Презентация книги Сергея Гандлевского "Бездумное былое" (Издательство "Corpus", издательство "Астрель"), 01.09.2012, Никитский бульвар, ярмарка "Бульвар читателей".
Ведет презентацию Дмитрий Бак
Click to view
(на видео записана примерно половина сказанного)
Слушатели:
Пишет журнал TimeOut:
Автобиография Сергея Гандлевского уложилась в 159 страниц. Не потому, что ему нечего сказать, а потому, что он знает словам цену.
«Я прожил немассовую жизнь. Мои вкусы, поступки, друзья, суждения вряд ли близки и симпатичны большинству». Сергей Маркович Гандлевский - поэт, прозаик, переводчик, лауреат премий «Антибукер», Малая Букеровская, «Северная Пальмира», Аполлона Григорьева, «Поэт» - как-то в одном телевизионном интервью напомнил слова Кольриджа, что «поэзия - это лучшие слова в лучшем порядке». И именно поэтому он так мало пишет. Совсем мало - несколько стихотворений в год. То есть приходит к нему стихов, конечно, гораздо больше. Но он их не оставляет. Записывает только самые-самые, про которые понятно, что они и правда того стоят.
Впрочем, этого же правила, похоже, он придерживается и в прозе. Она у него до крайности лаконична. И при этом емка. Ну вот, казалось бы, уж что-что, а истории из своего детства каждый может рассказывать до бесконечности. Но Гандлевский этого не делает. Он пишет, что был печальным, заторможенным ребенком. И приводит одну историю, обрезанную до лаконичности анекдота: «Однажды мы шли с отцом, он оступился в лужу и ушел в нее с головой - лужа оказалась перелившимся через края открытым канализационным люком. “Папа, ты куда?” - спросил я».
И так лаконичен он во всем. В изложении дружбы с Дмитрием Александровичем Приговым - сближение, потом охлаждение, потом неудавшаяся попытка что-то поправить. С Петром Вайлем, отношения с которым мгновенно охладели после того, как Вайль определенным образом интерпретировал любимое Гандлевским стихотворение Пушкина. Со Львом Лосевым, с которым сначала переписывались, потом подружились, и Гандлевский вспоминает свою последнюю поездку в Америку, когда Лосев уже был неизлечимо болен.
«Я прожил жизнь в ширину, а для глубинного измерения в моем распоряжении был я сам - с меня и спрос», - пишет Гандлевский. И эта система координат и дает тот емкий лаконизм. События, люди, слова обдуманы, взвешены и подобраны таким образом, чтобы не было ничего лишнего. В проговорках видно, что Гандлевский жаден до материала и берет его отовсюду: «Мне нравится, когда наш литературный треп с профессором Жолковским за кофе у меня на кухне перебивает сдавленный звонок с зоны: это от нечего делать надумал попиздеть мой приятель-уголовник, который жмет “отбой”, не простясь, потому что в бараке начался шмон». И добавляет, что для писателя, каким он мечтал бы стать, такой образ жизни (странный, непоследовательный, когда он работал то ночным сторожем, то переводчиком), может быть, и не плох.
В книге нет ничего лишнего, и каждая фраза на вес золота: формулировки не только многое говорят о самом Гандлевском и его понимании себя и окружающего мира, но и способны описывать времена, которые автор совсем не имел в виду. «Индивидуалисты и отщепенцы со стажем, мы около сорока узнали сильное переживание, новое в спектре наших чувств: воодушевление людного митинга и шествия. Было этакое многомесячное карнавальное настроение, точно нам в кровь подмешали газировку», - пишет Гандлевский о начале 1990-х, а кажется, что о протестных митингах последних нескольких месяцев.
(Источник:
http://www.timeout.ru/books/event/274247/ )
На той же книжной полке:
Тимирбаев Вячеслав. Время поэтов -
http://lapadom.livejournal.com/818636.htmlСабуров Евгений Незримое звено -
http://lapadom.livejournal.com/772925.htmlЮлий Гуголев. Командировочные предписания -
http://lapadom.livejournal.com/803806.htmlЛиснянская И. Эхо -
http://lapadom.livejournal.com/785850.html