Як маскалi беларусцаў знiщылi (часть 3. Фактическая)

Aug 22, 2019 14:01

( Начало и продолжение)

Так вот, Люблинская уния и последовавшие Литовские статуты сделали для ВКЛ, как для конкурирующей точки сборки, основную каку. Поскольку сто лет реализации такой политики вылилось в наезды на православие и права православных (потом, через двести лет это аукнется разделами Польши); в абсолютное презрение магнатов - ко всем, а шляхты - к крестьянам и мещанам; к закреплению локального геноцида населения соседа как способа ведения конкурентной борьбы, экономической и политической. А пограбить зажравшиеся города «под магдебургским правом» любили и шляхтичи, и все остальные.

Не, и крестьянам на Руси по жизни, блядь, вот как-то тоже не везло, с точки зрения периодического сокращения крестьянской численности. Там князья и монгольские набеги тоже заебись прореживали население. Вот только на Москве ещё в легендарные времена Даниила Александровича сообразили, что нихуя ничем иным привлечь народ не смогут, кроме как веротерпимостью и льготами пришедшим (сообразно тому времени, конечно). Безлюдный край тогда Москва была, и полудикий. И право на Великое княжение Владимирское Даниловичи насовсем утратили, со смертью основателя ветви. Пришлось другими придумками брать. Например, привлечением податного населения, а также разругавшегося с соседней фирмой менеджмента (прозвище воеводы Боброка - Волынский не намекает?). Например, интригами и коварством. Например, внедрением соседского передового опыта: Гедемина и его первых потомков; Орды до Узбека (да и при нём - не для своих). Это веротерпимость, национальная терпимость, награды по заслугам, всё такое. Не ну что ж не перенять, когда по кругу все переженились?

Только вот после того, как от ВКЛ отрезали слова «Русское, Жемайтское и иных», то есть после Люблинской унии, наступила засада (на Орде - пораньше лет на сто пятьдесят). То есть люду на Москве становилось легче, а в сопределье - всё наоборот. Ещё напомню, что это для современных нас вопросы веры - блажь, а в Средневековье то была проблема выше жизни. Поскольку именно посмертие считалось основным, во внутренней картине мира. В чём-то даже понятно, да: мертвы мы будем больше времени, чем живы; так сложилось. Но там всё было жёстко - в рай можно попасть исключительно тогда, когда молишься правильно. А правильно молиться учили с раннего детства, в ходе социализации. Потому и считали ренегатами отступников от веры: детство-отрочество-юность наново не пережить.

Так вот, благодаря описанному выше, шляхта в середине XVII века таки довыёбывалась до череды крестьянских бунтов. В 1648 году пиздануло по всем православным территориям ВКЛ и остальной Ржачи Посполитой, зацепив как земли современной Белоруссии, так и Украины. И, подавляя то восстание, шляхта резала население городов и вёсок только в путь; они и своих холопов не жалели, а уж чужих - подавно. Собственно, именно этой замятнёй и воспользовался Алексей Михайлович Тишайший, которому Деулинское перемирие (1618) было поперёк организма, как и прежние неудачи в попытках его как-то переиграть.

То есть, в рассуждении войны, магнаты сами привезли себе причину - ослабление ввиду антишляхетского восстания, повод - обращение Богдана Хмельницкого на тему «ну его нахуй, тех поляков; бегом под шапку Мономаха, чтоб всей толпой пизды не получить», а также идеологическое оформление - защита православных единоверцев. Да, кстати, разница подходов: царь Алексей Михайлович категорически запретил разорять, тем более - убивать крестьян и горожан на территориях. А нахуя уничтожать будущих подданных? Именно его, а не подвластных феодалов (мы ж помним разницу правовых систем). И исторический фантаст Саганович описание нехороших дел московских войск, в основном, взял из челобитных царю на безобразия его подчинённых. Разрешались эти челобитные, что характерно. Ах, у вас снова зачесалось, что нельзя пользоваться чужой слабостью? Поздравляю вас с неадекватностью - так делают, и будут делать, все и всегда. Какие территории отжала ВКЛ у русских полсотни дет назад?

