Украинские националисты 1939-1941 (часть первая)

May 03, 2020 00:13

Сегодня речь у нас пойдёт о гражданах со специфическим устройством мозга, которые очень активно форсили лозунг "Украина для украинцев" во время Второй мировой войны (если конкретнее - об ОУН). Какие цели ставила перед собой данная организация? Кто рассматривался ими в качестве союзника, который поможет реализации их начинаний? Как менялась их тактика со временем? Ответы на перечисленные вопросы я вам сегодня и представлю, воспользовавшись материалами из сборника документов "Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны".

Для начала немного исторического бэкграунда: ОУН была создана в конце 1920-х годов на занятых Польшей западноукраинских землях. Будучи вызвана к жизни дискриминационной политикой польских властей в отношении украинцев, организация быстро радикализировалась, действуя методом террора и политических убийств (преимущественно польских государственных деятелей, но и советским политикам и дипломатам тоже доставалось). К середине 30-х ОУН привлекла к себе внимание немецких спецслужб, которые усмотрели в националистах подходящий рычаг для давления на своих политических "партнёров" - Польшу и Чехословакию, на территории которых проживали этнические украинцы. К слову, любопытно, что сами немцы характеризовали ОУН как "национально-галицийское ответвление упавшего дерева великорусского эсеровского движения" - и, принимая во внимание добрые эсеровские традиции индивидуального террора, нельзя сказать, что вывод этот совсем безоснователен.

Непосредственно интересующая нас история начинается в 1939-м году в момент окончательного раздела остатков Чехословакии. Получившая автономию по результатам Мюнхенского соглашения Подкорпатская Русь 15 марта провозгласила свою независимость в качестве "государства" Карпатская Украина. Среди украинских националистов данное событие вызвало бурю восторга, в польских отчётах есть сообщения о высказываниях украинцев: "Среди украинского населения ходят версии, что в ближайшее время с помощью Гитлера на территории восточной части Малой Польши будет создано Украинское государство. Началом Украинского государства является Закарпатская Русь... Также со стороны украинцев слышны голоса: «мы не хотим автономии, Гитлер нам даст независимость, он создал нам армию в Закарпатской Руси, и дал нам своих инструкторов - офицеров, ляхи могут потихоньку убираться из Малой Польши, потому что если не уберутся, то уже весной могут встретиться с действительностью и правдой»". Однако буквально через пару дней концепцию пришлось срочно менять: 16 марта в Карпатскую Украину были введены венгерские войска. Во время этого малоприятного для националистов процесса им пришлось на ходу сочинять всевозможные перемоги: "Не падайте духом. Такое положение вещей является планом Гитлера. В венских дипломатических кругах царит убеждение, что Гитлер не принес бы вреда украинцам, что благодаря самопожертвованию создается государство Украина. Потому что если бы так не было, позиция Гитлера была бы однозначной. Он бы мог занять Чехию и Словакию, над которыми бы объявил протекторат, мог бы то сделать и с украинцами. Однако Гитлер хочет показать миру, что украинцы заслуживают свободы, потому что если такая малая армия может бороться с таким врагом, как Венгрия, то они заслуживают мировой поддержки. Только мир должен понять, что это воля всего украинского народа, а не немецкой политики... О плане Гитлера знает только генеральный штаб Гитлера и министр Ревай, который сидит в Берлине." Ну вы знаете, эти хитрые планы Гитлера... В реальности буквально за пару дней венгерская армия благополучно раздавила слабо организованные отряды "сичевиков", оккупировав всю территорию Карпатской Украины, в результате чего националисты приуныли (из отчёта польских спецслужб о настроениях в Западной Украине): "На всей территории спокойствие и огромная подавленность среди украинцев. Некоторые не верят и утешаются, что Гитлер не мог предать украинцев и, несмотря на это, возродит Украину."

Следующим значимым этапом в истории ОУН стало вторжение Вермахта в Польшу, по итогам которого: "Наиболее активные члены ОУН бежали на территорию, занятую немцами. Немцы, освобождая районы Западной Украины, подлежавшие в соответствии с соглашением передаче СССР, увозили с собой из некоторых мест целыми эшелонами украинских националистов и частично украинское население, восстановленное оуновцами против СССР". Более того: в генерал-губернаторстве (т.е. на территории оккупированной Польши) для ОУН был создан режим наибольшего благоприятствования даже по сравнению с другими организациями украинских националистов (вроде УНДО и УПСР), не говоря уже о поляках и евреях: оуновцев назначали на административные должности, из них комплектовали полицейские формирования, и даже привлекали к охране границы. Однако ничто не даётся даром, и поскольку в тот момент действовал пакт о ненападении, в первые месяцы после раздела Польши не только немцы, но и их подручные были вынуждены временно прикрутить кран пропаганды ненависти к Советам (источник ГУГБ НКВД сообщал: "немцами даны директивы всем организациям заниматься своим внутренним профессиональным делом и ни в коем случае не касаться своих взаимоотношений с Советским Союзом"). Только изредка и только на кулуарных собраниях оуновцы позволяли себе высказывания вроде: «Немцы недаром дрались и забрали принадлежащую украинцам территорию, но пока временно ее не отдают, что связано с войной против Англии и Франции. Но как только кончится война, немцы заберут всю Украину и отдадут украинцам».

