*
"МЕТОД", М.Пинейро, Испания, 2005г. (9)
Посмотрел после спектакля
«Метод Грёнхольма» (спасибо блогоприятелю
jak_fatalist за наводку и заливку). В титрах фильма в качестве основы сценария указана та же пьеса Гальсерана, однако кроме «метода» у фильма со спектаклем почти ничего общего нет. Текст отличается на 100%, другие персонажи, совершенно другой финал. Разве что завязка и несколько сюжетных мотивов похожи (двое претендентов - он и она - были знакомы раньше, задание по вычислению подсадного психолога). В спектакле четыре претендента на место, в фильме семеро. Есть в фильме и восьмой персонаж - секретарша, которая
там вовсе не «для мебели».
Спектакль захватывает внимание быстрее, чем фильм.
Меньше действующих лиц - больше концентрация. К тому же, трое из четырех актеров мне были очень хорошо известны - так быстрее запоминаешь и разделяешь персонажей. В фильме играют совершенно неизвестные мне актеры, но они не хуже наших. Блондинка чем-то напоминает Монику Вити (и роль у нее значительнее, чем у Толстогановой и играет она лучше), актер играющий подсадного психолога меняется ничуть не менее эффектно чем Гордин.
Но и главное преимущество фильма проявляется сразу.
Нет стерильности, космополитичный хайтек погружен в конкретную испанскую среду, в сегодняшний день - все происходит на фоне демонстраций антиглобалистов. И сам фильм - аргумент против глобализации, показанной как расчеловечивание. У фильма накаленный социальный месседж. В спектакле было больше игры, детективного начала, неожиданных сюжетных перевертышей.
В сценарии фильма ключевым стал эпизод, который меня зацепил уже в спектакле, но не получил там никакого развития. Последними остаются два претендента, он и она. Просто мужчина и просто женщина, словно Адам и Ева. Система вынуждает их конкурировать, а они самой природой созданы чтобы сотрудничать (плодиться и размножаться).
У них был шанс стать Адамом и Евой нового человечества на развалинах глобализировавшегося мира, но…
Каждый из них стоял перед выбором (соблазном) - победить в одиночку или выйти из игры вместе. Она, поколебавшись совсем немного, сделала выбор и вышла вместе с ним. А он в последний моменте бросил и остался в игре. Метод сработал, метод Грёнхольма оказался сильнее естества.
Она осталась одна, вышла из транснационального небоскреба в обезлюдевший город (так символично обезлюдевший и замусоренный следами глобализации и антиглобализации).
Кстати, идея бегства от цивилизации, посетившая меня на спектакле, в фильме тоже развита и в более позитивном, чем дауншифтинг виде. В виде мечты открыть бар на берегу океана и завести одиннадцать детей - футбольную команду.