То есть ещё до начала Тринадцатилетней войны (1654, напоминаю) уже 6 лет как над уменьшением численности населения ВКЛ увлечённо работали как ментально близкие змагарам шляхтичи, так и восставшая чернь. И сколько они друг друга (враг врага) нарезали - хер знает. И государь Всея Руси (Московский) здесь ни разу не при чём.

Тут надвигается ещё одна засада - чума (мор на территориях ВКЛ с 1653 по 1658 годы). Там, к слову, всем досталось по самое не хочу. Боярские дворы Москвы вымерли на 95%, Переславли (Рязанский и Залесский) - на 85% и 80% соответственно, Калуга и Тула - на 70%. То есть тезис о бактериологическом оружии средневековой Москвы здесь тоже не гуляет: сами пострадали. А ещё один прикол здесь в том, что по территории ВКЛ та чума прошлась дважды: по дороге из Польши в Москву, и обратно. А специально для ВКЛ это ещё оказалось сопряжено и с голодом после первой волны той чумы (1656-1657). Ну чего же вы хотели - перемёр крестьянин, зерно с полей и не убрал. Мыши расплодились, и в города рванули по зиме, тамошние амбары чистить. Ага, в Минском воеводстве людоедство точно было, то поляк писал в те времена, так что змагарам как раз вот в это следует поверить. Так сколько народу из полутора потерянных миллионов приходится на две чумы и их последствия? Для сравнения: в том веке Верона потеряла 248 тысяч населения, Венеция - 140 тысяч (треть), Лондон - до 100 тысяч. Россия, за год с небольшим (1655-1656) - от 700 до 800 тысяч населения. Москва в этих потерях тоже виновата?

Ну что, теперь я змагаров немножечко порадую. Тем, что грабежи и убийства местного населения - вполне себе нормальная военная практика того времени. И тут я нихуя не хочу рассуждать, кто делал это более красиво, правильно и справедливо: поляко-литовцы или московиты; все пидарасы, с нашей точки зрения. Ну, практика тогда была такая - в той же Западной Европе вообще ходили без обозов, снабжаясь грабежами-контрибуциями местных. К слову, в следующем столетии эту фишку сохранил только Карл за номером 12, напомнить всем его судьбу?

Но это потом, а в период русско-польской войны охуенным прогрессом тылового снабжения считалась система, когда не каждый отряд грабил сам для себя, а внедрена была система «грабёж (ой, контрибуция) на общеармейский склад». Кстати, в российском войске той поры система снабжения была именно централизованной, обозы посылали регулярно, но (а) военные поставщики наёбывают всех, везде и всегда; (б) попробуй довези обоз до места назначения (дороги, бандиты, противник и списание на этот форсмажор); (в) солдат приварок весь пиздец как уважает. А платить крестьянам и мешканцам как-то вот тогда было не принято.

Плюс бесчинства по отношению к местным - проблема вечная уже какую тыщу лет. Особенно, когда взят город. И более особенно - когда стоит долгое время гарнизон, и нихуя особенно не делает (ВСУ на Донбассе). И я офигенно понимаю обывателей Могилёва, которые добровольно перешли «под царя» и вставили пиздов Радзивиллу в 1654-м. И которых одуревшие от безделья и безопасности московиты доебали за несколько лет до такой степени, что этих самых московитов вырезали к ебеням в 1662-м. Что подтверждает тезис - нехуй, блин, войскам стоять без дела - воины дуреют. И охуевают, и местных достают. Только делают такое обе стороны. И жолнежи из Ржачи Посполитой и её части, ВКЛ, дружелюбием к местному населению таксама нихуя не отличались. Напомнить, как они доебали жителей Москвы до восстания полувеком ранее? Чем, к слову, упустили шляхетское счастье Россией овладеть. Так что и крестьяне, и мешканцы отгребали равно много, и от двух сторон. Обвинять в этом исключительно Москву, прямо скажем, некорректно.

