Часы с боем снова идут

Sep 20, 2012 15:25

*
Казалось бы МХАТовское «Соло для часов с боем» Ефремова и Васильева невозможно повторить. Эти часы остановились и сданы в музей. Ефремова уже давно нет, Васильев уже очень давно не ставит спектакли «с портретами» (как он это называет), да и нет уже такого количества «портретов» ни в одном театре.
А вот ведь повторили.

Нашелся такой режиссер. И ведь Туминас начинал «Мелодией для павлина» - дипломный спектакль сделанный как раз в театре им.Станиславского, где в конце 70-х работал Васильев. И если я не ошибаюсь (надо бы найти программку и уточнить) Васильев был руководителем постановки. Эстафета, принятая через столько лет.

Нашелся такой театр. В театре им.Вахтангова сейчас самая представительная портретная галерея в фойе, четыре народных артиста СССР (Борисова, Лановой, Этуш и Яковлев). В остальных наших театрах, даже самых исторических-академических, если и есть такие динозавры, то один-два.

Часы с боем запустили снова. С новым механизмом (литовского производства). Из других (вахтанговских) деталей. Но это ТЕ ЖЕ САМЫЕ часы, старинные, которые ВРЕМЯ показывают.
Спектакль о времени и о жизни. О жизни театра во времени и о жизни человека во времени. О прошедшем времени, и о настоящем времени, которое на наших глазах становится прошедшим. И даже о будущем времени, о встрече с неизбежным.
О жизни одного театра и о жизни разных людей. Разных актеров и разных персонажей, у каждого свои отношения со временем, свои способы стареть, поддаваться и не поддаваться времени, принимать время или мстить, встречать время.

Ход мысли постановщика (Туминас назван в программке также и автором концепции спектакля) очень простой и «человеческий». Очеловечить юбилей. Перевести 90-лет театра (почти целый век) в масштаб времени жизни одного человека. Театральный век измерить чело-Веком.
У каждого свой век, разное количество лет - у Галилея и у Пушкина, у Грегори Соломона и у Клары Циханасьян. Но все они встречаются со временем и задумываются и взаимодействуют, оглядываются в прошлое, а впереди замечают пристань. У каждого своя дорога к пристани, непрямая (тот длинный отрезок дороги, что сзади и тот короткий, что впереди).

И у спектакля, построенного на такой простой концепции тоже очень непрямая дорога к финалу. Сценки-бенефисы включены в венок не через запятую, а именно сплетены в венок. Есть сквозные смысловые линии, бенефисы и бенефицианты отражаются друг в друге и вступают в диалог. Коновалова с Борисовой. Яковлев с Этушем. Две Настасьи Филипповны на сцене (Борисова и Вележева - обе превосходны). Зритель может желание загадать :)
Все время меняется манера игры, пафос сменяется иронией, лирика - гротеском, проза - стихами, обнажение тела и души - демонстрацией масок. Режиссер мастерски переключает регистры, в первом действии посерьезнее, во втором повеселее. Спектакль длинный, надо учитывать законы восприятия. И они были учтены, спектакль смотрится легко, проходит быстро (пролетает как жизнь). Через четыре недолгих часа весь зал встает и долго аплодирует стоя.

театр, ВАХТАНГОВСКИЙ, Туминас

Previous post Next post
Up