О чертежах, чудищах и чаяньях

Dec 06, 2017 23:59

А теперь расскажу и о личных впечатлениях от выставки карт Севера и Арктики в Ивановском зале.

Сразу сориентирую: осмотр следует начинать с дальнего угла на втором этаже. Именно там посетителей встречает звезда выставки и главный её магнит - Чертёжная книга Сибири. Название, может быть, звучит сухо, зато сама книга смотрится, ощущается, переживается волшебно. В зале этот сборник карт присутствует в трёх экземплярах: один подлинник в витрине и два факсимильных издания, лежащие в открытом доступе. Факсимильное переиздание Чертёжной книги - заслуга РГБ, а конкретно отдела картографии, гордость наших хранителей. Для факсимиле вручную отливали бумагу, и взвесьте теперь на руке её плотные листы, тяжкие и при этом нежные, атласные во всех смыслах. Настоящий гипноглиф, тактильно завораживающий любого, кто к нему прикоснётся. Посетители не верят и уточняют по несколько раз: да, прикасаться к этим огромным страницам можно, нужно, и не просто прикасаться - неограниченное время листать, рассматривать, фотографировать.



Обзорные карты, планы городов, первые этнографические границы... В Чертёжной книге «растёт мох» и гарцуют «звери елени», там можно найти отметку «До сего места царь Алекcандр доходил, ружьё оставил и колокол в земле закопал». А речная сеть вплоть до самых мелких притоков была изображена на её листах с такой точностью, что до самого последнего времени, до появления GPS и гугл-карт, байдарочники старались всеми правдами и неправдами достать копию вместо современных туристических карт.

Это вершина творчества русской самобытной картографии, развивавшейся вне европейской традиции. Перевёрнутая вверх ногами, то есть «югоориентированная». «На первый взгляд она кажется совершенно наивной», - говорит куратор выставки, заведующая отделом картографических изданий РГБ Людмила Зинчук. Но мне она ни минуты не казалась наивной! Непривычной - да, но от её цветущей сложности захватывает дух, и листать её можно буквально целый день, переснимая для себя фрагменты, разбираясь в системе условных обозначений (где город, где острог, где русская деревня, где татарская...), вживаясь в первый год XVIII века, в котором она была закончена... но уже не оценена Петром I.



Далее попадаем в раздел с циркумполярными картами, изображающими полюс в центре. Вот они, первые чудовища - четыре реки, текущие к полюсу между несуществующими сушами (это мы сейчас знаем, что несуществующими, а картографы  не знали) и способные увлечь корабли в пасть полюса и в чрево земное. Фрагмент Карты полярных областей из Атласа Меркатора, 1595:


Та же самая проекция в чёрно-белом Малом атласе Меркатора:


Цветное роскошное издание было непомерно дорогим, поэтому выходили «экономичные» и намного меньшие по формату чёрно-белые варианты:


Для сравнения - современная циркумполярная карта, никакой «матёрой земли» на полюсе не осталось, зато вычерчен рельеф океанского дна:


Чтобы рассмотреть мелкие детали, полезно вооружаться лупой, лупы на выставке предусмотрены. Возникает ощущение, что смотришь в подзорную трубу. Капитан, слева по борту корабль!


Carta Marina Олафа Магнуса носит звание не самой причудливой и фантазийной, а неожиданно самой точной для середины XVI века. Несмотря на то, что она густо населена мифическими морскими монстрами, которых можно десятками добывать лупой и фотокамерой, такие трофеи годятся и в блоги, и в инстаграм, и на юзерпики, и на обои... Похоже, что  страшилища пугали составителей карт меньше, чем пространство, оставленное пустым, и они его заполняли любой ценой. Не буду лишать вас удовольствия познакомиться с этими симпатягами без посредников, покажу только одного:


Не понимаю, почему Гугль не оживляет этих и других подобных зверей и не расселяет их по своим картам? Если вместе с ребёнком по ходу чтения книги, следуя рассуждениям Паганеля, прослеживать 37-ю параллель - как и говорил Паганель, на экране будет бесконечная водная пустыня с редкими клочками суши. Хоть бы кит или дельфин там встретился. А ещё лучше - если бы из воды внезапно выныривал морской змей, а по гугл-карте Марса дефилировал тот или цитидар. Это вряд ли сложнее, чем рисовать дудлы?

