Языкознающие

Feb 01, 2015 18:14

Оригинал взят у val000 в Проклятие языка
                      От umizm
Говоря о познании действительности, нельзя не коснуться темы языка. С одной стороны, язык является основным орудием познания и описания действительности. С другой, он является и серьезным препятствием для цельного восприятия действительности, ибо навязывает готовую систему понятий той или иной языковой картины мира. Не вдаваясь в тонкости лингвистической науки, попробуем дать приблизительное определение языку. Язык это система понятий и соответствующих им символов. Это определение учитывает две важные для нас вещи - 1) язык основывается на системе понятий, 2) язык функционирует с помощью символов.

Язык это лишь "карта территории", а не сама реальность, т.е. язык - это лишь приближенное описание реальности, и это описание всегда неполно, так как реальность безбрежна, а слова и понятия, с помощью которых описывается реальность - есть лишь той или иной степени обобщения. Что такое понятие? Понятие это обобщенное представление о некотором участке реальности (не только материальной, но и ментальной). Как появляются понятия? Ткань реальности произвольно разрезается на отдельные кусочки, которые систематизируются, частности опускаются, и в конце остаются лишь те общие признаки, на основе которых формируется понятие. Это "разрезание" реальности в разных культурах происходит по своему. Отсюда - разнообразные картины мира, трудности перевода и лакуны. Действительно, границы, которые проводятся по единой реальности, подобны условной координатной сетке на территории или делению музыки на жанры. Мы делим музыку на жанры для того, чтобы легче ориентироваться в мире музыки, а не потому что жанры существуют на самом деле сами по себе. Например, многие понятия выделяются по критерию "качества" (цвет, форма, вкус, и др.) и "действие" (функция, процесс). С другой стороны существует множество абстрактных понятий, которые не сводимы ни к действию, ни к качеству. Назовём их "мета-понятиями". Они являются абстракциями наивысшего уровня. Например, это понятия, соотносимые с такими символами или знаками (т.е. словами) как "смысл", "значение", "понятие", и др. А можно ли с помощью слов и понятий объяснить само слово "понятие"? В словарях такие базовые категории часто объясняются друг через друга. Например, "Быть - значит существовать", "Существовать - значит быть". Действительно, если объяснять слова, затем объяснять объясняющие их слова, затем их объясняющие слова, то в конце останется "нечто, что-то, что есть, существует, присутствует, наличествует".

Как соотносится слово, понятие и реальность. "Перст, указующий на Луну, не есть Луна". В связи с тем, что слово, с одной стороны, является знаком понятия, а с другой, в речи всегда является указателем на реально существующие ситуацию или предмет, слово можно представить связующим звеном между нашим представлением о реальности (а поскольку у каждого представление о реальности своё собственное, то для коммуникации необходим некий "общественный договор", т.е. язык) и самой реальности, поэтому то "мысль изреченная есть ложь".

Другая проблема языка состоит в том, что понятийная картина мира по своей сути дуальна. Это проявляется в частности огромным количеством слов-антонимов. Можно возразить, однако, что есть слова и понятия которые не имеют антонимов. Например, "карандаш". Тем не менее мы можем вообразить некий идеальный "не-карандаш" - любой предмет, не являющийся карандашом. Действительно, нет "громкого" без "тихого", "светлого" без "темного", и т.д. Отсюда, постоянный стресс человека, который убегает от страдания и стремится к удовольствию, не понимая, что одно без другого не существует. Соединение противоположностей (т.е. осознание того, что противоположности есть условно разделенные языком две стороны одного процесса) сопровождается снятием конфликта.

Итак, при всех безусловно полезных свойствах, которые имеет язык, существуют и такие (о которых обычно умалчивают учебники по языкознанию), которые ограничивают наше восприятие, формируют определенную призму восприятия, через которую человек познаёт реальность и ориентируется в ней с помощью языка.

* Оригинальный пост

Previous post Next post
Up