О талисмане Пушкина - перстне-обереге с бирюзой я уже писала в посте
Мистические явления в жизни Пушкина. А этом посте расскажу об изумрудном перстне, который Пушкин называл "магический кристалл".
Талисманы Пушкина заметны на портрете работы Тропинина (1827 год), Пушкину 27 лет.
На большом пальце - изумрудный перстень, на указательном - кольцо с сердоликом, подаренное Воронцовой. На портрете кольцо повернуто камнем внутрь.
Перстень с изумрудом Пушкин ценил как источник творческого вдохновения, которому посвятил свое стихотворение «Талисман».
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, -
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Портрет Пушкина работы Мазера, заказанный после гибели поэта.
Изумруд почитался как «камень мудрецов», «камень царя мудрейшего Соломона».
Историк Звягинцев отмечает - «изумруд для Пушкина являлся не только счастливым камнем по рождению в мае месяце, но и жизненному призванию, (в силу) тех исторических предначертаний, которые приписывались изумруду по символике камней». По старому стилю Пушкин родился 26 мая. Изумруд с древности почитался камнем-покровителем для людей науки и искусства. Также изумруд наделял своего владельца даром предвиденья, помогает получить связь с душами умерших предков.
Талисман-изумруд помогает только людям с добрыми искренними помыслами, почитался как камень истины и честности.
В Древнем Риме верили, что изумруд успокаивает и бережет от бессонницы: «Из всех драгоценных камней только изумруд питает взор без пресыщения. Даже когда глаза утомлены пристальным рассмотрением других предметов, они отдыхают, будучи обращены на этот камень».
Упоминание о талисмане-вдохновителе Пушкин приводит в поэме «Евгений Онегин», называя перстень «магическим кристаллом»:
«Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал».
По легенде (конечно, не подтвержденной) изумруд из перстня Пушкина раньше находился среди алмазов знаменитого ожерелья королевы. Камни ожерелья тайно выкупил у авантюристки Жанны де Ламотт польский миллионер граф Стройновский, который разбогател на скупке и перепродаже драгоценностей.
Современник Пыляев писал о Стройновском, называя его граф «В-ский» - «Все петербургские ювелиры собирались у него ежедневно, как на биржу, по утрам, и приносили вещи или брали их из его витрин». Граф вел торговлю тайно, в те времена ремесло ростовщика было недопустимо для аристократа.
Авантюристка Ламотт, укравшая королевское ожерелье, не смогла сбыть украшение целиком, поэтому перепродавала камни по отдельности, которые и попали в коллекцию графа Стройновского. Изумруд из ожерелья стал перстнем. Спустя годы, граф женился на молодой красавице Екатерине Буткевич и подарил ей перстень с изумрудом из королевского ожерелья.
В 1819 году в Петербурге шептались о тайном романе молодой графини и поэта Александра Пушкина, которому было 19 лет.
Печальная графиня Екатерина Стройновская, на прощанье подарившая Пушкину талисман с изумрудом.
После смерти графа Екатерина вышла замуж второй раз за тульского губернатора Зурова в 1836 году. Второй брак стал счастливым. «Говорят, что она по-прежнему очень хороша, муж её тоже богат, губернатором в Туле» - обсуждали в свете.
Пушкин увидел графиню во время церковной службы в Покровской церкви в Коломне, куда графиня приходила без супруга - католика по вероисповеданию. Пушкин посвятил этой встрече стихи:
«... Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову - и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье.
Туда, я помню, ездила всегда
Графиня... (звали как, не помню, право).
Она была богата, молода;
Входила в церковь с шумом, величаво;
Молилась гордо (где была горда!),
Бывало, грешен! все гляжу направо,
Все на нее...
Графиня же была погружена
В самой себе, в волшебстве моды новой,
В своей красе надменной и суровой.
Она казалась хладный идеал
Тщеславия. Его б вы в ней узнали;
Но сквозь надменность эту я читал
Иную повесть: долгие печали,
Смиренье жалоб...
В них-то я вникал,
Невольный взор они-то привлекали...
Но это знать графиня не могла
И, верно, в список жертв меня внесла.
Она страдала, хоть была прекрасна
И молода, хоть жизнь ее текла
В роскошной неге; хоть была подвластна
Фортуна ей; хоть мода ей несла
Свой фимиам, - она была несчастна»
Говорили, что Стройновская стала прототипом пушкинской Татьяны:
«К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор её очей».
