Вот на это я прошу отзывов ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СЛУШАЮТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ

May 15, 2011 03:28

мне важно мнение не только людей, имеющих отношение к Музыке

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СЛУШАЮТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ



Нижеследующие тезисы написаны не профессионалом, не знатоком, и не преследуют никакой специальной цели, кроме как высказать пришедшие в голову за последнее время мысли:) Пожалуйста, не воспринимайте их слишком серьезно, хотя тема достаточно серьезная сама по себе. Так как частично текст обращен "как бы к неофиту", к человеку, предположительно, молодому, чей вкус и стремления еще не определились, то неизбежен некоторый воспитательный момент, но все это - условности, игра стиля, не более. Итак, не имея большого желания кого-то поучать, но имея много мыслей в голове, как говорил Винни-Пух, приступлю, благословясь.

Тезис

Ни для кого не секрет, что очень небольшой процент людей, интересующихся хоть какими-то организованными звуками, слушают классическую (академическую) музыку. Чуть большее количество обычных людей согласны терпеть ее в качестве фона, заполнения пустот в фильмах и передачах, но все же не понимают, зачем столько кудахтанья вокруг этого архаичного нагромождения традиций и каких-то там культурных ценностей.

Ясное дело, что тем леди и джентльменам, кто, планируя культурный досуг на сегодняшний вечер, выбирает между курнуть, ширнуться или бухнуть, читать этот текст далее не нужно. Эти уважаемые люди уже покинули зрительный зал, сделав выбор в пользу активного отдыха. Тем же, кто придерживается более умеренных взглядов на добро и зло и кто знает много разных слов, будет интересно задуматься о следующем. Что же мешает оценить по достоинству неизъяснимые красоты классической музыки такому большому количеству неглупых и неленивых людей? Нет ли здесь какого-то подвоха?

Два слова о массовом сознании

Многие строгие и толковые мыслители любят порассуждать о массовой культуре, о ширпотребе, о тиражировании и пр. То, что культурный продукт зарождается в головах немногих гениев, бытует некоторое время в кругах элиты, потом спускается к массам, теряя при этом большую часть своего изначального заряда, - сформулировано задолго до меня. Потом все это перебродит в недрах народной культуры, откуда все это вновь возьмут немногие гении. И все это очевидно. Едем дальше:) Раньше у классической музыки была четкая аудитория - аристократы и прочие сливки общества, обеспечивавшие их досуг. Классическая музыка целиком и полностью зависела от мастерства немногих исполнителей-виртуозов и чтобы услышать наиболее масштабные произведения - требовалось не кнопку нажать, а ехать в другой город, а то и в другую страну. Теперь, благодаря НТР, - всё доступно всем и навсегда. Мы настолько привыкли к чудесам техники, что совершенно не замечаем их. Мало того, время от времени "попинываем" ногами всю эту благодать, тоскуя по аутентизму и ушедшей культуре домашнего музицирования. Взыскующие качества живого исполнения и новизны интерпретаций сегодня тоже легко удовлетворят свои запросы, благо - уровень жизни позволяет. Беда в том, что запросов таких у большинства нет. Я не хотел бы писать о массовой культуре ничего, ибо каждый да займется своим делом, но вот о массовом сознании сказать нужно следующее: изучение этого феномена - дело сложное, интересное и едва начатое. Как и многие гуманитарии, я понахватался терминов из областей на стыке психологии, социологии, культурологии и истории. Видимо, в этом кроется причина, по которой мне хочется поместить ответ на вопрос "Почему не слушают?" в сферу проблематики массового сознания, а не в традиционно-практические рамки. (Надеюсь, понятно, о чем я пишу - все читали бесконечные статьи о частностях: того-то у нас мало, сего-то у нас не хватает, денег бы дать вот тому и этому, и тогда-то будет ого-го и город-сад в рекордные сроки). Массовое сознание понадобилось мне для того, чтобы привязать понятие "миф" к интересующей нас теме. Действительно, то, что я перечислю ниже, ни у кого в голове не сформулировано с отчетливостью тезисов, - свет не породил еще такого идиота. Кроме меня:) Однако, в неявном виде, со множеством оговорок и поправок на воспитание, образование и биографию, эти "мифы" присутствуют, смею утверждать, у большинства людей, не слушающих классическую музыку. Раз у большинства, - то речь идет уже не о частных случаях и не о крайностях индивидуальной непереносимости, а о коллективном бессознательном, о том, что не произносится вслух, чему не подучивают никакие злодеи, в чем сложно самому себе признаться. Миф, как призрак, развеивается при малейшем дуновении здравого смысла, но от этого он не менее живуч, ведь, будучи осознанным и развеянным в отдельно взятой голове, он продолжает существовать в миллиарде ей подобных. Итак, что неразрывно связано в массовом сознании с классической музыкой и формирует отношение к ней еще до того, как принимаются сознательные вкусовые решения, на уровне ниже слов и четких формулировок? Излагаю в порядке возрастания сложности.

