Day & Night

Nov 22, 2013 17:14

Эта песня написана Руди Стивенсоном (1929 - 2010 гг.), американским гитаристом, сочинителем и аранжировщиком.
Он работал продюсером и менеджером на Бродвее, играл с оркестром Дюка Эллингтона и группой Ллойда Прайса, писал песни для Джорджа Бенсона, Декстера Гордона и Нины Симон, которая записала с ним 9 альбомов.
Последние 22 года музыкант прожил в Берлине. Его сын, Уинтон Келли Стивенсон (Wynton Kelly Stevenson), тоже музыкант, играет на гармонике.

Интервью с Руди Стивенсоном на немецком, весьма интересное. Перевод от hhhhhhhhl здесь.

Именно великолепная Нина Симон и исполняла песню «Day & Night».

Пост hhhhhhhhl
«Моя Нина Симон» с чудеснейшей музыкальной подборкой.


Критик Дон Шьюи (Don Shewey) сказал о Симон в 1993 г.:
«Она не поп-певица, она - дива, неисправимо эксцентричная…, так смешавшая воедино свой необычайный талант и мрачный нрав, что превратилась в стихию, экзотическое создание, наблюдаемое столь редко, что каждое его появление становится легендой».


Нина Симо́н (настоящее имя Юнис Кэтлин Уэймон, 21.02.1933 - 21.04.2003) - американская певица, пианистка, композитор, аранжировщица. Придерживалась джазовой традиции, однако исполняла самый разный материал, сочетала джаз, классику, соул, поп- и фолк-музыку, госпел и блюз, записывала песни с большим оркестром.

Нина Симон известна как многогранностью своего таланта, полной самоотдачей и самобытностью творчества, так и сложным, противоречивым характером, который делал общение с ней очень непростым. Она была настолько всеобъемлющей исполнительницей, что иногда это даже мешало ее карьере - публике нелегко было принять такую разноплановость. Нина Симон - артистка с длинным шлейфом всевозможных амплуа, стилей и жанров. Ей хотелось быть всем сразу и прямо сейчас, ее всегда привлекали контрасты и крайности, поэтому разные стили сосуществовали в ее творчестве одновременно, порой даже в пределах одного альбома. Слишком многоликая, слишком парадоксальная, слишком эклектичная, слишком импульсивная и категоричная, чтобы справиться с амплуа поп-звезды.

«Критики начинали рассуждать, какого рода музыку я играю, - писала она в своей автобиографии, - и пытались найти какую-то четкую нишу, чтобы зарегистрировать меня в ней. Это было сложно сделать, потому что я играла популярные песни в классической манере с классической фортепианной техникой с налетом легкого джаза. В довершение всего, я включала в свои выступления спиричуэлсы и детские песенки, а подобного рода вещи автоматически расценивались как народный стиль. Так что, говоря о том, какого рода музыку я играю, критики сталкивались с проблемой, потому что в моей музыке было понемножку от всего, но это также значит, что меня ценили и за границами жанров - поклонники джаза, фолка, поп-музыки и блюза, как и любители классики».

Она стремилась привнести в свое творчество как можно больше из классического образования, чтобы придать ему глубину и качество, поскольку считала поп-музыку хуже классической. Ее интуитивному пониманию, какими должны быть отношения артиста с публикой, способствовало то, что она с шести лет аккомпанировала на рояле во время служб в церкви. Нина Симон вставляла в свои выступления монологи и диалоги со зрителями и часто использовала молчание как музыкальный инструмент. Она сравнивала это с массовым гипнозом и говорила, что постоянно прибегает к нему.

По словам Симон, ее задачей как артистки было «заставить людей чувствовать на более глубоком уровне. Это сложно описать, потому что это нечто, не поддающееся анализу, чтобы понять, о чем идет речь, нужно играть. Но когда вы поймаете это ощущение, когда вы зацепите зрителей, вы всегда поймете, что у вас получилось, потому что это похоже на разлившееся в воздухе электричество».

