*
Третья часть отклика на «Пристань».
В спектакле много таскают. Поднимают и таскают старых актеров по сцене. Если выходят они на сцену по большей части на своих двоих, то уход обставлен торжественно - их уносят, подняв высоко.
Фирменный режиссерский прием Туминаса, любимая мизансцена, если вспомнить «Маскарад», его визитную карточку - толпа постоянно двигалась из кулисы в кулису и кого-то поднимала-носила. Но здесь этот прием очень точно вписан в концепцию. Бенефицианта поднимают над сценой, словно на пьедестал ставят. Тем подчеркивают вертикальное измерение спектакля, высоту, сочетающуюся с высотой колонн и старых стен.
И еще немаловажный момент. Чтобы все эти паланкины и кресла поднимать и таскать нужны молодые сильные руки. Значит в театре есть, кому это делать. Есть смена и она предьявлена. Не только для того чтобы «таскать» конечно, но и играть. Скажем, сыграть контрапункт к старым стенам - глупую, «цветущую юность» (Василий Симонов в роли седьмого мужа). Чтобы помочь солисту, подыграть в эпизоде или сыграть дуэт (Вележева с Яковлевым, Карельских с Борисовой). И все участвуют в игре с видимым удовольствием и азартом. Спектакль многонаселенный и там отработана каждая мелочь, и очень много вкусных эпизодов и ролей второго плана, достойная дорогая оправа для бриллиантов. Оправа по большей части гротескная, что придает монтажу бенефисов единый праздничный, вахтанговский игровой стиль. Многим удалось сверкнуть и подурачиться вволю - Епишев, Лопухов, Макаров в «Благосклонном участии», Шлыков в роли бургомистра в «Визите дамы», трое отвязных сыновей в «Филумене» (Ушаков, Соломыкин, Иванов).