Новая тема кинорулетки -
итальянский неореализм. Понятие неореализма для меня ближе, чем нуар, поэтому и воспринимать выпавший мне фильм оказалось легче.
После выхода в прокат фильма
“Похитители велосипедов” Витторио Де Сика об итальянском неореализме заговорил весь мир. Этот фильм стал основой точкой отправления нового течения в кинематографе, распространившегося повсеместно, к тому же, ставшая классикой, картина до сих пор входит в
верхнюю сотню IMDb, а ведь прошло уже почти 70 лет со дня премьеры. В чем же секрет данной ленты? Что она заставляет чувствовать и видеть?
Сюжет: послевоенный Рим охвачен разрухой и тотальной безработицей, люди живут на грани нищеты, месяцами, которые складываются в годы, не могут получить работу. Но Антонио Рикки, казалось, повезло, ему выдали разнарядку на работу расклейщиком афиш! А там и хорошие деньги, и форма, и ежедневный паек для семьи. Вот только есть необходимое условие: нужен велосипед. Свой велосипед Антонио заложил, когда семье стало нечего есть, но его жена нашла выход, она заложила все простыни, имеющиеся у них в доме, и они смогли выкупить железного друга. Вот теперь-то жизнь наладится! Только в первый же рабочий день велосипед похищают, а Антонио вместе с маленьким сыном начинают отчаянные поиски своего кормильца.
Уже в этом незамысловатом сюжете видны черты неореализма: простая история, которая могла бы приключиться с любым другим итальянцем, поэтому и отзывается она в каждом из нас пониманием, сочувствием, жалостью. Неприкрытая правда о жизни простого итальянского семьянина, которому суждено было столкнуться с несправедливостью жизни, с отчаянием, с безразличием властей, а, с другой стороны, и дружеской поддержкой, со сплоченностью толпы преступников, не желающих выдавать своего, и бессилием перед этой толпой человека, облеченного властью, и опять же, с другой стороны, со сплоченностью толпы людей, останавливающих преступника, и с добросердечностью незнакомого человека - все это пропускаешь через себя, ты как будто стоишь рядом с героем и ощущаешь весь каскад его чувств: от надежды до отчаяния, от вновь появившегося призрачного шанса на победу до падения в пучину безнадежности.
Принципы неореализма прослеживаются и в съемке фильма, в самой картинке. Никаких приукрашенных элементов, тут нет декораций, все снимается “на природе”. Если в кадре должен быть рынок, вы увидите настоящий послевоенный рынок, во всей его стихийности, многолюдности и неприветливости.
Если это дождь, то вы увидите настоящий ливень, под которым герои промокнут насквозь.
А еще тут разбросано множество мелких интересных деталей, за которые взгляд непроизвольно цепляется сам. Например, во время ливня Антонио с сыном укрываются под стеной дома, куда также прибегают послушники, они галдят, переговариваясь друг с другом через наших героев, кажется, даже не замечая их,
а в ресторане, куда Антонио привел сына, вы увидите мальчика, поедающего за соседним столом свою моцареллу с соблюдением всех правил этикета и бросающего презрительные взгляды на Бруно,
а в доме прорицательницы одна из посетительниц в хорошем дорогом платье держит на руках маленькую собачку.
Все эти детали не выпячиваются, никак не подчеркиваются, но не заметить их невозможно, и они ярко высвечивают разницу между такими как Антонио с сыном и людьми с достатком.
Актеры, сыгравшие главные роли не являлись профессионалами. И в это трудно поверить, т.к. эмоции и все переживания героев переданы отлично, они живые.
Ламберто Маджорани, сыгравший Антонио, своей утонченной внешностью более похож на интеллигента, чем работягу. Хотя он же и не каменщика играет, а, считайте, человека от искусства. Настоящий мужчина, сдержанный в проявлении своих чувств, несколько рассеяно относящийся к сыну, тем не менее раскрывающийся при сильных потрясениях. Например, в сцене, когда он после ссоры с сыном думает, что тот бросился с моста или в заключительных сценах фильма, где сюжет достигает своей кульминации, а чувства обостряются настолько, что слезы уже не сдержать даже ему, сильному мужчине.
Совершенно очарователен Энцо Стайола в роли Бруно! Очень живой, эмоциональный и милый мальчик, с потрясающей мимикой. Бруно иногда кажется взрослее и разумнее своих родителей. Он ответственный, трудолюбивый, умный и сообразительный. Ему выпадает тяжелая доля жизни дитя войны, которому приходится в столь юные годы уже трудиться на заправке и быть единственным добытчиком в семье. И не смотря на все это малыш сохраняет мягкость в сердце, безграничную любовь к родителям и возможность простить и понять отчаянные поступки отца.
Было бы не честно сказать, что фильм идеальный. Нет. Для современного зрителя он часто необоснованно затянут, действие разворачивается очень неспешно. Еще меня смутил некий злой рок так гладко преследующий Антонио. Я вот о чем: в начале фильма у него угоняют велосипед на крайне оживленной улице, и помощников, кроме случайного водителя и сообщников вора, нет, когда же то же самое делает Антонио, то за ним сбегается чуть ли не пол Рима. Можно это было бы объяснить фатумом, но он не слишком хорошо вписывается в рамки реализма. Если же сравнивать фильм с просмотренным мною в рамках первой тематической кинорулетки “Тенью сомнения”, то картина Витторио Де Сика мне показалась более живой, интересной и не такой постановочной и картонной. А еще тут оказался совершенно неожиданный для меня финал.
Если вернуться к вопросу, заданному в начале: в чем секрет успеха данной ленты? То с уверенностью можно сказать: секрет в искренности и душевности. Зритель без труда принимает и понимает сложившуюся ситуацию, а история “маленького человека” всегда интересна, ведь она рассказывает, если не о тебе, то о том парне, которого ты вполне можешь знать.