О наказании за "оскорбление власти". Мастер-класс

Apr 29, 2019 22:18


Модная тема - первое применение закона об «оскорбление власти».
По этому поводу склоняют фамилии мудрых сенаторов, сей закон принявших, организуют в сети флеш-мобы в поддержку пострадавшего (как и когда бы еще житель Малой Вишеры Юрий Картыжев получил бы мгновенную и всероссийскую известность?) и, соответственно, тиражируют пресловутое «оскорбление» также во всероссийском масштабе.

Кто-то полагает, что всё правильно было сделано. Чего церемониться с хулителями-то? Да и в казну копеечка - 30 000 российских рублей на дороге не валяются. Пресловутая «вторая нефть» должна пополнять бюджет не хуже первой.

Кто-то полагает, что всё было сделано не совсем правильно. И приводят в пользу скепсиса своего неслабые аргументы. Вот один, например, из них. Мол, кабы игнорировали хулу на начальство, так она бы в узком кругу «фолловеров» этого интернет-автора и померла, а так - в силу суда быстрого и правого - этот поклеп зазорный получил всероссийский резонанс и, опять же, всероссийскую аудиторию. Чего в том хорошего, где в том польза престижу власти?

Словом, некая разница в мнениях есть. А в таких случаях всегда имеет смысл обратиться к прецедентам.

Как прежде поступали на Руси в случае «оскорбления величества»?

Поступали, конечно, по-разному.
Но вот есть одна байка, которая прежде - на протяжении всего XIX века - была чрезвычайно популярна. И в силу этой популярности она связывалась со многими августейшими именами, а чаще всего - с Александром III и Николаем I. И то, что эта байка оказалась столь долгоживущей и известной, говорит прежде всего о том, что есть в ней некий назидательный смысл.

О чем речь?

О том, как некий весьма подпивший человек (солдат Агафон Сулейкин в случае с Николаем «Палкиным», в рассказе об Александре «Миротворце» фигурирует рядовой Орешкин) устроил в кабаке ссору, а затем и  потасовку с применением, соответственно, разных нецензурных слов. Когда же кабатчик указал пьянице и дебоширу, что негоже так себя вести перед ликом самого государя императора (в кабаке висел царский портрет), то буйный солдат эти укоризны отнюдь не воспринял. Напротив, сказал, что он плевать хотел и на кабатчика, и на этот портрет тоже. Немая сцена.

Этого дерзкого рядового, конечно, арестовали и предали военному суду. Он был приговорен к суровому наказанию - розги и ссылка. По закону приговор должен был утвердить царь как верховный главнокомандующий. Он это дело разобрал и вынес свою резолюцию. Она известна в разных вариантах, и один из них такой: «Объявить имяреку, что и я на него плюю тоже, а в кабаках чтобы впредь царских портретов не вешать».

Такой вот прецедент.

Конечно, то было в давние времена - времена деспотические, монархические, самодержавные. И начальственные решения принимались тогда порой и «неэффективные», и «контрпродуктивные» - вплоть до полной противоположности заявленной цели. Конечно.

Сейчас совсем не то - на дворе демократия и всяческая законность. «Нынеча - не то, что давеча». Конечно.

И всё-таки, что-то тут есть в этой царской резолюции...


Previous post Next post
Up