Однако по мере приближения следующего этапа войны националисты начали не только говорить, но и действовать. Так, уже в декабре 1939-го оуновцы попытались поднять восстание в ряде населённых пунктов Тернопольской области, атаковав уездный отдел НКВД и здание рабочей гвардии в Збараже. При этом к части выступлений было насилием и угрозами привлечено гражданское население. Закончилась акция эпическим фейлом, было арестовано 97 "повстанцев", которые на допросах сообщили, что целью восстания было "«показать Закордонному проводу ОУН яркие факты того, как украинское население принимает Советскую власть". Т.е. фактически людей осознанно подставили, отправив на заведомо провальную миссию просто ради пропагандистской картинки - демонстрации того, что "угнетённое" население не приемлет проклятых борщевиков.

Помимо этих нелепых акций, нарастала и действительно опасная активность ОУН: на вновь приобретённую территорию СССР забрасывались шпионы и диверсанты (совершавших поджоги имущества, убийства активистов и даже терракты с применением гранат - так 11 мая 1941-го года в результате терракта националистов было убито 14 и ранено 11 допризывников, сдававших нормы ГТО) из числа подготовленных в немецких разведшколах оуновцев, среди населения активно пропагандировалась идея "Соборной Украины". В частных разговорах сами националисты утверждали: "война за Украину будет. Мы ко всему этому готовимся", причём в разведдонесениях подчёркивалось, что "осуществление «украинских планов» Гитлером отсрочено до окончания войны с Англией. После разгрома последней или примирения с ней, немцы начнут войну против Советского Союза за отторжение Украины" (это вот к вопросу о том, что Сталин "не верил разведке"). В 1940-м году не стеснялись высказываться на этот счёт уже и немцы: "Когда кончится война на Западе, немцы освободят Украину от большевизма, а пока готовим настоящие украинские кадры".

Небезынтересным будет экскурс в то, как сами националисты в тот момент видели свои перспективы: "Решающим этапом борьбы будет борьба Германии с Советским Союзом. В этой борьбе вопрос создания самостоятельной Украины, как основной хлебной и промышленной базы, будет иметь решающее значение. К созданию Украинского государства под ее протекторатом Германия положит все усилия. В этой борьбе украинские националисты должны занять должное им место и беззаветно бороться за осуществление националистических идеалов. Украина вначале будет существовать на правах доминиона Германии, так как мы сейчас не имеем своих кадров для руководства и практической работы..." Хватало и листовок с дурной патетикой: "приближается час осуществления нашей мечты. Для нашего самостийницкого движения мы имеем сильнейшего и справедливого протектора Германию и Адольфа Гитлера, всевластного хозяина Европы. Готовьтесь к последнему бою с московскими оккупантами, к войне, которую, вероятно, мы завтра уже принесем вам, идя вместе с наисильнейшими и наихрабрейшими немецкими рыцарями".

В мае 1941-го выходят "Политические указания ОУН о борьбе и деятельности ОУН в период войны", в которых откровенно заявлено: "Движущиеся немецкие войска принимаем как войска союзников". Предполагалось провозгласить украинскую власть, а с немцами сотрудничать на правах младшего партнёра, ну а в случае, если немцы не признают украинской власти - протестовать, но уступать физической силе.

12 июня 1941-го года, в самый канун войны Абвер в своих приказах прямо ставил украинским националистам боевые задачи: резать телефонные и электрические провода, ликвидировать комиссаров и офицеров, нападать на обозы, уничтожать самолеты на аэродромах, прокалывать автомобильные покрышки, совершать поджоги казарм, создавать парамилитарные формирования, служащие немцам проводниками и переводчиками.

Тут стоит отметить один важный момент: в документе от мая 1941-го года под названием "Инструкция ОУН-Бандеры об общих направлениях деятельности ОУН в период войны" заявлялось буквально следующее: "Война между Москвой и другими государствами - это для нас только подходящая ситуация для вооруженного восстания против Москвы и создания Украинского государства собственными силами украинского народа... ОУН во время войны поднимет вооруженное восстание украинского народа за честь и за волю Украины, независимо от того, каким будет чисто военное значение нашего выступления при столкновении военных сил". То есть всем было ясно, что серьёзных проблем Красной Армии оуновцы создать не могут, их открытое выступление раздавят быстрее, чем они успеют крикнуть "Слава Украине". Но руководители националистов и здесь демонстрируют своеобразную логику - им нужна не военная победа, а повод для торговли со своими старшими партнёрами. В головах этих граждан декларация ОУН о независимости имеет самостоятельную ценность как символ, подкрёпленный пусть хилой, но всё же полезной немцам активностью - и на основании этого оуновцы надеялись выторговать себе липовую "незалежность" на манер державы Скоропадского в 1918-м году - это, кстати не мои домыслы, а цитата из письма руководителя Политического отдела ОУН В. Стахива рейхсканцлеру Германии А. Гитлеру, в котором прямо выражена надежда на "Восстановление независимого национального украинского государства в духе мирного договора Брест-Литовска" (на всякий случай напомню, что первый мирный договор с немцами в Бресте заключили именно украинцы-националисты).

Ну а о том, в какой форме сбылись мечты оуновцев после начала войны - в следующий раз.

Вторая Мировая Война, Коллаборационисты, Выжимки, Национализм, украинское

Previous post Next post
Up