Голованово - Тума // узкоколейная железная дорога в лесах

Jul 28, 2010 12:16

   Давно, ещё при царе, в мещёрские леса от Рязани была проложена первая узкоколейная железная дорога. Построена она была для вывозки лесоматериалов из пострадавших тогда от сильных пожаров лесов, временно. Но идея прижилась, и дорога из временной превратилась в постоянную. Её продлили сначала до
Спас-Клепиков, затем до Тумы, а позже и до самого Владимира. Собственно, эта железная дорога и положила начало промышленному освоению края. Дорог, даже обычных грунтовых в Мещёре тогда было очень мало, леса были малодоступными, девственными. Именно эти девственность и глушь в центре России пленили тут
когда-то Паустовского. Эту затерянность в лесах он ощущал как счастье 
    Но с приходом коллективизации и индустриализации всё изменилось. Другого транспорта, кроме гужевого, тогда здесь просто не было, поэтому приход паровоза в леса стал символом индустриализации. Паустовский, как романтик, естественно идеализировал и романтизировал действительность, придавая ей черты сказочности. В повести "Мещорская сторона" (именно так, с буквой О тогда писалось) и в рассказе "Кордон "273" он с теплом воспел эту "самую неторопливую дорогу в Союзе" с "игрушечным паровозиком", и, кстати, именно по ней он впервые и попал в этот край 
   В 1927 году в самый глухой и труднодоступный район болотистых мещёрских лесов от основной магистрали была отведена ветка до Головановой Дачи
   Рельсы с основной дороги в 1999 году, в эпоху тотального разграбления, сняли, а  ветка Тума - Гуреевский -
Голованова Дача цела и поныне   
   С начала прокладки первой линии Ока - Пенкино (1893 год) прошло почти 120 лет. В нынешнее автомобильное время узкоколейка оказалась не нужна.
   Интересно, сохранился ли дух тех времён, и что осталось от знаменитой узкоколейки?

Так как эта узкоколейка самая неторопливая, пройдём и мы неторопливо вдоль старинной железной дороги



9~й километр. Забытый полустанок


А начнём мы путь, как это водится, "от печки", с главной "речной магистрали" Мещёры, реки Пры

Сначала пройдём через деревню Ольгино, что стоит на обширном поле среди лесов. Деревня на первый взгляд проста и непритязательна



В Ольгино

Однако, и в ней есть свои раритеты: синий "Запорожец" стоит здесь до сих пор, и, видимо, ещё на ходу, а рядом, из-за забора выглядывает журавль-колодец



Раритеты

Часам к 12 дня установилась неимоверная жара, как сказали 38 градусов. Над лесами повисла плотная размытая голубоватая дымка, - это испарения от лесов. В воздухе появился своеобразный запах: смесь запаха хвои и дыма. Лето в этом году необычайно жаркое



Сухомень

Далее направимся к озеру Урцево, что спряталось в лесах недалеко от Ольгино. Здесь, в прибрежных зарослях тень и прохлада, но вода в озере очень тёплая, а леса на противоположном берегу размыты в той же голубоватой дымке



С севера в озеро Урцево впадает канава

Даже по лесной дороге идти жарко! Муравьи предусмотрительно очистили песчаную полоску вокруг муравейника от хвои: на случай пожара. Часто видны лесные дороги, перекрытые шлагбаумами, и знаки: "ВЪЕЗД В ЛЕС ЗАПРЕЩЁН!"

А вот этот плакат вызвал добрую улыбку: умеют ещё у нас делать плакаты с душой!



Мультяшный плакат

С половины четвёртого небо над лесами потемнело, стали надвигаться тучи, вверху сильно загрохотало. Воздух сначала встал, а затем откуда-то налетели порывы ветра! Деревья закачались, зашумели, дружно зааплодировали зелёными листьями долгожданному дождю! Идти стало легче

Вскоре я пришёл в посёлок Голованово



В Голованово

На краю посёлка у леса стояла большая изба с табличкой "Головановское лесничество". Но, к сожалению, воды в колодце напротив лесничества не оказалось. Тут же гуляли две женщины с двумя мальчиками: одна постарше, другая помоложе. Они отвели меня к своему дому и напоили водой из колодца, за что им большое спасибо! В саду около их избы на яблонях висело много ещё зелёных яблок. Вообще, я заметил что в Рязани и Рязанской области урожай яблок в этом году знатный! Женщины, видимо, городские, приехали с детьми на лето отдыхать к матери



Улица в Голованово



Пути

Вообще посёлок сильно зарос берёзами и другими деревьями, на старых снимках местность была более открытая



Железнодорожная стрелка и теугольник для разворота

Дорога узкоколейная, а рельсы на ней с обычной широкой колеи. Их заменили. Узкоколейные рельсы теперь можно увидеть, кажется, лишь на разъезде Гуреевский, на треугольнике