Покровская церковь в Петербургской Коломне, где 19-летний Пушкин увидел графиню Стройновскую (фото 1900 год). До наших дней церковь не сохранилась
Покидая Петербург по царскому приказу в 1820 году, Пушкин получил от графини прощальный подарок - перстень с изумрудом, который стал его талисманом.
Это красивая романтическая легенда. Точных сведений, откуда у Пушкина появился магический кристалл - неизвестно.
По другой версии, перстень был фамильным и принадлежал еще предку Пушкина - арапу Ганнибалу.
Пушкин верил, что изумруд также обладает защитной силой от болезни. Во время эпидемии холеры поэт не боялся навещать больных. А свое выздоровление в 1826 году он связывал с силой талисмана «Я теперь во Пскове, и молодой доктор спьяну сказал мне, что без операции я не дотяну до 30 лет» - писал он Вяземскому.
Перед смертью Пушкин подарил изумрудный талисман своему другу Владимиру Далю: «Даль, возьми на память». Друг поначалу отказался принять дорогой подарок. Пушкин настойчиво добавил: «Бери, друг, мне уж больше не писать».
Благородный Даль потом пытался отдать перстень вдове поэта, но она отказалась: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память».
Владимир Даль писал о том, как серьезно относился его друг к приметам и суевериям: «Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать».
По свидетельству Даля однажды эти суеверия спасли его от неприятностей в Петербурге после восстания декабристов. Пушкин не собирался на Сенатскую площадь, он находился в деревне и собрался в Петербург, только когда до него дошли слухи о раскрытом заговоре против императора:
«Всем близким к нему известно странное происшествие, которое спасло его от неминуемой большой беды. Пушкин жил в 1825 году в псковской деревне, и ему запрещено было из нее выезжать. Вдруг доходят до него темные и несвязные слухи о кончине императора, потом об отречении от престола цесаревича; подобные события проникают молнием сердца каждого, и мудрено ли, что в смятении и волнении чувств участие и любопытство деревенского жителя неподалеку от столицы возросло до неодолимой степени? Пушкин хотел узнать положительно, сколько правды в носящихся разнородных слухах, что делается у нас и что будет; он вдруг решился выехать тайно из деревни, рассчитав время так, чтобы прибыть в Петербург поздно вечером и потом через сутки же возвратиться. Поехали; на самых выездах была уже не помню какая-то дурная примета, замеченная дядькою, который исполнял приказание барина своего на этот раз очень неохотно.
Отъехав немного от села, Пушкин стал уже раскаиваться в предприятии этом, но ему совестно было от него отказаться, казалось малодушным. Вдруг дядька указывает с отчаянным возгласом на зайца, который перебежал впереди коляски дорогу; Пушкин с большим удовольствием уступил убедительным просьбам дядьки, сказав, что, кроме того, позабыл что-то нужное дома, и воротился. На другой день никто уже не говорил о поездке в Питер, и все осталось по-старому. А если бы Пушкин не послушался на этот раз зайца, то приехал бы в столицу поздно вечером 13 декабря и остановился бы у одного из товарищей своих по Лицею, который кончил жалкое и бедственное поприще свое на другой же день... Прошу сообразить все обстоятельства эти и найти средства и доводы, которые бы могли оправдать Пушкина впоследствии, по крайней мере, от слишком естественного обвинения, что он приехал не без цели и знал о преступных замыслах своего товарища»
О силе вдохновении пушкинского талисмана Даль писал в письме Одоевскому: «Перстень Пушкина, который звал он - не знаю почему - талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам я это могу сказать. Вы меня поймете. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться, за что ни будь порядочное».
Даль прославился как разносторонний ученый - врач, член-корреспондент Петербургской академии наук по физико-математическому отделению, филолог - знал 12 языков, составитель знаменитого «Толкового словаря».
Среди потомков Даля были талантливые люди наук и искусства. Например, знаменитый актер 20 века - Олег Даль.
Владимир Даль - друг Пушкина, получивший изумрудный талисман
Актер Олег Даль - сходство с предком очевидно
По легенде о свойствах талисманов-изумрудов, этот камень передает свою силу потомкам владельца. Эта связь не прерывается даже если талисман был утрачен.
Перстень в наследство получила дочь Владимира Даля - Ольга (в замужестве Демидова), которая завещала талисман Императорской академии. К счастью, перстень сохранился и находится в хранилище музея-квартиры А.С. Пушкина в Петербурге.
Оглавление блога Мой паблик вконтакте Мой facebook,
Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках И еще -
Мои мистико-приключенческие детективы