Фанаты нередко называли Нину жрицей соула (по названию одной из ее пластинок, «High Priestess of Soul»), однако сама она терпеть не могла этот титул. Впрочем, определение «джазовая певица» ей тоже приходилось не слишком по душе. «Если уж меня необходимо как-то назвать, следовало бы говорить «фолк-певица», потому что в моей игре было больше народной музыки и блюза, чем джаза, - говорила она. - Для большинства белых «джаз» означает «черный» и «грязный», а это не то, что я играю. Я играю классическую черную музыку. Поэтому я не люблю термин «джаз» - и Дюк Эллингтон его тоже не любил - это слово, которое используют просто для обозначения чернокожих».

image Click to view


Юнис Уэймон родилась 21 февраля 1933 г. в Трайоне, штат Северная Каролина, в бедной семье. У нее было еще четыре брата и три сестры, все девочки пели в церковном хоре, которым руководила их мать. Уже в очень раннем возрасте (различные источники называют годы от 3 до 6) Юнис начала брать уроки фортепиано. Она мечтала стать классической пианисткой и так усиленно занималась, что в 10 лет дала свой первый сольный концерт в городской библиотеке. Это событие запомнилось ей не только первыми аплодисментами, но и унизительным проявлением расизма. Ее родителям не разрешили сидеть в первом ряду, посадив на эти места белых слушателей. Это одно из тех детских впечатлений, которые остались в сердце будущей артистки на всю жизнь и повлияли на формирование ее активной гражданской позиции.

Работодатель матери Юнис, узнав о таланте девочки, оказал финансовую помощь для уроков фортепиано. Впоследствии, чтобы помочь ей продолжить обучение, был основан местный фонд. После окончания средней школы Юнис собиралась продолжить заниматься музыкой и готовилась с частным репетитором к поступлению в Институт Кертиса. Несмотря на то что прослушивание прошло достаточно хорошо, ее не приняли. Сама она говорила потом, что узнала от кого-то из института, что ей отказали из-за цвета кожи (хотя в 1940-х это учебное заведение уже начало принимать черных абитуриентов).
Юнис поехала в Нью-Йорк, где поступила в престижный колледж Juilliard School of Music, в котором в свое время учился Майлз Дэвис. Она училась и подрабатывала аккомпаниатором для других исполнителей, но затем была вынуждена оставить колледж из-за нехватки денег. Ее семья переехала в Филадельфию. Юнис начала давать уроки фортепиано, надеясь накопить сумму, которая позволила бы ей продолжить обучение. Узнав, что один из ее учеников играет в баре и получает за это больше, чем его преподавательница, она решила сама попробовать эту стезю. В 1954 г. Юнис прошла прослушивание в заведение «Midtown Bar and Grill» в Атлантик-Сити и стала штатной пианисткой. Тогда и появился сценический псевдоним Нина Симон: девушка взяла его, чтобы не оскорблять чувства набожной матери, которая явно не могла бы одобрить новое место работы дочери. Владельцы бара настояли, чтобы она не только играла, но и пела, так началась ее вокальная карьера. Оригинальная смесь джаза, блюза и классики в ее исполнении привлекла небольшую, но преданную аудиторию поклонников, и вскоре Нина уже играла в лучших ночных клубах.

В 1958 г. она вышла замуж за некоего Дона Росса, но оба скоро пожалели об этом решении и брак продержался менее года. В том же 1958 г. Нина Симон записала «I Loves You, Porgy» Джорджа Гершвина, достигшую двадцатки в американском чарте Billboard. Творческая судьба артистки сложилась так, что эта песня оказалась едва ли не единственным широко известным хитом в ее карьере. Впрочем, она никогда и не жаждала оглушительной славы, не стремилась собирать стадионы и заводить многотысячную толпу. Пафос рок-звезды не отвечал характеру ее таланта. Взрослая публика, разбирающиеся в музыке клубные завсегдатаи, любители хорошего вокала - вот для кого она пела. Вскоре за этим последовал ее дебютный альбом «Little Girl Blue».

После успеха «Little Girl Blue» Нина Симон подписала контракт с Colpix Records, для которой записала десять альбомов, четыре из них - концертные. Студия предоставила ей полную свободу творчества, включая выбор материала, только чтобы добиться согласия на сотрудничество. Симон было интересно вживаться в разные амплуа, ее пластинки отличались пестротой аранжировок и эклектичностью стиля, а репертуар охватывал спектр от баллад из бродвейских мюзиклов до фольклорных песен, включая еврейские народные мелодии.



В 1961 г. Нина Симон вышла замуж за Эндрю Страуда, полицейского из Нью-Йорка, который позднее стал ее менеджером. Через год у них родилась дочь, Лиза Селеста Страуд, ставшая актрисой и певицей и выбравшая сценический псевдоним Симон.

