Умный в гору....

Oct 30, 2017 17:00

Если мне дадут выбрать между морем и горами, то с вероятностью 99% я выберу горы. Если мы едем в Крым, то первыми пунктами списка желаний стоят Ай-Петри, Демерджи или Кара-Даг.  В этот приезд все наше внимание было подарено именно Кара-Дагу, ведь именно ему мы каждый раз говорили "Доброе утро!" выходя на балкон в нашей гостинице и именно он желал нам каждую ночь приятных снов.

Если вы помните, то жили мы в Коктебеле и скалы Кара-Дага здесь являются практически границей между горныи и степным Крымом. Вернее, совсем граница это не Кара-Даг, а гора Клементьева, но она не так впечатляет своими формами и о ней расскажу немного позже.
  А еще, вдруг кто не знает, Кара-Даг является заповедником, т.е. особо охраняемой территорией и свободные прогулки по ней запрещены. Со стороны Коктебеля повсюду вот такие предупреждающие таблички. Мы спросили у местных жителей что будет, если мы все же нарушим запрет. Как видите тропинок натоптано множество, значит люди ходят.
Нам сказали, что если погулять по кромке заповедника, без попыток зайти вглубь, а тем более лезть на скалы, то ничего не скажут, в худшем случае ( если вдруг увидят егеря), то проверят документы и попросят уйти, без паспорта могут забрать в полицию до выяснения. Главное не гадить- костры не жечь, деревья не портить.

Конечно же мы ( да, стыдно, но ничего не поделать) нахально нарушали границу заповедника, ибо самые красивые точки для съемки оказывались как назло уже за флажками. Подозреваю, что из егерского кордона нас было отлично видно, ибо стояли мы над ним аки два памятника, но никто не пришел и атата не сделал.

Однако, хоть из Коктебеля виды и красивые, но все же всю красоту Карадажью можно увидеть или с моря ( об этом позже) или же войдя в заповедник на законных основаниях с другой стороны, т.е. с Биостанции. Вот об этом и будет рассказ.

Доехать от Коктебеля до Биостанции можно 101 автобусом за 20 минут и 20 рублей. Главное стоит знать, что тут нет никакого жилья и соответственно нет магазинов, кафе и прочего, а потому воду, бутеры и шоколадку лучше купить заранее. Главное - вода, особенно, если на улице жарко. Возле остановки есть пара палаток, одна с сувениркой, во второй тетушка продавала воду, плюшки и варенью, которое тут же сама и варила. Мы соблазнились и купили небольшую баночку кизилового, оно еще горячее было, а так же пару ватрушек на перекус. Тетка еще предлагала молока налить, но мы рисковать не стали.

Чуть в стороне от Биостанции находится поселок Курортное,  а над ним остатки бывшей радиообсерватории ( видите два шара и антену?)
Ну а наша дорога по указателям к музею природы ( желтое здание), именно там находится касса, откуда уходят группы на Кара-Даг.  Как я уже писала, самостоятельно гулять по всей этой красоте запрещено, поэтому полюбоваться красотой можно лишь в компании таких же жаждущих и под строгим присмотром инструктора-экскурсовода.
Минимальная группа 6 человек, правда нам в этот раз повезло и мы шли впятером + инструктор. Видимо это было моральной компенсацией за наше первое знакомство с Кара-Дагом, когда мы неслись как лоси в толпе человек в 30.  Летом группы уходят дважды в день в 8 и 14 часов, осенью и весной идет только 14-часовая группа, зимой ходят только по предварительной договоренности. Стоимость 7-километровой прогулки по горам 600 руб., по времени это займет около 4 часов.
Самое важное - одежда и обувь. С одной стороны маршрут хоть и длинный, но относительно простой, но необходима удобная походная обувь ( кроссовки или кеды), на ноги лучше всего брюки ( джинсы, или спортивные штаны). Даже летом я бы не советовала идти в шортах, потому что есть шанс разодрать ноги колючками и сжечь на  солнце.  Головной убор и крем от солнца летом жизненно необходимы. А еще ветровка, потому что даже если на пляже жарко, то на горе, особенно в районе Чертова пальца ветрище всегда дует с размахом.

Перед тем, как решиться на прогулку можно посмотреть карту, на которой показан маршрут. Основная часть маршрута заканчивается на плато у скалы Чертов палец, а дальше можно уйти в Коктебель по удобной дороге, либо спокойной тропой вернуться на Биостанцию. Сама прогулка, как я писала выше, несложная, есть лишь одно место с крутым неудобным подъемом, сопровождающие о нем предупреждают, все идут свои темпом, до и после этого подъема делают остановку.

