастье. От них веет теплом, нежностью и лаской, чувством радости жизни - или легкой грустью и сопереживанием. Они призывают любить жизнь.
Выставки графических работ Людмилы Георгиевны Киселевой всегда собирают много публики: так хочется воспринимать чье-то удивительно светлое, жизнерадостное мироощущение, когда вокруг - затяжной кризис радости бытия.
Но в конце 80-х она перестала рисовать. Навсегда. "Я почувствовала, что начала повторяться, - признается Людмила Георгиевна. - Спела хорошие песни - и уйди. Поэтому мне Аллу Пугачеву очень жалко". Трагедией для нее это не стало, просто начался новый период в жизни. Такой же светлый и лишенный уныния, как и ее графика. Графика счастья.
Тогда она готовилась к худшему, что могло произойти, - к смерти мамы: "У меня было сто снотворных таблеток, чтобы умереть вместе с ней. В инвалидный дом я не пошла бы ни за что". Но судьба прихотлива и избирательна: появился человек, ставший ей мужем, и жизнь продолжалась. А потом случился инфаркт, уложивший Киселеву в постель окончательно: "Я очень удивилась тогда. Если Бог оставил меня жить, значит, я что-то должна еще сделать".
Скоро стало ясно, что делать. К ней пришла подруга-врач и рассказала о брошенных грудных детях, которые живут в больнице, потому что их больше некуда пристроить. И тогда Людмила организовала Центр адаптации детей-сирот и инвалидов. К тому времени она уже могла владеть только кистью руки - впрочем, этого было достаточно, чтобы взять трубку телефона и набрать номер. Людмила Георгиевна взяла справочник московских фирм и стала звонить. И так уже 10 лет. Каждый будний день Людмила Киселева обзванивает московские фирмы: с кем-то из бизнесменов она уже хорошо знакома, кому-то представляется впервые: "Я Людмила Киселева из Боровска, член Союза художников и Союза журналистов. Прошу вас помочь детскому дому". Киселева, чтобы не отпугнуть потенциального благотворителя, редко просит деньги. Речь, как правило, идет о "натуральном продукте": молоке, масле, печенье, ботинках, куртках, обоях, сантехнике. Откликается один из десяти. Но каждый день Киселева что-то нужное для детей добывает.
Людмила "заставила вращаться" мир не вокруг себя, но вокруг еще недавно никому не нужных детей. Киселева - очень занятой человек. Вокруг нее трещат телефоны, работает компьютер. К ней постоянно обращаются за помощью. Стряслась беда, заболел ребенок - звонят Киселевой. И она помогает - находит деньги, устраивает на лечение.
"Я не считаю, что ушла от творчества, - говорит она, - каждый мешок картошки, который привезли в детский дом, - не меньшая творческая удача, чем изящная графическая работа. Искусство - это не только рисовать или петь, это каждый твой день".
Сейчас она - директор этого Центра. Центр опекает еще три детских дома. Еще на ее попечении дети-инвалиды с психическими заболеваниями, да и вообще все, кому нужна помощь. Работая совместно с боровским центром социальной педагогики, она ежедневно занимается насущными проблемами детских домов, детей-сирот и многими-многими другими.
Кроме того, Людмила Георгиевна - инициатор множества начинаний: сохранение памятников истории и культуры Боровска, создание музея народного творчества, картинной галереи, привлечение внимания к Боровску и монастырю. Своим духовным наставником ее считают многие боровчане.
Творчество и общественная деятельность Людмилы Георгиевны оказали и оказывают огромное влияние на духовную жизнь многих и многих россиян.
Текст поста составлен из фрагментов различных статей о Людмиле Киселевой, авторами которых являются: Марина Бровкина, Алексей Собачкин, Алла Митрофанова; также некоторая информация взята из различных блогов и Интернет-сообществ.
Ниже идут работы Людмилы Киселевой. Всего 35 штук. Это самая полная коллекция, которую мне удалось собрать. И все равно здесь нет некоторых рисунков, которые я хотела бы иметь у себя. Например, "Гренады". Или "Попытки" - последней ее работы. Когда-то в детстве у нас дома была книга с ее графикой. Она называлась "Дай сердца твоего коснуться сердцем...". Но мы с сестрой тогда не понимали ничего в искусстве, ведь мы были маленькими. И книга как-то незаметно измялась и потрепалась, а потом и вовсе затерялась среди старых вещей, и даже, возможно, вместе с прочим хламом была отправлена на помойку. Надо ли говорить, как я теперь об этом жалею.
В 2008 году в Москве была выставка работ Людмилы Киселевой, где можно было купить альбом с ее рисунками, книги и фильмы о ее жизни. Но я не воспользовалась возможностью - вряд ли мне было до этого. Все, кто со мной знаком, помнят, какой я тогда вела образ жизни.
О рисунках судите сами.
Спасибо за внимание.
Автопортрет
Зимняя улочка
Зимушка-зима
Зимняя ночь
Зимняя сказка
Детские сны
Куда уходит детство
Зиме конец
Весенний звон
Девочка-весна и ветер
Как мимолетное виденье
Старший брат
Поэт
Семнадцатилетие
Первая любовь
Бережность
Материнство
Встреча
Приготовились!
Какой чудесный день
Сколько моря, сколько солнца!
Забытая церковь
Последний луч
Деревня моя
Осенняя акварель
Прощание
Осенняя песня
Двое
Первое горе
На семи ветрах
Марина Цветаева
Первый бал
Забытый портрет
Одна
Пусть светит
Вот человек идет по улице. Наверное, на работу.
Он думает, что он идет на работу. А вообще-то он идет жить.