"Ни фига мы не продвинули" - так Президент Медведев метко охарактеризовал состояние дел с внедрением электронных государственных услуг в России.
(Кстати, вместо того, чтобы решать, какого рода у нас кофе, решили бы лучше действительно важный вопрос о том, как правильно: "нифига" или "ни фига", а то в половине изданий так, в половине изданий сяк, а на официальном сайте Президента, которым можно было бы воспользоваться в качестве эталона, стенограммы конкретно этого диалога почему-то нет). Да уж, о чем говорить: мы реально скатываемся к концу первой сотни государств по "е-готовности", а любое взаимодействие с государственным органом - это бумажки, бумажки, бумажки.
Короче говоря, продолжая словами Президента, "это вообще уже такая тема, просто о которой стыдно говорить". Напомню, что громогласные поручения о необходимости скорейшего внедрения "электронного правительства" делались многократно, в последний раз на заседании госсовета в начале февраля 2009 года... и ничего. Сейчас Президент вынужден повторять те же самые слова, по существу он ничего добавить не может. Правительство не выполняет его поручений.
Однако, мы оставим в стороне тему наказания, которому следовало бы подвергнуть саботирующее президентские указания правительство, и поговорим о другом. Собственно говоря, почему почти все проекты электронного правительства проваливаются? И что надо сделать, чтобы что-то начало получаться? Косвенно ответ на этот вопрос дает, опять же, Д.А.Медведев:
"...Я думаю, что сегодня уже никому не нужно доказывать, что качество публичных услуг прямо влияет и на состояние демократии в нашей стране, и на вопросы противодействия коррупции". Что правда, то правда. У электронного правительства много плюсов, и один из главных - возможность нанести серьезный удар по коррупции. Ну и получается как в анекдоте: "Вчера давали пьянству бой, и пьянство снова победило". Последний раз процитирую Президента: "Отмечу, что государственные расходы на информатизацию в нашей стране в настоящий момент абсолютно сопоставимы с расходами развитых европейских стран... Например, в той пропорции, которая применима, допустим, к сравнению России и Германии, у нас где-то одинаковые проценты применительно к ВВП, но эффективность использования этих средств весьма и весьма незначительная." Другими словами: воруют-с. Коррупция и не дает победить коррупцию... Весьма логично; так оно, обычно, и бывает - нечему тут удивляться.
Классический пример победы коррупции - это, конечно, Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010)". Хотя 2010-й год еще не наступил, про программу, на которую было потрачено около 50 миллиардов рублей, все предпочитают просто не вспоминать. На
сайте Минкомсвязи про нее больше нет упоминаний, хотя глубоко внутри сайта
текст программы еще можно найти. Официальный сайт программы (он находился по адресу
www.e-rus.ru) перестал действовать. Есть еще другой сайт:
www.elrussia.ru - не пожалейте времени, посетите его; реально доставляет! Как я уже несколько раз писал, в рамках этой программы не было сделано ничего (точнее, ничего работающего), хотя все конкурсы были сыграны и все деньги освоены.
Вроде уже один этот пример (хотя он был далеко не единственным) должен был научить правительство, как не надо заниматься государственной информатизацией. А именно, не надо раздавать деньги ведомствам в надежде, что они их эффективно потратят и создадут работающие и полезные решения. Для оказания услуг надо привлекать тех, кто умеет оказывать услуги: частный бизнес. Он (частный бизнес) тогда уж программное обеспечение разработает, и качество обеспечит, и услуги будет предоставлять. Главное - создать прозрачные правила игры. Но нет же:
"...из бюджета потребуются деньги для создания программной системы на базе ФСС", заявляет председатель правления ФСС С.Калашников. Речь идет как раз об оказании государственной услуги - системы представления отчетности в ФСС для юридических лиц. Такая система с 2002 города работает в ФНС, с 2005 года - в ПФР, с 2006 года - в Росстате, и везде на одних и тех же принципах: услуги оказывают частные операторы, которые конкурируют между собой, государство не тратит ни копейки на систему. ФСС остается единственным крупным получателем обязательной отчетности юридических лиц, который принимает данные только на бумаге, и вот сейчас, оказывается, он готов перейти на электронный документооборот - только дайте денег из бюджета... Это ничего, что с 2004 года операторы систем электронной отчетности обивают пороги в ФСС, предлагая всё сделать бесплатно, лишь бы только ФСС раскрыл и стандартизовал входные форматы данных для своей информационной системы (как это сделали все остальные упомянутые выше ведомства). Не тут-то было: разработчиком этой системы является московская фирма
"НИСТ", которая считает форматы данных своей интеллектуальной собственностью. Именно НИСТ выигрывает все конкурсы на развитие информационной системы ФСС, и если г-н Калашников выбьет бюджетное финансирование на создание системы сдачи отчетности, то легко догадаться, кто станет подрядчиком на разработку системы. Еще бы, ведь заместитель председателя правления ФСС, курирующий информатизацию, С.С.Ковалевский, до прихода в ФСС много лет проработал в НИСТе, который сам же и основал когда-то.
Это, впрочем, всего лишь маленький пример. Смысл моего поста не в наезде на ФСС - таких примеров можно привести десятки и сотни. Смысл немного в другом. Надо менять глобальную логику подходов, менять правила игры - если действительно хочется создать электронное правительство, то, первым делом, надо перестать давать на него деньги. По крайней мере, в той части, которая касается предоставления государственных услуг. Все государственные услуги - на аутсорсинг! В условиях кризиса, в условиях низкого спроса на внешних рынках, сюда сразу прибегут десятки софтверных и сервисных компаний, и автоматизировать процессы предоставления услуг они уже будут не на основании неграмотных ТЗ, написанных государственным заказчиком (зато по ГОСТу), а так, как нужно им самим, что оптимизировать свои затраты - то есть, оптимальным образом. Так произошло с одной конкретной государственной услугой для юридических лиц (сдача отчетности и предоставление информации из госреестров), и так могло бы произойти со всеми остальными государственными услугами для юридических и физических лиц - вплоть до той самой регистрации автотранспорта, в которой пока что мы "ни фига не продвинулись".
