В эти дни Чеченская Республика отмечает День чеченской женщины. По всей республике проходят праздничные мероприятия. Это светлый и радостный день, посвященный нашим матерям, сестрам, дочерям. По поводу ....
Ляля Насуханова первая летчица-чеченка, парашютистка и видный общественный деятель в историю Чечни влетела словно птица с неба - на самолете, став первой летчицей- чеченкой и тем самым доказав, что можно заниматься любимым делом, сохраняя и преумножая те качества, которыми издревле гордились чеченские женщины.
Click to view
Все началось с парашютного спорта, которым Лиля начала заниматься в 50-е годы в Алма-Ате. Девочка в тайне, от родителей записалась в кружок, где и зародилось ее желание стать летчицей. Рассказать о своей заветной мечте родителям она естественно боялась, они в корне расходились со строгими чеченскими обычаями и понятное дело, выбор ее никто не одобрил бы. В те времена в авиацию женщины попадали крайне редко, не говоря о том, что среди чеченского народа, это был беспрецедентный случай. Однако объяснить странное желание чеченской девочки стать летчицей очень просто - сначала появилось желание полететь на родину в Чечню, на крыльях, а после - мечта стать летчиком и сев за штурвал самолета улететь в синее небо, к любимым горам!
Родилась Л. Насуханова в 1939 году в колыбели многих известных в республике и за ее пределами людей - в с. Старые Атаги. Еще в детстве она узнала горький хлеб чужбины в ссылке в Казахстане. Там, в далеком Казахстане, вчерашняя школьница совершила свои первые 86 прыжков. Отсюда и начался ее путь к мечте - стать летчицей. Именно здесь, еще учась в школе, она "заболела" небом и записалась в кружок парашютистов Алма-Атинского аэроклуба. В те годы в авиацию женщины попадали редко, в виде исключения, поэтому мать прямо дар речи потеряла, когда однажды в книжке дочери нашла ее "секретные документы". Только и сказала: "Не женское это дело", - и махнула рукой: знала, что если Ляля решила, то отговаривать бесполезно - упряма была невыразимо. Отец тоже не очень-то препятствовал увлечению дочери, верил, что с годами: «дурь из девичьей головы все таки вылетит». Таким образом, на пути Ляли в осуществлении своей мечты отныне не стало преград. После окончания аэроклуба она поступила и успешно окончила Центральную летно-техническую школу в Саранске.
В 1957 году настал исторический момент для чеченцев, который повлиял на судьбу не только Ляли, но и всего чеченского народа. В это время. по решению Верховного Совета СССР были восстановлены национальные автономии репрессированным народам, среди которых были и чеченцы. Вернувшись на Родину, в 1957 году Ляля поступила в Махачкалинский аэроклуб летчиком-инструктором. Набирала опыт пилотажа, воздушной акробатики. Окончив его, продолжила учебу в центральной летной школе ДОСААФ, стала профессиональным летчиком инструктором. Работала сначала в Махачкалинском аэроклубе. Совершенствуя летное мастерство и разнося добрую славу о многосторонних талантах и возможностях родного народа, участвовала во многих международных, всесоюзных, всероссийских зональных соревнованиях по самолетному спорту. Первые успехи пришли к Ляле в конце 60-х годов прошлого века: в составе сборной команды Дагестана молодая спортсменка в г. Ростове, на первенстве по южной зоне России, стала чемпионом и получила диплом первой степени.
.
Однако все эти достижения ей давались нелегко. Войти в десятку лучших летчиков СССР ей пришлось ценой неимоверных усилий. Она училась и работала в неравных условиях. Вспоминая свою жизнь, она писала: "Мое положение осложнялось еще и тем, что я была из спецпереселенцев, то есть людей второго сорта, о чем нам напоминали на каждом шагу". Настойчиво пробивалась она и в военное авиационное училище, где готовили летчиков высшего пилотажа. Тернистый путь туда лежал через генштаб. Наконец, она поступила в это училище и успешно закончила его и стала мастером высшего пилотажа
Ляля была настоящим асом в области пилотажа. Бесстрашная, хрупкая женщина принимала участия в соревнованиях наравне с летчиками-мужчинами. На первенстве СССР по самолетному спорту в г. Куйбышеве она заняла 18-е место среди 54 летчиков. Следующим достижением стало 3-е место на первых соревнованиях по самолетному спорту СССР среди женщин в Москве. Бронзовую медаль Насуханова получила за 27 фигур высшего пилотажа в 20-ти комбинациях. Из Москвы Ляля увезла не только награды, но и самое важное для любого профессионала - признание своего мастерства. Ее включили в сборную команду СССР, планировалась ее поездка в Испанию на первенство мира, но международный дебют не состоялся, в это время Ляля готовилась стать матерью.
