Болотная улица дом 18. Бывший «Дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц имени братьев Бахрушиных». Дом построен в 1897 году, - смотрим внимательно дату на фасаде на фотографии ниже, - по проекту архитекторов Карла Карловича Гиппиуса и Фомы Осиповича Богдановича.
Вроде бы знакомый символ «серп и молот», олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Но. Эмблема «серп и молот» была установлена правительственным решением в конце марта - начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 года. А здание построено? Правильно, - в 1897 году. Отсюда две версии. Первая, что «серп и молот» приделан позже. Вторая, что этот «серп и молот», да еще в центре лучезарной дельты, ровесник дома. И тогда тогда получается, что «серп и молот» уже и не советская символика. А какая?
Мало кто знает, что «серп и молот» это еще и масонские символы.
Леонид Александрович Мацих, философ и теолог, в передаче «Братья» на Эхо Москвы говорил о «серпе и молоте» буквально следующее: «Серп и молот» для масонов имеют значение куда как более глубокое. Это победа над силами пространства и времени. Молот дает власть над пространством, молот бога Тора, которым он кует действительность. Молот - орудие кузнеца. Прекращает споры в суде молоток в руках у судьи. У аукционщика, и наконец, у мастера ложи. Молот - это окончательная власть. Это возможность переделать действительность создать нечто из ничего. Создать бывшее из не бывшего. Как делает кузнец. Он выплавляет железо, выковывает его. Но ведь железа нет в природе. Он соединяет разные элементы. То есть это почти такая демиургическая, полубожественная власть. Молот символизирует победу над силами пространства. Серп над силами времени. По античной традиции серпом оскопил, кастрировал Хронос бог времени своего отца, а потом Зевс его сын и самого Хроноса, времени. И, тем самым лишил время его убийственной силы. Боги оказались бессмертными. И Зевс положил начало бессмертным богам. Серп очень издавна воспринимался в разных культурах, как инструмент, с помощью которого оскопляется само время. «Серп и молот» - это только на первый взгляд орудие труда. А на взгляд более глубокий это победа над пространством и временем. Когда над «серпом и молотом» сияет звезда мудрости, этот знак приобретает свое великое значение. С помощью разума, креативного труда добьемся подлинного бессмертия. Так это было в масонской эмблеме.
А кто же такие Бахрушины с точки зрения их причастности к вольным каменщикам? Информации очень мало, но вот, что удалось узнать. Один из братьев Бахрушиных, а именно,
Дмитрий Петрович Бахрушин фигурирует в списке «ложных братьев», то есть о нем в литературе писали как о масоне, - но он масоном не был, - хотя по своим качествам мог таковым стать.
А Юрий Алексеевич Бахрушин, сын Алексея Александровича Бахрушина, основателя театрального музея в Москве, в своей книге «Воспоминания» прямо пишет, что прадед моего дяди, князь Парфений Николаевич Енгалычев масон-иллюминат, член Новиковского кружка, литератор, друг Боровиковского и Кипренского.
Дореволюционных фоторафий «Дома бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц имени братьев Бахрушиных», - подтверждающих или опровергающих наличие на доме в те времена «серпа и молота», - я не нашел.
Есть только один снимок дома бесплатных квартир имени братьев Бахрушиных из книги «Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования, и капиталы, пожертвованные Московскому городскому общественному управлению в течение 1863-1904 годов», - но там этот фрагмент не увидеть, - но, - крест там был.
Вырезки из газеты «Строитель» за 1895 год.