Но коррупция слишком соблазнительна. Еще один пример из знакомой мне отрасли: не в рамках программы "Электронная Россия", а в рамках программы информатизации налоговых органов, Федеральная налоговая служба в 2004 году заказала
ГНИВЦу (это ведомственный ФГУП-информатизатор) разработку "единого приемного комплекса" для электронной отчетности. За пять лет и несколько госконтрактов приемный комплекс был создан, и даже внедрен. Но юмор в том, что для функционирования системы он не имеет никакого значения и в принципе не нужен: во всех налоговых инспекциях давным-давно стоят и бесплатно поддерживаются приемные комплексы, разработанные операторами услуг электронного документооборота. Внедрены бесплатно и поддерживаются бесплатно - все потому, что без приемного комплекса нельзя, конечно, продавать услугу электронного документоборота конечного пользователя. Конечно, для государства это просто "не порядок": как так, продукт есть (и работает!), а денег не стоит? Некую нецелесообразность расходования значительных средств на такого рода решения подтверждают два простых примера: год назад аналогичный конкурс провел Росстат (но допустил к нему не только своего карманного автоматизатора), и конкурс выиграл наш конкурент, компания "Такском", с заявкой на 3 миллиона рублей (при лимите финансирования в 6 миллионов). Продукт уже готов и сдан, внедрен по всей стране, работает. А прямо в эти дни аналогичный конкурс с тем же лимитом финансирования проводит ПФР - и туда, насколько мне известна, подана, среди прочих, заявка с суммой в 1000 рублей (!). А все дело в том, что эти деньги просто нет необходимости тратить, если автоматизацией занимаются компании, которые заинтересованы в предоставлении услуг конечным пользователям.
Государству же надо направить свои усилия и финансовые возможности в другое русло: на консолидацию информации и повышение качества информационных ресурсов. Не софт писать (или заказывать) - и то, и другое государство делает одинаково плохо, - а сами информационные ресурсы развивать, с которыми этому софту предстоит взаимодействовать. Нынешнее состояние баз данных в целом по стране характеризуется одним великолепным примером, который относится к одному ничем особо не примечательному, случайно выбранному муниципальному образованию (не Екатеринбургу, сразу скажу). В этом муниципальном образовании есть примерно 49000 земельных участков (по данным Роснедвижимости). Или нет, примерно 15000 (по данным Росрегистрации). А еще точнее, 8000: именно столько получилось в налоговом органе после консолидации двух вышеупомянутых баз по единственному ключу - кадастровому номеру. Именно по такому количеству участков был в итоге начислен земельный налог. "Реальные сборы земельного налога в муниципальном образовании составляют 18-20% от налогового потенциала", - сетуют авторы аналитической записки, которая попала в мои руки. Аналогичная ситуация - по налогу на имущество физических лиц (а это - один из главных налогов для муниципалитета): "...автоматизированная выгрузка проходит лишь в 46% случаев".
Вот чем надо заниматься: сажать людей на обработку данных, на перевод архивов в электронный вид, на консолидацию баз данных, на разработку единых форматов импорта-экспорта, на восстановление утерянных связей между информационными ресурсами. Хм, кстати, хороший такой вид общественных работ для людей, владеющих компьютером, и временно оставшихся безработными в кризис... Или летней подработки для школьников и студентов. А уж разработку и предоставление государственных услуг (а любая государственная услуга есть, по сути дела, внешний интерфейс к этим информационным ресурсам: либо загрузка информации в них гражданином или юридическим лицом, либо получение информации из этих баз) надо полностью передать частному бизнесу, российским софтверным и сервисным компаниям. И получится - электронное правительство.
... Между тем, нынешние правила игры прекрасно усвоена многими программистскими фирмами, которые ориентируются не на клиентов, не на реальную бизнес-потребность рынка, а только лишь на государство. В этом ряду
очередное противное попрошайничество от "Руссофта" - небольшой ассоциации, которая объявила себя представляющей интересы российской ИТ-отрасли. Основным активом Руссофта является его географическое расположение (ага, Санкт-Петербург), и в этом качестве Руссофт оказывается ведущим участником всех околоинформатизационных тусовок в эшелонах власти - в отличие других, более крупных, но непитерских отраслевых ассоциаций (например, АП КИТ). Все это ерунда полнейшая, конечно: каким образом при повышении ЕСН с 26% до 34% (т.е. фонда оплаты труда с 126% до 134% - на 6 процентов) расходы софтверных компаний вдруг вырастут на 50-80% о которых говорят попрошайки, совершенно непонятно. Просто такая вот психология; привычка. Не об этом надо просить, не о госфинансировании и не о налоговых льготах! Только об одном: дайте работать! Прекратите плодить "государственных информатизаторов", все эти бесконечные "Восходы" и ГНИВЦы, займитесь приведением в порядок своих информационных ресурсов, а всё остальное программисты сделают. Хорошо сделают.
Если же у нас сохранится знак равенства между понятием "разработка и внедрение электронных государственных услуг" и понятием "автоматизация за бюджетные деньги", то так и будет "ни фига не получаться", как уже успешно не получается в течение без малого десяти лет. И наш Президент, при всей искренности его замечательных намерений, так и будет раз в полгода ритуально топать ногами перед телекамерами на несменяемое правительство, вводя в публичный оборот все новые и новые лексические находки. Это тоже интересное шоу, но в этом ли цель? Или, действительно, только в этом?