В 1964 г. Нина Симон перешла под опеку лейбла Philips. Здесь певица тоже записывалась без передышки, подготовив семь альбомов за три года. Параллельно изданием ее пластинок занимались и остальные фирмы звукозаписи, с которыми она работала до этого. Только в 1966 г. три разные компании издали пять альбомов Нины.

image Click to view


Как и многих других афро-американок, в 60-е годы Нину Симон глубоко волновала борьба черного населения Америки за свои гражданские права и пробуждение чувства собственного достоинства у ее собратьев. Естественно, эта довольно болезненная тема нашла непосредственное отражение в ее творчестве, первым открытым обращением к ней стала «Mississippi Goddam», которая появилась в 1964 г. после убийства Медгара Эверса, борца за гражданские права афро-американцев, и четырех чернокожих детей. Эта песня бойкотировалась в некоторых южных штатах. С этого момента тема гражданских прав прочно закрепилась в ее репертуаре, она играла и выступала с речью на многих митингах. Со свойственной ей категоричностью Нина Симон говорила о том, что думала, откровенно и резко, как, возможно, ни один из ее коллег по цеху. Она была лично знакома с Мартином Лютером Кингом (хотя, в отличие от него, поддерживала идею насильственной борьбы за права и даже надеялась, что афро-американцы смогут в ходе вооруженного сражения сформировать отдельное государство), на концерте, состоявшемся через 3 дня после его убийства, Нина посвятила ему все выступление и спела «Why? (The King Of Love Is Dead)», написанную своим басистом.

Симон так объясняла свое изначальное нежелание исполнять материал на тему гражданских прав:
«Ночные клубы были грязным местом, записывать пластинки было грязным делом, популярная музыка была грязным жанром, и смешивать все это с политикой казалось бесчувственным и унизительным. И пока песни, подобные «Mississippi Goddam», просто не вырвались из меня, я испытывала также и музыкальные проблемы. Как можно взять память о человеке вроде Медгара Эверса и свести всё, чем он был, к трем с половиной минутам и простенькой мелодии? Это была музыкальная сторона вопроса, от которой я уклонялась; мне не нравилась «протестная музыка», потому что большинство композиций в этом стиле настолько просты и неоригинальны, что лишают достоинства тех людей, которых пытались прославить. Но взрыв бомбы в церкви Алабамы и убийство Медгара Эверса положили конец этой дискуссии, и после «Mississippi Goddam» я поняла, что пути назад нет».

Эта песня, выступавшая символом движения за гражданские права в Америке 60-х, должна быть хорошо известна нашим читателям:

image Click to view


Тут же слушаем ее и в джазовом варианте. Восхитительно другое звучание!

В 1967 г. артистка начинает сотрудничать с RCA Records. Этот контракт устроил для нее муж, который пытался даже влиять на выбор материала для ее пластинок и весь творческий процесс, хотя последнее слово Нина оставляла за собой.

В дискографии Нины Симон появились еще девять альбомов, гораздо менее эклектичных и непредсказуемых, чем ее ранние работы. Саунд все больше склонялся в сторону поп-соула, это касалось и аранжировок, и самого отбора материала. Жемчужина этого периода - частично автобиографическая песня «Young, Gifted & Black», которую Симон написала в соавторстве с Уэлдоном Ирвином младшим. Хотя на родине Нина Симон не входила в обойму наиболее популярных певиц, в Европе у нее появилось немало поклонников, когда две ее песни поднялись в первую пятерку британского хит-парада: «Ain’t Got No» (тема из мюзикла «Волосы») и кавер-версия Bee Gees «To Love Somebody». К тому же артистка уже дважды приезжала в Европу с большими турами, в 1965 и 1968 гг.

image Click to view


В 1969 г. Нина Симон покинула США и улетела на Барбадос: она устала от политики расизма, от споров с компаниями звукозаписи, которых называла «пиратами», от американского шоу-бизнеса. Ее муж растолковал внезапный отъезд и тот факт, что она оставила свое обручальное кольцо, как желание получить развод. Нина попыталась сами заниматься менеджерскими вопросами, позднее ей начал помогать ее брат, Сэм Уэймон. По возвращении в Америку Симон была арестована - правда, вскоре выпущена - за неуплату налогов в 1971-73 гг.: так она протестовала против войны во Вьетнаме. Артистка переезжала из страны в страну, но нигде не задерживалось надолго. Она пробовала жить в Швейцарии, Либерии, Барбадосе, Франции, Нидерландах, Тринидаде и Великобритании.