Восхищенные мастерством чеченки-пилота, присутствовавшие на соревнованиях летчики-космонавты Герои Советского Союза Андриян Николаев и Валентина Терешкова, писали в газете "Грозненский рабочий": "Мы с большой радостью следим и гордимся успехами первой летчицы-чеченки Ляли Насухановой. Мы много слышали рассказов о мужестве и отваге чеченской молодежи. А недавно, увидев на соревнованиях по высшему пилотажу Лялю, мы воочию убедились в правдивости этих рассказов. Считали бы за честь слетать с ней вместе в космос". А поэт Иван Минтяк, также восхищенный летчицей, посвятил ей целую поэму «Земное небо». Так шаг за шагом умножала Л. Насуханова славу своего народа, своей рсепублики.
23 года она работала в авиации. Она доказывала право женщин летать на современных реактивных самолетах. Мечтала попасть в отряд космонавтов и демонстрировала свои способности и подготовку. Ее друзья-космонавты пытались помочь ей в этом. Но для включения в отряд требовалось специальное решение ЦК партии. Главной помехой здесь оставалось клеймо спецпереселенца, то есть то, что она была чеченкой. Это не зависело от нее. Это было несправедливо. Но ни в теории, ни в практике никогда она не была слабее лучших советских летчиков-мужчин. Она реализовала возможности в своей профессии до предела. Материал "Сердце, отданное небу", в котором автор рассказывает о Ляле Битаровой (Насухановой), первой летчице-чеченке, заслуженном мастере спорта СССР по самолетному спорту. "В 1964 году ее назначают командиром авиационного звена. До нее ни одна женщина в бывшем Советском Союзе не удостаивалась такой должности на реактивных самолетах-истребителях. Четыре раза сделала она попытку попасть в отряд космонавтов Советского Союза, но, увы, клеймо спецпереселенца давало о себе знать, сопровождая, как тень", - говорится в статье.
Насуханова в Махачкалинском аэроклубе проработала долго - до самого перехода на гражданскую работу - в Центре подготовки летчиков ДОСААФ в ст. Калиновской. Много сил и энергии отдала Насуханова и работе в Грозненском учебно-авиационном центре. Она была летчиком-инструктором, командиром звена реактивных истребителей «МИГ-17». На разных типах самолетов Насуханова налетала более 2000 тысяч часов, воспитала более 200 летчиков из разных республик СССР. Командир центра отмечал: «Летать любит, летает грамотно, смело». А она еще в это время заочно училась на историческом факультете Чечено-Ингушского педагогического института.
Но пришло время расстаться с небом. Учитывая огромный воспитательный опыт Ляли, руководство республики доверило ей пост секретаря Грозненского райкома КПСС, откуда она через несколько лет перешла на работу в Областной совет профсоюзов: работники культуры республики избрали Л. Насуханову председателем своего обкома профсоюзов, где она и трудилась до последних дней. Однако, общественная деятельность Л. Насухановой началась не тогда, когда она по возрасту ушла из авиации, и ее выбрали секретарем Грозненского сельского райкома партии, затем депутатом Грозненского горсовета - гораздо раньше. На встречах со знаменитой спортсменкой в школах, ВУЗах, на предприятиях зал всегда был полон. Она получала сотни писем от молодежи с вопросами: какую выбрать профессию, как стать счастливой, независимой.И ни одно из писем никогда не оставляла без ответа.
В 80-е годы в гости к Ляле Насухановой приезжал Георгий Береговой - кандидат психологических наук, начальник центра подготовки космонавтов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР. Георгий Тимофеевич вручил Насухановой диплом Федерации авиационного спорта «За заслуги в подготовке спортсменов ДОСААФ».
Ее вспоминают как женщину уникальной судьбы. Она стала первой летчицей чеченкой. Она вырастила не только своих детей, но и «поставила на крыло» десятки молодых людей разных национальностей. Ее реактивный «Миг» летал в мирном небе. Ее личную судьбу можно было бы считать счастливой. Но вот, что сказала она об этом: "Так можно было считать, если бы не две народные трагедии, которые выпали на мой век: выселение 1944 года и события, которые начались в 1994 году и продолжающиеся до сегодняшнего дня. Так что счастье мое относительное". Феномен Ляли Асухановой не в том, что она стала летчицей, а в том, что она не переставала чувствовать себя частью своего народа и в полной мере осознанно разделяла его судьбу. В 2000 году чеченская женщина-летчица из Старых Атагов жила как беженка вместе со своей в семьей в осетинском селе недалеко от города Владикавказ. Там же, беженкой ей и довелось скончаться в январе 2000 года. Первая летчица чеченка, парашютистка и видный общественный деятель похоронена во Владикавказе. Вот таким удивительным образом сложилась судьба чеченской девушки Ляли, которая следуя зову сердца, навсегда вписала свое имя в историю своей республики. Она ушла из жизни относительно рано - ей было всего 61 год, но память о ней сохранилась и в глазах тех, кто ее знал близко, она до сих пор молодая, красивая, уверенная в своем счастливом будущем. Дала геч дойла цуна!