Если приехать на Биостанцию пораньше, то можно выйти на пляж. Доступ на него свободный и лишь почти у скал снова стоят запрещающие таблички, а за ними тусовка черных бакланов.  Пляж тут крупногалечный, не особо большой, но из тех, где хочется отдохнуть, ибо рядом нет никакой цивилизации. Вход в море пологий, а главное сразу нет глубины, для таких как я это просто рай. Поскольку купание в наши планы не входило,  мы просто посидели на берегу, подышали морским воздухом и чуть не уснули, убаюканные шелестом волн.
А наблюдает за всем этим безобразием хребет Карагач,его еще часто называют Король и Королева.

В парке возле музея установолен памятник Терентию Вяземскому, основателю биостанции.
Выходец из семьи священника, в 1878 г. он окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1883 г. - медицинский факультет Московского университета. Вернувшись в Россию после двухгодичной заграничной научной командировки,  Вяземский продолжил исследования в области бальнеологии и гидротерапии. В 1901 г. он защитил докторскую диссертацию по теме «Электрические явления растений», которая вышла отдельной книгой.
В 1901 г. Т.И.Вяземский впервые приехал в Восточный Крым, на Карадаг, расположенный в 36 км к юго-западу от Феодосии. Мы не знаем, кто указал ему на продававшееся сильно разоренное небольшое имение  Н.С.Вишневской, расположенное у подножия древнего вулканического очага, с  его южной стороны. Вяземского пленила суровая, дикая красота побережья, уединенность этого уголка, лежащего в амфитеатре карадагских гор. Место это по климатическим условиям, по своей тишине и изолированности представлялось ему благоприятным для организации санатория для нервнобольных.

В 1907 г. в имении при участии доктора медицины профессора Московского университета Л.З.Мороховца Т.И.Вяземским устраивается научная станция, которая явилась замечательным примером активного изучения и освоения России
Он всячески поддерживал научные исследования, которые проводились на Карадаге, считая, что станция должна служить развитию естественно-научных знаний по разным направлениям: общей биологии, зоологии, ботаники, бактериологии, физиологии, физики, механики, химии, геологии, палеонтологии, минералогии, петрографии, кристаллографии, агрономии, почвоведения, метеорологии, географии, антропологии, этнографии, океанологии и др., а также применению их в практике.
23 сентября 1914 года, в день смерти Терентия Ивановича, состоялось заседание совета Общества, на котором станции было присвоено имя ее основателя. С.С.Крым писал: «Карадагская станция - законное духовное детище и наследница Терентия Ивановича - увековечит память Вяземского».

Перед началом прогулки предлагается зайти в музей природы. Если верить табличке, то ни одно животное не было специально убито для изготовления чучел.  Но вот у меня все же такие экспонаты вызывают жалость и мало верится, что все они умерли без вмешательства человека.  Вообще флора и фауна Карадагского заповедника очень богата. Здесь растет более 3000 видов растений и живет более 4000 видов всякой живности. Как минимум следы свежей жизнедеятельности кабанов и их хрюк мы видели и слышали сами. По словам инструктора сейчас в заповеднике обитает порядка 40  кабанов, которые изрядно вредят деревьям.

Там же в музее выставка минералов, как я понимаю тех, что можно найти на Кара-Даге.

Ну и снова для наглядности схема горного массива.

Ну вот , все готовы, выходим на тропу войны. На всякий случай предупредили сопровождающего, что тропу знаем и можем отставать и что бы нас не ждали.
Возле всех тропинок стоят таблички с предупреждениями, но у нас билеты, нам можно. Кстати, билет нужно сохранять всю прогулку, потому что на входе и выходе егеря их могут проверить.  Нас на входе не проверяли, поскольку какие-то уроды устроили на краю заповедника пожар и все умчались бороться с огнем.
Вообще огонь это бич Кара-Дага. Трава здесь высыхает очень быстро, ветра сильные, очень сухо и достаточно бросить в траву тлеющий окурок, что бы начался пожар.

Что бы не говорили, а осень в Крыму пожалуй самое яркое время года, природа красок не жалеет, от души поливая все оранжевым, желтым, красным..

Первая часть маршрута относительно спокойная, идешь себе и идешь по тропе, слева деревья, справа деревья. Летом, в жару, говорят тут цикады звенят до одури, а осенью тихо-тихо.

Постепенно поднимаемся выше и вот уже перед глазами такая красота. В названиях хребтов я очень быстро запуталась, но это по-моему хребет Зуб.

Справа вроде бы гора Балалы Кая, запомнить и разобраться с этим выше моих сил. Для меня это просто красиво))
Вглядитесь повнимательнее, видите на вершине горы строение, вернее нечто, напоминающее две мачты? Кто знает что это такие? Думаю ни за что не догадаетесь. Это ... лунная станция..
В 1964 году  вершине горы Балалы-Кая построили лунную станцию. У ее подножия установили радиотелескоп, с помощью которого и была получена достоверная информация о твердости лунной поверхности. Установка «Искусственная луна» представляла собой практическую модель абсолютно чёрного тела для радиоволн сантиметрового диапазона. Установка состояла из двух опор с балкой, на которой был подвешен черный диск, диаметром 5 метров. Поверхность диска была покрыта углеродным вспененным радиопоглотителем.
Радиотелескоп был установлен на расстоянии около 550 метров от «Искусственной луны». Отсюда шло управление первым советским луноходом.
Впоследствии станция использовалась для вычисления абсолютных температур Юпитера, объектов Кассиопеи, Тельца, Лебедя, а также при изучении поверхности Марса, Юпитера и Меркурия.
Сейчас эта станция совершенно заброшена и лишь то, что находится она на территории заповедника спасает ее от полного разграбления.

