Еще одна старая статья

Sep 30, 2014 17:26

Расхитители гробниц



Все знают, что это «неправедно» и «опасно», но…

Считая расхищение или осквернение могил святотатством, человечество, тем не менее, его всегда довольно широко практиковало. Борясь со страхом перед непостижимой тайной смерти, опасаясь возмездия и иногда испытывая угрызения совести, люди постоянно нарушали и нарушают покой усопших. Чаще всего причиной тому является алчность к материальным ценностям, которые по обычаям многих культур помещались в могилу или гробницу, дабы служить похороненному в ином мире. Иногда место алчности заступало научное честолюбие и любопытство. Исследователь, вскрывающий гробницу, бесстрастен по отношению к личности умершего - он не боится и не благоговеет. Однако, отношение общества к его действиям не всегда является одобрительным.
Чем объяснить, например, живучесть легенды о пророчестве Тамерлана, которое обещало в случае «нарушения его покоя» - великую войну? Надписи на гробнице были полностью расшифрованы, и они не содержали ничего, связанного с утверждаемым пророчеством. Однако история о связи между вскрытием гробницы Тимура в ночь на 22 июня 1941 года и начавшейся Великой Отечественной войной закрепилась в сознании людей именно из-за сопоставимой значимости этих событий, даже притом, что мы знаем, что война назревала и готовилась задолго до «роковых» действий советских археологов. Если бы мы не считали, что тревожить мертвых - «плохо» и «опасно» и не помнили об этом - возможно, нам не пришла бы в голову связь между археологическими работами в гробнице Тамерлана и войной. Причинно-следственная связь между смертью лорда Карнарвона - спонсора и руководителя экспедиции, в результате которой была найдена и вскрыта гробница молодого египетского фараона Тутанхамона - и самим событием - мистическая, необъяснимая с многих точек зрения, вполне укладывается в этические императивы: «если вы относитесь к мертвым без должного уважения, тревожите покой могил - то пеняйте на себя».

Война живых с мертвыми

Как ни странно, разграбление могил чаще совершалось не людьми, отрицающими силу и влияние потусторонних сил, а совсем наоборот. На протяжение многих столетий происходило то, что можно назвать ритуальным осквернением гробниц. Часто это выглядело как «наказание» погребенному за его враждебные действия - при жизни, то, что достоверно помнили люди - а также и после смерти. Часто путем вскрытия могилы люди стремились положить конец колдовству, которое, по их мнению, исходило от мертвого. В легендах славян, особенно западных, запечатлелось множество историй о пресечении деятельности вурдалака (или вампира). Гроб вскрывали, отсекали трупу голову, а в сердце вонзали осиновый кол. У ряда народов для противодействия мертвому злому колдуну или ведьме их тела разрубали на множество частей и разбрасывали, или сжигали, а пепел развеивали по ветру.
По описанию Н.Бабаевой, если древние таджики «считали, что покойник «вредит», его отрывали, чтобы расправить саван на его теле». Если это не помогало - расчленяли тело на мелкие части.
В материалах по истории кочевых народов Китая рассказывается, как «Мужун Цзюню, императору Великого Янь, во сне приснился его умерший враг, цзэский Чжао-ван Ши Цзилун, который во сне его укусил. Утром он велел раскопать могилу Ши Цзилуна, избить его плетью и бросить в реку».
Запугать, дезориентировать неупокоенный дух, продемонстрировать ему свою силу и решимость - с этой целью нередко происходило вскрытие гробницы явного или тайного врага.

Осквернение могил - в борьбе с живыми врагами



Иногда разграбление могил имело политическое значение. Это было сильнейшей карой врагам, порой во время ведения войн могилы осквернялись или разрушались с тем, чтобы нанести неприятелю моральный урон, унизить его, а также лишить его духовной поддержки его предков, связь с которыми таким образом разрывалась.
Полинезийские народы часто боролись с могущественными врагами, обладающими и после смерти мощной нематериальной силой (мана), изготавливая из их костей утилитарные предметы обихода - например, рыболовные крючки. Таким образом, его мана не могла служить его роду, а поступала в распоряжение победителей. Кости собственных знатных умерших во избежание подобных действий со стороны врагов тщательно прятали или носили с собой в специальных богато украшенных ларцах.
Кочевые народы Средней Азии иногда пользовались возможной магической силой погребенного в древнем кургане «чужого» покойника. Извлеченный из могилы череп, закопанный поблизости от их домашнего скота, по поверью, способствовал здоровью животных и их хорошему размножению.
Иногда с разграбления могил начиналось обживание захваченных территорий - чтобы прежние владельцы земли исчезли не только с нее, но и из нее и не возродились в своих потомках, не передали им свою силу. Таким образом, ритуальное осквернение могил выглядело как акт насилия в отношении целого племени, рода, государства или религиозного объединения. Во времена сефевидской династии (XVI век) в Иране вооруженные шииты извлекли из могилы останки ширазского казия Бейзави, почитаемого ненавистными им суннитами как духовного лидера и комментатора Корана, сожгли его, а пепел развеяли по ветру.
А вот что пишет Н.Загоскин в «Очерках по истории смертной казни в России»: «В 1696 году по приказу Петра I было выкопано тело боярина И.М.Милославского, умершего за 13 лет до этого. Останки были на тележке, запряженной шестью свиньями, отправлены в Преображенский приказ, где были облиты кровью казненных преступников, а затем рассечены на части». Так молодой царь мстил одному из организаторов стрелецких бунтов, не только «сводя счеты» с мертвым, но и стремясь нанести этим моральный удар по его сподвижникам.