Съемка с фестиваля в Монтре 1976 г., композиция «Sinnerman» (хорошо известная по римейку фильма «Афера Томаса Крауна»). Рекомендую сперва послушать по ссылке студийную версию, чтобы сполна оценить концертное исполнение.

image Click to view


Каталог ее студийных записей пополнялся теперь гораздо реже, чем раньше, последняя пластинка с RCA «It Is Finished» вышла в 1974 г., затем последовал долгий перерыв. Выпущенный в 1978 г. альбом «Baltimore» был тепло принят критиками, но особого коммерческого успеха не имел. В 1985 г. Нина вернулась в США для студийных записей и выступлений, теперь она выстраивала репертуар на композициях, которые должны были оказаться популярными, и не столь ярко подчеркивала свои политические взгляды. Релизы 80-х выпускались под разными лейблами и включали в основном концертные записи, однако обращали на себя внимание скорее узкого круга давних и преданных поклонников артистки, чем широкой публики.

О Нине Симон вновь громко заговорили в 1987 г., когда одна из ее ранних композиций «My Baby Just Cares for Me», записанная еще в 1959 г., прозвучала в рекламном ролике духов «Шанель». Переизданный сингл очутился на первых строчках хит-парада Великобритании. В начале 90-х Нина переехала во Францию, а в 1991 г. опубликовала автобиографию «I Put a Spell on You». Книга вышла сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке, через год была переведена на французский и немецкий языки. Новая волна интереса к ее творчеству вспыхнула, когда несколько песен исполнительницы прозвучали в фильме «Point of No Return», главная героиня которого была частично списана с самой Нины Симон. Возвращение певицы под крыло крупного лейбла состоялось в 1993 г. и повлекло за собой появление еще одного альбома нового материала «A Single Woman». Это был последний студийный опыт Симон, в котором она по-прежнему блистала глубоким, проникновенным вокалом, делая основной акцент на грустных песнях о любви и романтических балладах.

image Click to view


В последние годы здоровье Нины Симон становилось все слабее. Сообщается, что в конце 80-х ей поставили диагноз «биполярное расстройство», в 1994 г. из-за нервного срыва ей пришлось отменить ряд немецких концертов. Она больше не работала в студии, выступала редко, давая по 10-20 концертов в год, и до конца 90-х выпустила только два живых диска, записанных в Ньюпорте и Париже. Когда в 2001 г. Нине Симон нужно было выступать в Карнеги Холле, на сцену ее выводили под руки. Последние полтора года она болела и практически не появлялась на публике. Говорят, она страдала от рака груди, хотя некоторые источники отмечают, что официальных подтверждений этого диагноза нет.

Нина Симон умерла во сне 21 апреля 2003 г. в своем доме на юге Франции, неподалеку от Марселя, где прожила последние восемь лет.

«Day & Night» в исполнении Нины Симон:

image Click to view



When you like a fellow
Try to treat him right
Give him your attention
Day and Night
When he starts to smilin'
And he's got you uptight
Shower him with kisses
Day and night
Tell him how you love him
Tell him he's out of sight
Then he'll know you dig him
Day and night
If he wants to leave you
And you think he might
Beg him not to leave you
Day and night
Tell him that you're lonely
Tell him that you're cold
Tell him that you need him
Here to (Satisfy your soul)
If he likes to dance now
Tell you what you do
When you see him comin' down the street
You start to (Do the bungaloo)
Oh no, even when he's wrong
Tell him that he's right
You can take the blame
Both day and night

Если парень нравится тебе,
Старайся правильно обходиться с ним.
Окружай его заботой
День и ночь.
Доволен ли он,
Или злится на тебя -
Осыпай его поцелуями
День и ночь.
Говори ему, как ты его любишь,
Говори, какой он исключительный.
Тогда он поймет, что ты восторгаешься им
День и ночь.
Если он хочет уйти от тебя,
И тебе кажется, что он и вправду может так сделать,
Умоляй его не покидать тебя -
День и ночь.
Говори ему, что тебе одиноко,
Говори, что тебе холодно,
Говори, что тебе нужно, чтобы
Он был рядом (чтобы радовалось сердце).
Если ему хочется потанцевать,
Вот что тебе нужно делать:
Когда увидишь, как он идет по улице,
Начинай (танцевать бугалу)
Ах, даже если он ошибается,
Говори ему, что он прав.
Бери на себя вину
День и ночь.

Мне не удалось найти на YT эту песню в исполнении других музыкантов, так что, похоже, мистер Лори и Со извлекли из песков времен еще одну забытую композицию.

image Click to view



-----------------------------------------------------------
Пост составлен по материалам из источников:
Nina Simone (Wikipedia)
Певица Нина Симон
Nina Simone Biography
The Nina Simone Database
Nina Simone, singer
Официальный сайт Нины Симон

музыка, Didn’t It Rain

Previous post Next post
Up