Наконец, перейдём к моему любимому - к партизанам. Для меня, как для профессионального военного, это крайне близкая своим придурочным идеологизированным описанием тема. Я как-нибудь подробнее потом вам напишу, ладно? А здесь рассмотрим столь любезных свидомому белорусскому сердцу шишей. Которых представляют как борцов с российскими, то есть очень иноземными, захватчиками. И представляющих пошлю я нахуй сразу. Потому как повстанцы, везде и всегда, делятся на три основные категории. Те, кто работает исключительно в интересах противоборствующей в войне стороны - тех мы не берём: в то время это было невозможно. Хотя бы в силу презрительного отношения к быдлу служилого дворянства; обеих сторон.

Шляхтич-супротивник был московскому дворянину гораздо ближе, чем лапотник с косой; пусть даже лапотник ебашил эту шляхту. «Сегодня насмерть резаться, а завтра - вместе пить» была вполне себе нормальная история дворянских взаимоотношений. Дворяне ещё в XIX веке считали себя членами одной корпорации, а службу той или иной стране - делом глубоко житейским. Потому и путешествовали они спокойно от одного государя к другому. Понятие закрепления за страной родилось вместе с разночинцами, и потому нам сейчас и непонятны реалии тех дней. И действия императоров, спокойно принимавших бывших супротивников на службу, и доверявших им. Так что резали и вешали восставшую чернь равно обе стороны. Корпоративная солидарность, хуле.

Так что остаются нам два типа ребелов: которые воюют, чтоб не трогали (отомстить, как вариант, но это - редко) и которые воюют, чтоб пограбить; переход из первых во вторые - подавляющ и нечувствителен. Не буду о причинах: они общеизвестны. Но крестьянину в то время было похуй, кто спалил родную хату: дворяне были все, по умолчанию, враги. Да и потом крестьянину, в большинстве своём, было похуй, и партизанские отряды времён ВОВ на те же три категории, если грубо, делились. И в Отечественную войну 1812-го года Денис Давыдов - то одно, а крестьянушки, что французиков до исподнего на отступлении грабили - то немножечко другое. Не обижайтесь, но крестьянский подход к жизни насквозь прагматичен, и человеколюбие в нём, в рассуждении жизненных реалий, отсутствует. Там нету места высшим эмпиреям, там выжить надобно. Мне, например, рассказ С.Лема, в котором польские крестьяне, в рассуждении ситуативных ништяков, забили инопланетных военных разведчиков, очень нравится. Крестьяне, Лему современные, если что (ПНР времён социализма).

И посему пизды хватали от шишей обе стороны: и русские, и ляхи. И обе стороны их радостно фигачили в ответ. Делать из этих, по сути, разбойников, желающих набрать себе добычи, борцов за белорусскую независимость и суверенитет - глупо, аж пиздец. Это войском можно как-то управлять, в том числе - военно-полевыми судами. Восставшей голытьбой управлять нельзя, от слова совсем. Посмотрите, через столетие, на историю Колиивщины, на того же выслужившегося из крестьян Гонту и Уманскую резню. И осознайте, почему того Гонту выдали полякам. У шишей было практически тоже, только масштабы поскромнее. Да, не забудьте, что соседний повет для тех времён крестьянина - уже чужие люди; их тоже правомерно грабить, насиловать и убивать несогласных. Такие банды - тоже неизбежность любой войны. И сейчас такие банды - неизбежность войны. В наше время. Что уж говорить о столетиях, в которых человеческая жизнь ценилась дешевле хорошего ножика, а деревенечку могли отгеноцидить за павшего коня.

Здесь мы плавно к другому переходим - а именно, к репрессиям Москвы. Ну к тому, когда переметнувшихся к полякам массово казнили. Не спорю, было дело. Брест вырезали мало не весь, Могилёв предали анафеме. Ах весь пиздец, какие супостаты, да? Опять же - два момента.