Борьба с расхитителями гробниц



Согласно «Истории династии Цзинь» - «начиная с древности не было владений, которые не постигла бы гибель, и не было могил, которые не раскапывали. Поэтому совершенно мудрые правители знали, что роскошными похоронами они сами навлекут на себя беду, и поэтому не устраивали их».
В книге фра Джованни дель Плано Карпини об обычаях монголов описываются строгие и свирепые сторожа кладбищ, которые не дают никому даже приближаться к захоронениям, у дерзкого всадника могут отобрать коня, а «если кто подойдет, то его хватают, обнажают, бичуют и подвергают очень злобным побоям».
Но гораздо более надежным способом для защиты от осквернителей гробниц является тайна. Многие могущественные воители завещали похоронить себя тайно, как, например, великий Чингисхан. Китайские императоры часто завещали устраивать множественные выносы гробов через разные ворота, с захоронением их в разных, достаточно удаленных и укромных местах. Из этих гробов все, кроме одного, были пустыми.
И, конечно, защитой от поругания могил всегда служила сила закона, предписывающего жестоко карать расхитителей. Казахи и киргизы в XIX веке подвергали виновников не только в разрытии могил, но и в повреждении памятников порке нагайкой и большим штрафам.

В медицинских целях



В средние века существовала масса поверий, связанных с использованием частей тел умерших. Были среди них и довольно экзотические - например, воришки верили, что если возьмут с собою «на дело» отрубленную руку извлеченного из могилы покойника, то их кража совершится без свидетелей и останется незамеченной. Гораздо чаще тела недавно умерших тайно извлекали из могил с тем чтобы приготовить из них различные снадобья и лекарства. В качестве терапевтических средств чаще всего использовали мозг. «Внутренностью черепа» пытались лечить судороги и эпилепсию.
В эпоху позднего Средневековья перед развивающейся медицинской наукой стояла очень серьезная проблема, решить которую врачам и ученым тайно помогали расхитители могил, так как церковь запрещала вскрытие мертвых тел. Они выкапывали и предоставляли трупы для анатомирования. Великий врач-анатом эпохи Возрождения Андрей Везалий (1514-1564) в начале своей научной деятельности по ночам похищал кости на кладбищах, чтобы изучить скелет человека. Лишь в XVII веке ученые добились права вскрывать трупы умерших с научными целями, а до того они действовали на свой страх и риск, часто навлекая на себя обвинения в святотатстве. Хотя не всем изучающим медицину это было доступно. Время действия известной каждому книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» относится к середине XIX века, однако содержит описание тайной работы гробокопателей Мэффа Поттера и Индейца Джо - они извлекают из могилы тело по поручению доктора Робинсона. Том Сойер и Гекльберри Финн с замиранием сердца наблюдают из укрытия эту сцену: «Некоторое время был слышен лишь скрежет лопат, отбрасывающих в сторону мелкие камешки и комья земли,- звук однообразный и унылый. Наконец, раздался глухой стук о дерево: лопата наткнулась на гроб, и через несколько минут копавшие подняли его наверх. Теми же лопатами они сбросили крышку, вытащили тело и бесцеремонно бросили его на землю. В эту минуту луна вышла из-за туч и осветила бледное лицо мертвеца. Придвинули носилки, положили на них труп, покрыли одеялом и привязали веревкой...»
Однако до сих пор вскрытия захоронений, в том числе древних, в интересах медицинской науки - достаточно частая практика. Эксгумации подвергаются не только тела умерших для судебных криминалистических экспертиз, но и более давние захоронения. В тканях людей, умерших много столетий назад , содержатся образцы вирусов, убивших их, многие из которых с тех пор подверглись сложным мутациям. Разгадка тайн смертельных болезней часто связана с изучением способности их возбудителей мутировать, поэтому такое нарушение покоя мертвых в интересах живых - малое зло, которое оправдывает большое благо.

«Черные археологи» - современные расхитители могил



Черными копателями, черными следопытами, черными археологами, трофейщиками называют тех, кто делает из разорения могил бизнес, и бизнес достаточно прибыльный, хотя и криминальный. Они обслуживают частных коллекционеров исторических предметов, многим из которых все равно, какими путями в их коллекцию попадает интересный экспонат. Очень часто черные копатели России орудуют на местах сражений Великой Отечественной войны, там, где остались не найденными останки погибших солдат. Очень часто их деятельность - и сама-то по себе аморальная - очень затрудняет работу поисковых отрядов, которые руководствуются благородными целями: отыскать, опознать и захоронить погибших. Черные копатели по-мародерски забирают все вещи, по которым можно было бы идентифицировать человека, а кости попросту бросают или без разбора сваливают в яму и закапывают. Увы, часто эти люди оснащены лучше легальных поисковиков, которые, обычно, работают на добровольческой основе и не слишком щедро спонсируются общественными организациями. Нередко трофейщики стремятся добыть взрывчатку и боеприпасы, которые еще могут быть применены, и сбывают их через криминальный рынок оружия.
Кроме непогребенных солдат, покушаются современные грабители мертвых и на воинские захоронения, братские могилы - в поисках оружия и наград, которые охотно купят неразборчивые коллекционеры этого модного направления.
Черные археологи действуют не только в России, немало их и в Европе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Во многих странах мира с ними активно борются. Например, в ряде европейских стран запрещена продажа археологических металлоискателей без специальных разрешений. Но несмотря на все усилия вечный сон умерших нарушается вторжением расхитителей могил все чаще.


автоцитата, чу

Previous post Next post
Up