Лупа, кстати, поможет присмотреться не только к монстрам:


Постепенно бестиарий на картах вымирает, вместо него расцветают такие декоративные элементы, как картуши, аллегорические фигуры, жанровые сцены. Дуют 32 ветра, каждый со своим лицом и характером, по полям бродят медведи и даже львы... Фигура слева на этом картуше олицетворяет холод и голод, которые ждут путешественников по Арктике:


Совсем крохотные фрагменты с разных экспонатов:


Подробности и детали:


Карта в карте:


В странствии по залам встречаются также альбомы, книги и изобразительные материалы. Остяк и остячка:


Фотографировать можно, но без вспышки. На первом этаже есть печальное подтверждение того, что яркий свет вреден бумажным драгоценностям. Это уникальная карта Соловков, испорченная при сканировании, из-за неправильно выставленной яркости лампы сканера. Прежде выглядевший прекрасно экземпляр пожелтел и покоричневел, и даже сама бумага поменяла структуру.


Гости выставки азартно ищут остров-призрак Землю Санникова на рукописной карте 1810 года. Над их головами и над Сибирью нависает «матёрая земля», огромная якобы суша, занимающая весь Северный полюс и подписанная как Северная Америка. Из-за фата-морган, возникающих во время весенней ломки льда, и многочисленных свидетельств о них аборигенов и мореплавателей, какую-то землю близ полюса пытались найти вплоть до начала ХХ века. Когда Землю Санникова разыщут хотя бы на выставке, окажется, что в данном случае она не остров, а мыс или полуостров наподобие Италии, только Италия похожа на сапог с высоким голенищем, а Земля Санникова - модный полусапожок:


Детали с этой же карты. Северный песец?


Абориген и морская живность:


Две красочные карты, прикреплённые к айсбергу, слишком велики, но нашёлся способ и до них добраться - их масштабируют и двигают на экране:


А с помощью этого изображения можно ещё больше усложнить территориальный спор с Японией: здесь Курильские острова принадлежат Северной Америке («Земля Штатов»). Иедсо (он же Иессо или Иеддо - отдельно изображённая часть острова Эдзо, то есть японского Хоккайдо. Следующая в ряду - Земля Жуана да Гама, очередной остров-призрак, сыгравший роковую роль в судьбе Беринга:


В XIX веке было напечатано всего 7 карт Российской империи целиком. Причём печатались они чёрно-белыми, а затем могли получить владельческую раскраску, каждый экземпляр свою неповторимую. В СССР искусство картографии перешло на новый уровень:


Фотографий у меня ещё много, но остановлюсь, пожалуй. Не хочу портить удовольствие тем, кому предстоит поход на выставку. Впрочем, эту выставку не уложить ни в фотоотчёт, ни в каталог, я не показала и сотой части.


Так что призываю: идите, пока не поздно, охотиться на чудовищ и северные сияния, высматривать в увеличительное стекло фрегаты и корветы, искать острова-призраки и сниматься на фоне Полюса. А если попадёте на экскурсию или на лекцию, вам расскажут и покажут, где помещались Лукоморье, Тихое море и Земля Пресвитера Иоанна, в каком веке поклонялись красному стягу, какая польза от карты, нарисованной в лечебнице для душевнобольных, зачем Куку пытались вручить расписки на русском, ради чего валили обетные кресты, а штурман Измайлов вымарывал правильно обозначенные острова, наконец, как выглядит карта-агитплакат... Выставка работает до 12 февраля, а расписание событий пополняется здесь.

#кудапойти, #Сибирь, библиотека в объективе, карты и атласы, #РГБ, #Северныйполюс, неужели в библиотеке, #картография, #Ивановскийзал, #Полюс, #выставка, #карты, #Арктика, #Москва, #Север

Previous post Next post
Up