Ну а мы идем дальше. Впереди тот самый крутой подъем, о котором я предупредила. Камера уходит в рюкзак, ибо в некоторых местах пришлось пожалеть об отсутствии трекинговых палок , а кое-где вспомнить о теории Дарвина и помогать себе в передвижениями передними конечностями))

Ну вот, мы наверху. Правда же оно того стоило?

Ура! вот и море))  Горы + море = счастье))

Перед нами начинают открыаться самые живописные виды Кара-Дага, а к палитре осенних красок добавился бирюзовый цвет. Думаете это я перестаралась в Фотошопе? Не, не угадали. Это выходит на поверхность какой-то хитрый минерал, имеющий вот такой красивый цвет.

Любоваться этой красотой можно бесконечно, потому мы капитально отстаем от группы, благо тропа вся промаркирована, да и в приложении maps.me она обозначена.

Чуть дальше доходим до вида на самую попсовую часть Кара-дага. Перед нами внизу в море базальтовая арка Золотые ворота.  Такие арки существуют еще в нескольких местах в мире и каждый раз работа природы вызывает восхищение. Если поплыть на водную экскурсию вдоль Карадага из Коктебеля, то обычно кораблики доходят до арки, проплывают внутри нее и разворачиваются обратно. Перед входом в арку туристам предлагают приготовить монетки, которые нужно бросить в момент прохода так, что б монетка ударилась о камни и загадать желание.
Ранее скалу называли Шейтан-Капу (крымско-тат. şeytan qapu - чёртовы ворота). Считалось, что где-то там, среди скал, находился вход в преисподнюю. Глубина моря под аркой около 15 метров, а высота самой арки над морем 8 метров. Всего два дня в году зимой можно поймать момент, когда на восходе сквозь арку видно солнце солнце.

Еще одни результаты выветривания - Мертвый город. Место и правда немного мрачноватое.

Погода в горах меняется ежеминутно. Только светило солнце и бац... все закрылось облаками. Лишь вдалеке, над Меганомом ясно светит солнышко. Справа от нас гора Святая, главная вершина заповедника, но ее как накрыло тучами, так  она в них и была, потому в кадр не попала. Да и живописности особой в ней нет.

А мы на конечной точке экскурсии, возле Чертова пальца ( да его тоже нет в кадре, он за спиной). Вообще с точки зрения фотографии Кара-Даг крайне неудобно "построили", ибо постоянное "солнцевлоб" упорно портит  кадры. Сюда бы на рассвете-закате прогуляться, но на законном основании это невозможно, а наглеть до такой степени, что б идти без разрешения мы не рискнули.
Группа развернулась обратно к Биостанции, а мы немного посидели, помедитировали , сняли небольшой таймлапс. Под нами Коктебель, впереди мыс Хамелеон и поселок Орджоникидзе, до гостиницы всего-то 5 км прогулки ( 3 км до выхода из заповедника и 2 от заповедника до дома)

Вниз идти вполне удобно потому что практически по шоссе. Дорога эта сделана для проезда к воинской части, что стоит на одной из скал возле Чертова пальца. Единственный минус этой прогулки - ноги быстро устают от постоянного заметного уклона и периодически хочется не идти, а бежать.

Внезапно домик. Судя по табличке тут жил какое-то время Паустовский, сейчас фенологическая станция.

Пока спустились нас накрыло закатом. Темнеет на юге быстро и остаток дороги мы уже шли с фонариком, благо сообразили его взять с собой.

Последний километр до гостиницы был самым сложным во всей прогулке, но согревала мысль об ужине, который нас там дожидался и о кровати, на которую можно было кинуть свои утомленные организЬмы.

Горные прогулки - лучшее средство от бессоницы!

Большое спасибо отелю
за теплый прием и хорошее настроение!

Пост входит в серию моих постов под девизом "Крым не только море". Мне очень хочется, что бы в Крым ехали не только для того, что б пару недель побыть на пляже курицей-гриль и не только летом. Крым прекрасен круглый год и я постараюсь это показать.

Данный материал является объектом авторского права.
Полная или частичная публикация поста, а также размещенных в нём фотографий, без согласования со мной ЗАПРЕЩЕНА в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей. Почта для контактов: lenorlux@mail.ru. Остальным напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная и индексируемая ссылка на источник обязательна!