1. Миф "ой, классическая музыка - это так д-о-о-о-о-о-олго"

Современный человек привык к членению звукового материала на короткие, четко отделенные друг от друга отрезки. Не буду фантазировать, предполагая, что тому послужило причиной: формат пластинки сорокопятки на заре звукозаписи, или еще что. Скажу только, что народные песни, как протяжные, так и быстрые-танцевальные, - более длительны, чем стандартный "формат" поп-песенки, а классика в массовом сознании - это нечто ну невероятно долгое, и в силу этого - утомительное. А человек всегда хочет отдыхать.

Дальше следуют "Как бы слова, обращенные к молодому человеку в музыкальном магазине" (предполагается, что он мне доверяет и готов задавать вопросы, слушать и делиться не своими предпочтениями - я примерно представляю, что он любит, - а своими мыслями о том, что ему непонятно, не близко, хоть и не пугает):
"Понимаешь, - говорю, - ты не поверишь, но я не припомню вообще ни одного долгого классического произведения. Дело в том, что произведения в самых что ни на есть расклассических жанрах симфонии или сонаты ВСЕГДА разбиты на маленькие части по несколько минут каждая. И звучат не дольше, чем обычная песня, например, Битлз. И никто не мешает слушать их по отдельности, что, кстати и делают радиостанции, транслирующие классическую музыку. Так что "классика = долго" - это просто неправда".

2. Миф "ох, классическая музыка - это ме-е-е-е-едленно, я щас усну просто".

Да, 80% современной музыки - это музыка моторная, танцевальная. Причем то, подо что весело отплясывали двести лет назад, сейчас - просто колыбельная... Уровень громкости - это реакция на звуковую среду современных городов. Но человек нуждается не только в стимуляции мышц и нервов резкими ритмичными звуками. Беда в том, что в молодости именно это кажется нужнее всего и осваивается проще всего, причем разум тут не участвует - это гормоны, инстинкты, рост и формирование тела. Опыт и понимание необходимости и приятности релаксации приходит позднее, когда наоборот, не плохо бы встряхнуться и поплясать:) Такова природа человека. Что же делать?

Разговаривать в этом случае, как мне кажется, достаточно бесполезно. Берем плеер, делаем микс с простым критерием отбора: "быстрый темп, шум и ритмичность". Тут в ход пойдет все: и фанданго, и Бах, и Бетховен, и черт лысый на лесопилке в обработке Ванессы Мей. После прослушивания с минимальными необходимыми комментариями спрашиваем: "Ну как, есть драйв? Так вот, - тихонький минор, - это еще круче, пробирает до костей, - только без шума, как во сне, как в невесомости, как в другом мире..." И так далее.

3. Миф "ну, классическая музыка - это ж сложно, это что-то такое заумное, не для людей".

Надо признать, что прямо эту мысль высказывают редко (все любят жаловаться на недостаток здоровья, но никто, почему-то, не любит - на недостаток ума (с) не помню уже, кто). И, надо признать, что проблемы есть, но, как это часто бывает в сфере "мифов", они сильно преувеличены. Я, например, могу сказать о себе, что я, увлекшись классикой, испытал лингвистические трудности. У меня плохонький английский «со словарем», а тут такое: французская певица, прочитать о которой толком можно только по-французски, исполняет арию на итальянском языке, издано все это в Германии, соответственно, буклет отсканирован только по-немецки. Вавилон какой-то. Но это все мелочи.