Следует сказать, что раньше железная дорога в Голованово не заканчивалась. Дальше на юг, ещё до войны, шла целая система разветвлённых путей, а в лесах был лагерь, отнюдь не пионерский, ГУЛАГ вёл обширные лесозаготовки



Бывший вокзал. Посёлок называется Голованово, а станция Голованова Дача
                                    Даже табличка осталась от МПС СССР

Грустное это зрелище. Стоит вспомнить, каким этот вокзал был, когда железная дорога ещё работала. Это скан снимка из книги "Мещёрская магистраль" (авторы А. Берзин, В. Миронов, издательство "Посад" 2004)



Голованова Дача. Морозный рассвет. Октябрь 1987

Сравните! Снято почти с того же места

Сейчас в одной половине этого дома живут люди. А вообще местных жителей тут мало, в основном приезжие



В Голованово есть маленький пруд, вода в нём прозрачная

По поверхности видно, что начался дождик, хотя ожидался-то ливень: грохотало два с лишним часа, а дождик прокапал всего полчаса

Но пора отправляться дальше на север, по железной дороге

Из Голованово я вышел в 18 часов. Дорога из посёлка нырнула в лес и пошла дальше зелёным коридором



Зелёный коридор в лесах

Вид в сторону Головановой Дачи. Ржавые рельсы блестят после дождя

Железная дорога на несколько километров от Головановой Дачи весьма живописна, если вообще так можно о ней сказать: лес подступает почти вплотную, рельсы "тонут" в мягком мху, прямо на шпалах растут грибы, а рядом по обочинам растёт земляника

Мостики через канавы недавно полностью обновлены. Новые просмолённые деревянные шпалы, нагретые солнцем, пахнут хорошо знакомым с детства запахом

А мимо этого места я пройти равнодушно не мог. Справа от дороги огромные выгоры тянутся на многие километры. Остовы деревьев, обугленные стволы, среди них бурные заросли иван-чая. А ведь где-то рядом проходит граница заповедника



Берегите лес!

Хотя беречь-то здесь собственно нечего. Ничего не осталось, кроме этого плаката: "напоминания будущим поколениям"

Далее виды вдоль дороги представляют весьма печальное зрелище: сплошные выгоры по правой стороне. К тому же после дождя вылетили полчища страшных серых насекомых, очень кусачих и злых. Спасал только накомарник, но и под него они норовили проникать. Ближе к вечеру оводы, или как там их называют, смешались с полчищами комаров и получился "гремучий коктейль". Но комары после этих серых тварей кажутся нежными созданиями

Около Курши картина немного оживилась, виды стали менее удручающими. Курша - маленькая, заброшенная и заросшая деревня, видны нежилые дома, но в колодце, слава Богу, вода есть. Хотел было поснимать: пейзажи с заброшенными домами при алом свете зари выглядели фантастически, но это мне не удалось по причине тех же кровососов, не было возможности даже вытащить фотокамеру, а не то что снять накомарник

Встретилась пожилая женщина с ведёрками ягод. В одном из них была черника. Странно, но в других местах черники почти не было

" - Как же вы здесь живёте?" - спросил я женщину, имея в виду, что такое огромное количество насекомых я ещё нигде не видал

Оказывается, что они дачники, приехали этим вечером

Стало темнеть. Слава Богу, оводья исчезли, жить стало легче. Хотя комары зудели всю ночь: гул стоял как в самолёте, и как-то ухитрялись пробираться в закупоренную палатку. Так что это была единственная ночь за поход, когда я не выспался

Зато на следующий день утром где-то рядом на болоте я слышал крик журавлей и видел нежнейшую малиновую зарю

В средней части дорога мне показалась очень унылой: по обеим сторонам беспрерывно тянутся вырубки, выгоры, болота. Так что приходится констатировать, что железная дорога нанесла природе значительный вред. Если так будем "осваивать", то ничего не останется, кроме комаров и злых мух.

Пейзаж оживился, когда дорога вышла на открытые пространства (смотрите первое фото): здесь перелески чередуются с полями, живописными зарослями иван-чая

Кстати, в той же книге "Мещёрская магистраль" я прочитал, что огромные пустоши вокруг Тумы (белые пятна на карте) - это тоже результат пожаров 1925 года

От бывшего разъезда Гуреевский до Тумы дорога идёт среди старых деревьев, посаженных, видимо, ещё при её строительстве и особого интереса не представляет

Вот и добрались мы до Тумы



Станция Тумская

Дальше до Владимира идёт широкая колея и ходят поезда

А мне пора возвращаться домой!

Мещёра * 5 - 11 июля 2010 года

Мещёра, железнодорожное

Previous post Next post
Up