Текст: Маша Форманюк
Пару лет назад мой 5-летний пасынок осваивал велосипед - дедушка подарил ему сложносочиненную блестящую железяку о четырех колесах. Предполагалось, что по ходу обучения два дополнительных опорных колеса можно будет поднимать повыше, а затем и вовсе открутить - таким образом мальчик "плавно перейдет" к катанию на двухколесном велосипеде. Но если удерживаться вертикально на этом тренажере было нетрудно, то въехать на горку (не говоря уж о прочих пересечениях местности) у него получалось с большим трудом - ножной тяги не хватало, да и сам агрегат не отличался мобильностью.
На мой критический взгляд, такое "катание" не имело практически никаких плюсов - ни удовольствия, ни скорости, ни навыков балансировки (а ведь это - самое главное в катании). Разве что тревожные взрослые могут не бояться, что деточка разгонится и расшибется.
Но двадцать лет назад я училась кататься ровно на таком же агрегате. И совершенно точно помню свое первое ликующее ощущение "ураа!! поехала!!" вместе с разбитыми в кровь коленями - только после того, как лишние колеса были отсечены. Неужели за двадцать лет ничего другого не изобрели?
К счастью, когда мы приблизились к покупке первого транспорта для двухлетней дочери, я узнала о беговелах - велосипедах без педалей.
На беговеле (он же велокат, run bike, balance bike или learner bike) ребенок едет, поочередно отталкиваясь ногами, и с помощью ног же учится держать равновесие на двух колесах - чтобы затем сразу же пересесть на двуколесный велосипед с педалями, без всяких подпорок. По описанию это может вызвать недоумение - ровно до тех пор, пока не увидишь двухлетку (!!!), резво рассекающего на беговеле вокруг родителей, в то время как его сверстники на трехколесных драндулетах жмут кнопки и слушают песенку Лунтика, а мамы-папы-бабушки толкают этот транспорт с помощью высокой ручки.
В Европе беговелы популярны уже давно, а до России мода на них дошла всего пару лет назад. Но московские родители-первопроходцы проявили недюжинный энтузиазм и прошлой осенью даже собрались на
первую беговелогонку.
Конструкция беговела предельно проста, поэтому им легко управлять, он занимает мало места и мало весит. Высота сиденья регулируется, так что радости хватит на несколько лет (обычно от 2 до 5 лет). А если у вас несколько детей - то еще дольше.
Как выбрать беговел
При выборе беговела основным параметром является рост ребенка - производители обычно указывают ростовую вилку, в пределах которой малыш сможет комфортно кататься на этой модели. Из найденных мной самый маленький -
Puky LRM - рассчитан на рост от 85см. Всё остальное - дело вкуса, кошелька и ассортимента магазинов.
Из принципиальных различий можно отметить материал рамы. Деревянный чуть легче металлического, поэтому таким беговелом проще управлять маленькому-легкому ребенку, а родителю - легче носить беговел с собой. И он легче набирает скорость, поэтому лучше не рисковать и надеть на малыша шлем (это справедливо и для любого другого малышового транспорта).
На мой взгляд, лучшие европейские марки, выпускающие красивые деревянные беговелы - это немецкая
Kokua LIKEaBIKE и британская
EarlyRider. Правда, в российских магазинах их можно найти с большим трудом и существенно дороже, чем в Европе. На снимке ниже - деревянный EarlyRider.
С другой стороны, металлический беговел крепче. И что более насущно, купить такой в России гораздо проще. Ищите в интернет-магазинах Puky, Kettler, BMW, Micro, Strider, Beck (напомним ключевые слова для поиска - run bike или balance bike).
Есть еще пластмассовые - но это, на мой взгляд, профанация и для нормального катания по улице не годится. Хотя, если коридоры вашей квартиры позволяют устраивать гонки со столкновениями - то пластмассовый беговел, возможно, испортит меньше мебели, чем металлический.
По моему опыту, лучше выбирать модели с более широкими колесами (толстыми шинами) - с такими легче кататься по пересеченной местности, да и в целом устойчивее. Диаметр колес не так критичен - просто чем выше ребенок, тем больший диаметр колес вы можете себе позволить. Но даже самый маленький Puky едет резво и весело, просто придется перебирать ногами чуть чаще.
Точно так же выбор между колесами с литыми резиновыми шинами или с шинами поверх надувных камер для малышей не так уж важен. Понятно, что у надувных будет немного лучше амортизация, но для ребенка весом 15 кг эта разница не будет столь уж ощутимой.
Некоторые родители, привыкшие к велосипедам, переживают - а почему нет тормоза? А где подножка? Но напомню, что речь идет о маленьких детях - 2-5 лет - которые вряд ли способны на ходу, на скорости одновременно оперировать левой ногой, правой рукой, да еще и удерживать равновесие. Я много раз видела, как дети, начинающие кататься на "продуманном" велосипеде с ручным и ножным тормозом, все равно при любой неуверенности интуитивно тормозят ногами. Создатели беговелов, к счастью, это понимают - мы можем получить либо очень "продуманный", но слишком громоздкий для приятного повседневного использования агрегат, либо что-то очень простое и удобное - пожертвовав аксессуарами.
Конечно, на волне спроса выпускаются всевозможные дополнения к беговелам: рожки-звонки, подвесные корзинки, зеркала и даже та самая палка-толкалка для родителей. Но опыт и здравый смысл подсказывают - достаточно беговела и шлема.