«Понимаешь, - как бы говорю я, - тут все так же, как и с любым другим увлечением, то есть любовью к чему-то. Для того, чтобы просто понравилось слушать что-то, не надо трех высших образований, не надо знать кучу терминов и нотную грамоту, не надо даже петь или играть на чем-то самому. Если тебе действительно что-то понравится, - например, какой-то вид спорта, - ты уже через самое короткое время будешь знать до тонкостей все правила, игроков по именам и команды всех стран, и даже сам не сможешь точно сказать, откуда все это взялось и как ты все это узнал. Потому что любовь заставляет узнать о предмете любви как можно больше - это один из способов приблизиться к предмету любви. Звучит несколько возвышенно, не так ли? Однако, это обычное дело, так устроен мир. В классической музыке нет ничего сверхсложного. Она сложна, но только не для того, кому она нравится. Ничего не надо знать такого особого, просто нажимай кнопку до тех пор, пока не найдешь того композитора, стиль, жанр, который заденет тебя за живое».

4. А теперь, Фёдор, о главном… :)
Миф номер четыре: «Классическая музыка - это не мужественно. Ну… никто же не хочет, чтобы его считали слабаком. А классика - это сю-сю-сю, что-то такое пиликающее, не для мужиков, словом. Голубым - вот тем она самое то, а нам надо что-то другое».

На надо, не надо морщиться и улыбаться, уважаемые читатели. Это не такая уж глупость и пошлость мною написана. Я уже говорил, что пытаюсь облечь вполне ясными и точными словами то, что в массовом сознании присутствует неявно, расплывчато, в чем мало кто себе самому признается, понимая, что что-то здесь не так. Есть и такой миф, и я уверен, что он отпугнул от одной мысли о возможности послушать что-нибудь эдакое очень много людей, причем, не только мужского пола, хотя речь, главным образом, конечно, об этой половине человечества.

Наверное, кто-то более умный и убедительный, чем я, найдет, что тут сказать молодому собеседнику. Что-нибудь про то, что многие «крутые мэны» древности и наших дней (перечисление) слушали именно классику. Про то, что научиться играть на скрипке требует не меньше выдержки, твердости и физических усилий, чем постижение тайн восточных единоборств. Про то, что самые знаменитые мастера единоборств Древнего Китая, например, обязательно музицировали. Про то, что не даром боссы мафии в кино слушают какую-нибудь классику, - это не просто признак «красивой жизни» или итальянские корни, - это важная деталь… Про то, как начинается фильм «Сибирский цирюльник»… И так далее.

Попробую сказать кратко. «Самое мужественное, что только может быть, - это защищать, не жалея сил и жизни, то, что тебе дорого. Например, родину, родных, друга, или свои убеждения. И дело даже не в том, что пройтись по району (название района), демонстративно слушая классику, - это надо много отваги иметь, или мало мозгов. А в том, что, если эта музыка тебе дорога, - ты будешь отстаивать свои убеждения со всей твердостью, не жалея сил. А это круто, испокон веков было так».

5. Миф «все бы хорошо, но классическая музыка какая-то однообразная. Вот эти все симфонии там, концерты… Они как-то все похожи друг на друга»

Это некий парадокс восприятия. Чем дольше смотришь на небо, тем больше различаешь звезд, это же очевидно. Но все они, на первый взгляд, похожи. Множество нового для себя материала сознание человека принимается упорядочивать, систематизировать, все время сосредотачиваясь на сходстве. Суть в том, что отделенная от нас столетиями истории, разницей культур и языков, массой наших собственных предрассудков, классическая музыка частично утратила для нас новизну деталей, частностей. Это как политика: сто лет назад на выборах победил не Джон Смит, а Джек Смит,- и это была буря и потрясение! «Н-да? Как любопытно», - всего лишь говорим мы сейчас, это по-прежнему потрясает, но только редких специалистов-историков. Как всем стать историками? Для этого есть целая стратегия: популяризация научных знаний. Не вдаваясь в детали, скажу вот что:

«Тут все обстоит точно так же, как с длительностью, с мифом о том, что «классика - это долго», это - неправда, ложь, обман зрения. Подумай сам: современная музыка, чьей основой стали электроинструменты и звукозапись, существует менее девяноста лет, а классике, по разным оценкам, - от пятисот до тысячи лет. Она многократно более разнообразна, полна оттенков, более богата открытиями и экзотическими звучаниями, чем вся современная музыка, вместе взятая. Это очевидно. Просто надо взять на себя труд поразобраться в этом, послушать разное, по нескольку раз, вдумчиво, не пугаясь архаичных деталей, например, таких, как: незнакомые жанры и инструменты, латынь, итальянский, допустимость нескольких трактовок, сложные формы и так далее. Когда прислушаешься - разнообразие потрясет тебя».