Тема номер раз - так делали в то время всегда и все. Вспомним, что, чуть меньше сотни лет назад, творили испанцы в Антверпене. Поляки Яна Сапеги вырезали нафиг Углич в 1601-м, хотя тот Углич не присягал польской короне. А Брест и Могилёв - те присягнули Алексею, то есть стали, с юридической точки зрения, клятвопреступниками, подлежащими позорной смерти. Опять же, тонкости средневекового права. И - тонкости феодальной войны.

Как бы вам помягче объяснить - тогда народец как-то не ебало слишком сильно, под чьими флагами они живут. Это и дворян не очень-то ебало, чего уж говорить о городских обывателях. Им-то налоги один хер платить, как и повинности нести. Нас и сейчас пиздец как раздражает текущая власть, ровно потому, что она текущая. Тогда претензий к ней было куда как больше. И каждый раз от нового хозяина земли ожидали милостей и послаблений. И претендующий на нового им радостно то обещал. Потом уже случалось - как случалось. А тут приходит старенький, на новенького. И говорит - айда ко мне обратно: наказывать не буду, всё прощу, и даже недоимки предыдущему. «Блин, офигеть, - говорит мещанин, - так можно?». «Ну да, бля буду», - отвечает ему посланец магната, - и от московитов защитим». Мешканцы чешут репу, и режут ночью гарнизон.

Напоминаю, времена феодализма. Тогда бывало редко, чтобы война на один фронт. Там по всем границам перманентные стычки. У того же царя Алексея в это время - разборка с патриархом Никоном, медный бунт, походы в Забайкалье и Приамурье, война со Швецией, восстания тунгусов и башкир… Короче, хватало веселья. Тем более, что подобное происходило и на Украине. Тем более, что изначально никто особенно не собирался идти дальше тех земель, что то же ВКЛ отжало в смуту. Тем более, что готовились переговоры на тему «блин, повоевали - хватит». Хотя пострадавшие магнаты как-то не согласны были с этим. То есть подача присягнувших городов - то, с точки зрения царя, вещь была весь пиздец серьёзная, поелику не вовремя совсем. Ну а порядок - он тогда на казнях и держался. Опять же, сотен тысяч под репрессиями там нет и быть не может. Опять же, ласковые посулы правителей тогда посулами и оказывались; разборки, по возвращении земель и городов, велись серьёзные с наветами и казнями. И точно так же поступали жолнежи Речи Посполитой. С присягнувшими Алексею. Колеблющихся пиздят с двух сторон.

Здесь добавлю, что вопросы присяги, как-то поблёкшие, трудами лимитрофов, сейчас, тогда стояли очень остро. Реакция на присягу чужому государю лиц подлого звания была всегда крайне отрицательной, и вызывала необходимость принятия репрессивных мер. Потому изворачивались как могли. Так, присягнувший Елизавете Петровне Кёнигсберг и окрестности к повторной присяге прусскому королю приводить не стали; предпочли сей факт забыть и, как бы, не заметить. То есть формально-юридически Восточная Пруссия - российская провинция, начиная с 1758 года. Это к вопросу о многообразии толкования международных норм права. Ага, к тому, что сильный - всегда прав; живите с этим.

И, наконец, последнее, мякотка - как в рабство обращали белорусцев. Торговали ими, бедолажками, аж в Астрахани на невольничьих рынках. Сразу за Астрахань - вопрос работорговли там изучен очень полно. И во времена ханства, и под российским скипетром. И нихуя нет сведений о том, чтобы там торговали массово людьми из ВКЛ. Ребятушки, купечество - всегда учёт, контроль и наебалово. Которое тоже подлежит и контролю, и учёту. И товарный путь такого дорогого имущества, как раб, легко прослеживается по источникам того времени. Нет, не индивидуально каждого - согласен. Но представление о местах поставки, маршрутах, перекупке - вполне. Сведений о массовой торговле беларусцами нет. Единичные случаи - не исключены. И отъебитесь.

