Существует три довольно известных эксперта по праворадикальным движениям вообще и таковым в России и на Украине в частности -
Андреас Умланд,
Антон Шеховцов,
Вячеслав Лихачев. Все они давно изучают украинский политический спектр, и после свержения режима Януковича и прихода к власти нового правительства довольно единодушно заявили об отсутствии у радикального национализма (в частности "Свободы" и "Правого сектора") политических перспектив.
Шеховцов, 02.04.14: Я думаю, что это закончится развалом "Правого сектора"... Думаю, что в конечном итоге будут арестованы ключевые фигуры, провокаторы из "Патриота Украины". У ПС не очень хорошее будущее... Идеология "Свободы" все менее признается обществом. Люди понимают, что это не демократическая партия... У "Свободы" нет рычагов влияния. И у них нет морального права на такое влияние. Количество их депутатов в Верховной раде не соответствует уровню реальной поддержки в обществе.
Лихачев, 12.03.14: Опасения стремительного роста популярности национал-радикалов не подтверждаются фактами. Согласно первым социологическим опросам после смены власти, рейтинг Олега Тягныбока колеблется на уровне 2,5%, лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша - около 1%... «Свобода» довольно вяло проявила себя в ходе революции, да и на ее поле появился сильный конкурент - «Правый сектор». Полагаю, что в случае досрочных парламентских выборов в этом году результат «Свободы» будет в два раза меньшим, чем в 2012 году, а то и еще более плачевным для этой партии.
12.04.14: "В январе, в ходе противостояний на Грушевского, в которых "Правый сектор" и сыграл какую-то роль, его представителей было порядка 300 человек. Потом они стали немножко популярнее, и к февралю их количество увеличилось, может быть, до 500... Говорить о правом радикализме, как о какой-то влиятельной силе, сыгравшей решительную роль в революции или претендующей на значительное влияние в украинской политике, - это просто противоречить фактам"
Умланд, 03.04.14: В Украине действительно создался альянс между демократами и националистами. Партия «Свобода» сама называет себя националистической. Там есть представители, которые имеют интерес к нацизму, - скажем, депутат Юрий Михальчишин из Львова. Научный интерес, и не только. Он печатал сборник, в котором были его собственные тексты, а также тексты Степана Бандеры и Йозефа Геббельса. Иногда утверждается, что это было чисто научный сборник. Можно этому верить, а можно и не верить... Проблема с «Правым сектором» в том, что он совершенно не исследован. Мы о нем мало знаем. Туда входит, например, мини-организация «Тризуб имени Степана Бандеры». Ну, Бандера был когда-то фашистом, но я не знаю, стоит ли в этой связи называть «Тризуб» фашистской организацией. Наверное, скорее это национально-консервативная группировка. И еще вопрос: в чем выражается влияние этого «Правого сектора»? Шла дискуссия о том, будет ли «Правый сектор» включаться в Национальную гвардию или его дружины в структуры МВД. Но все это не означает, что они определяют политику Украины - внутреннюю или внешнюю.
...По разным данным, «Самооборона» Майдана включала от нескольких тысяч до 30 тысяч человек. А относительно «Правого сектора» называются цифры от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. То есть это даже не половина всего силового сопротивления.
Все это было сказано за месяц до трагедии в Одессе, вскоре после которой на сайте "Правого сектора" появилось
следующее заявление:
2 травня 2014 року стало ще однією світлою сторінкою нашої вітчизняної історії. В цей день, попри зусилля співробітників МВС, небайдужа громадськість ліквідувала шабаш путінський найманців та пересічних дегенератів у м. Одеса. Пияки, наркомани, інші люмпени, а також проплачені російські активісти та заслані диверсанти ганебно втекли від розгніваних українських громадян, котрі вирішили навести порядок на власній землі... Бандам антидержавних заколотників чинили опір не професійні військові, а громадськість - близько сотні членів «Правого сектора», ультрас, патріотично налаштовані жителі Одеси.
В связи с этим, конечно, было бы важно услышать мнение экспертов по правому экстремизму. Я заглянул в твиттеры
Шеховцова и
Умланда, но оказалось, что они на сто с небольшим процентов заполнены украинской пропагандой в духе "не рефлексируй, а распространяй". С уклоном в концепцию, что настоящий фашизм, он в Москве. Про фашизм в Москве безусловно можно дискутировать, но вышепроцитированного текста про ликвидацию шабаша "путінський найманців та пересічних дегенератів" это не отменяет.
Более того,
по неподтвержденным сведениям Шеховцов отметился записью о сжигании колорадских жуков, впоследствии стертой. Я попытался
уточнить у него самого, была ли действительно такая запись, но несмотря на присутствие автора в сети, ответа пока не удостоился.
(Upd.
Факт подтвердился)
Умланд, в свою очередь, сообщил в твиттере, что ему понравилось видео про
"провокацию колорадов" (какая-то безумная нарезка, снятая у украинского посольства в Москве). В
свежем интервью, отвечая на вопрос, упоминающий одесские события, он говорит лишь о провокациях со стороны России.
Несколько большие надежды я возлагал на В.Лихачева, казавшегося мне наиболее объективным из трех экспертов. Я даже задал ему
прямой вопрос, но и здесь пока не дождался ответа, хотя о перехвате разговора Баркашова он вчера в жж
написал.
(Upd. Ответы Вячеслава:
1,
2)
Как мне кажется, нет ничего плохого в том, что эксперты имеют свою гражданскую позицию, сомнения появляются лишь тогда, когда невозможно отличить, где заканчивается экспертиза, а где начинается гражданская позиция.
Тем не менее я сохраняю надежду, что когда-нибудь они по данной теме выскажутся.
В связи с конфликтным потенциалом темы заранее предупреждаю, что все личные наезды на экспертов будут из комментариев вычищаться без объяснений.