6. Миф последний, миф о пафосе. «Классика - не для меня, ведь это надо особо настроиться, чинно-благородно, сиди-слушай, не шелохнись, прямо, словно аршин проглотил… В консерваторию надо ходить, и в джинсах нельзя, боже упаси… Классика - это высо-о-о-о-окое искусство… (тут глаза надо закатить и с придыханием) - куда мне до него!»

То-то и оно, что высокое искусство от слушателя пафоса не требует! Оно естественно, как воздух, солнце и пение птиц. Не надо путать правила поведения в общественных местах и законы высокого искусства. Правила меняются, а законы искусства - нет. (В опере времен Вивальди знатные слушатели бросали вниз из лож объедки в партер, а сейчас вообще-то не принято и фольгой от шоколадки шуршать). Законы искусства требуют сопереживать ему и жить в нем вместе с его творцом. Это - процессы незримые, происходящие исключительно в уме и сердце, они не допускают фальшивого пафоса и пошлости, но есть (выработаны историей цивилизации) ряд внешних, социальных условностей, которые большинству людей помогают найти путь к искусству. Например, фрак и бабочка. А иногда и не большинству, а меньшинству. Похоже, к тому идет, что классическая музыка зачастую заперта в ложноклассические рамки устаревшей традиции. Про себя могу сказать, что остаточные знания и навыки недоучившегося филолога сильно облегчили мне путь, но тут все индивидуально. Я, например, в восторге от блеска и великолепия зала старинного оперного театра, но - немного смущаюсь, сам не знаю чего. И, пусть хоть чуть-чуть, но это мне мешает слушать. Думаю, со временем пройдет. Кому-то каждая мельчайшая деталь традиции, ритуала, антуража помогает, а кому и мешает. Это не повод ни отказываться от традиций, ни навязывать их, настойчиво предлагая. Предлагать стоило бы хорошую музыку, а все остальное сделается само собой, без специальных усилий. Полагаю, что не сильно погрешу против истины, если скажу так:

«Для прослушивания классики не нужно долго ждать какого-нибудь особого настроения, не нужно слушать только сидя-в одиночестве-закрыв глаза, или только в зале консерватории, с возвышенным выражением лица. Не нужно предварительно благоговеть перед портретом композитора или ждать каких-то особых невероятных откровений. Не нужно носить костюм и считать себя умнее или воспитаннее других. Для прослушивания классики не нужно ничего этого.

Просто слушай - и всё.

Слушай - как, где, и с кем тебе хочется: за чтением, за работой, на прогулке, в наушниках или в концертном зале, в душе, в дороге, засыпая ночью, суетясь днем, на кухне, на стадионе, в лесу и в церкви. Стоит только не забывать, что запись - это одно, а музыкант - живой человек, и когда кто-то выступает, нельзя отвлекаться и отвлекать других.

Я очень люблю музыку Моцарта, но осознаю, что, будь он жив, он бы мне голову проломил за то, как непочтительно я слушаю его музыку! Но ведь если бы он был жив и сам выступал, то и я бы слушал иначе, я же знаю и умею себя вести, как нужно. А запись - она дает мне много попыток, много шансов, много дорог к его музыке, но среди них обязательно должно быть хотя бы несколько внимательных сосредоточенных прослушиваний «по всем правилам». Когда они состоятся, эти прослушивания, - сперва, или потом, в глубокой старости, - не так уж важно, музыку Моцарта я надеюсь слушать всю жизнь.

Единственное, что можно сказать о правилах прослушивания классической музыки, так это то, что, как и всякое серьезное искусство, она рассчитана на многократное к ней обращение, а не на одноразовое развлечение. Это свойство классики вообще, - в музыке, в живописи, в кино.

К черту пафос и условности! Если ты полюбишь какую-нибудь из разновидностей классической музыки, тебе больше никогда и в голову не прийдет назвать ее пафосной или подумать, что она слишком возвышенная и серьезная для тебя. Ты точно поймешь, что именно ты любишь и не поведешься ни на какие глупые мифы.

Просто слушай - и всё».

P.S. В тексте слово Музыка я пишу с маленькой буквы, а не как обычно, - по стилистическим причинам.

проза, Музыка, культура, важно

Previous post Next post
Up