Поскольку торговать православными Алексей не мог по определению: богобоязненный он был. Он, блядь, выкупал православных, если кто не в курсе, из того же Крымского ханства; для этого выделялся бюджет и назначались ответственные. Могло не повезти католикам и иудеям, но, опять же, единицам, которые попали в руки «чёрных» работорговцев (так они и на сегодня есть). Так там не только белорус мог оказаться, а вообще любой, кто не вовремя мимо контрабандистов прошёл. И в средневековый Крым попадали даже финские дети. Нефиг в одну кучу всё мешать. Преступность есть во все времена.

Что было? Переселение было. Россия как-то вымерла слегка от чумы. Остались опустошёнными территории, по которым погуляла шляхта с казачками в смуту. И да, Никон предлагал Алексею переселить 300 000. Но никто не говорил - насильственно.

Те, кто верят в этот бред, как-то плохо понимают то время. Всем сразу сталинские депортации мерещатся. Вы, блядь, в своём уме? Вы паровоз с вагонами XVII века видели? И я не видел. Даже у фантастов. И потому скажу - от той толпы, на пути от Бреста до Москвы/окрестностей, осталась бы едва ли треть. Переселяемых насильно и пешком. Но даже не в этом дело - кто их конвоировал, ипать? Сколько войск на то потребно? Где сведения о тех войсках? Что, потерялись те бумажки? Ну вас нахуй.

Если в высокое Средневековье, тем более - в Новое время, не было компьютеров, это не значит, что тогда не было учёта денег и материальных средств. Тем более - учёта войск. Там каждую копейку, блядь, считали, и даже - пивкопы, полушку, то есть. Каждый пуд хлеба, каждый стог сена, почти что каждый сапог. И проходят те траты по куче разных интересных книжек кучи приказов. Те же выкупленные полонянники - о них известно вплоть до прозвища, и откуда пострадавший. Такое переселение, о которых наркомански говорит свидомый историк, отразилось бы в куче счетов и отчётов: кто и сколько выделял прокорма, какой численности и откуда был конвой, сколько на конвой ушло бабла, еды и шмоток… И некий приказной дьяк Василий, сын Петров, чтобы пизды не получить за воровство, на то событие списал бы стыренное (плюс к затраченному), и записи бы те оборонял и от всех: стрельцов, крыс, тараканов. Потому как это - отмазка.

Переселялись крестьяне, но - добровольно. Причём православные, и из тех поветов, которые к вхождению в состав России не планировались (говорю ж - первоначально была тема ранее проёбанное возвратить). Относились к ним ровно так, как и к остальным россиянам, сообразно их сословию. И было их никак не сотни тысяч. И народ сам радостно шёл, в основном, потому как да - гражданская и русско-польская войны, всякие недружелюбные мужики с острыми или увесистыми железяками бегают, корову выведут, супругу выебут. Хорошо, если в живых останешься. А тут вот дело барин кажет, и землю обещает, и от повинностей на время освободить, пока на ноги не станешь. Что думать-то мужику? Земля - везде земля, соха - везде соха, и церква там такая же православная, а ксёндза, что доёбывается регулярно, как раз нет. И да, такие вот переселения - вещь глубоко обыденная. И не только в Средневековье: вон, США возьмите, там переселенцы все; даже остатки кое-каких индейцев. К тому же, бежали из ВКЛ и на коронные польские земли, и в Швецию. Короче, куда хотелось и куда моглось.

С ремесленниками - с темы вообще прикольно выходит. Да, после чумного мора их пригласили на Москву. Так их и раньше ото всюду приглашали. Ничо, что подмосковный город Фрязино - от итальянцев? Я топоним в виду имею. Так вот, те приглашённые из ВКЛ посчитаны, и их, всего лишь, меньше сотни человек. Я мастеров имею в виду, а не их семьи.

Вот вам немножечко фактурочки. А к выводам я в следующей части перейду.

Там и обещанный перевод из первой части будет.

авторское, Беларусь, история, Россия

Previous post Next post
Up