Случайное не случайно...

Jun 02, 2014 15:18

Ещё зимой, разбирая фотографии с «Арт-салона» «зацепилась» за картину «С катка», так как почти все местные живописцы «на слуху», а эту фамилию ни разу не слышала. Гугл тоже ничем не помог, кроме дат жизни, которые удалось разглядеть на могильном надгробии (спасибо toldot.ru) Сколько не искала - ничего. Пришлось положить картину «под сукно»...

Зайдман Дебора Львовна (Россия, 1908-1976)



Зайдман Дебора Львовна (Россия, 1908-1976) «С катка» 1961
И вот вчера, проходя мимо старинного особняка по Кирова, 84 моя Маруся говорит: «А ведь вот в этом доме с печным отоплением в коммунальной квартире на первом этаже я прожила всё детство. И, знаешь, нашей соседкой была очень милая старушка-художница "Вера_Львовна_фамилия_как-то_на_З", чей кувшин для кистей до сих пор храню»



Пермская (бывш.Кирова), 84
Представьте мою радость и азарт изыскателя, когда в голове сразу срослись «Львовна_фамилия_как-то_на_З» и картина с выставки!!! Тут же утянула Марусю на скамейку в сквере, и начала «допрос с пристрастием». Выудить удалось немногое, но очень надеюсь (и на пермяков в том числе), что это только начало.

И сразу, почему Вера? Оказывается, для ребёнка "неудобоваримое" Дебора было переименовано в Веру самой же Деборой Львовной.

Дебора «Вера» Львовна, занимавшая одну большую, увешанную от пола до потолка картинами, комнату была удивительной душевности человеком. Жила одна, так как единственная дочь утонула после войны в возрасте 21 года при невыясненных обстоятельствах.

Но при всём при этом Дебора «Вера» Львовна, необычайно хлебосольная хозяйка, у которой на кухне всегда что-то тушилось, запекалось, томилось, редко бывала одна - гости сменяли друг друга нескончаемой чередой. Приходили племянники Борис (Зайдман?), живший на втором этаже этого же дома и Ада (Кузяева), сестра Ида, работавшая врачом-офтальмологом в областной больнице (?). Дебора «Вера» Львовна была дружна с пермским художником-графиком Камшиловой Екатериной Викторовной, так же часто её навещавшей.

По воспоминаниям Маруси Дебора «Вера» Львовна была даже в преклонном возрасте очень красивой женщиной, с вьющимися волосами, умело уложенными в невероятную причёску; курила через длинный мундштук сигареты без фильтра.

Умерла в больнице после случившегося «апоплексического удара» (?) Позже племянница Ада рассказывала Марусе, что львиная доля работ Деборы «Веры» Львовны погибла при затоплении хранилища Пермского Союза художников (?).

Ещё немного о Деборе Львовне Зайдман из найденного в сети:
отсюда У Деборы Львовны учился известный пермский архитектор Мендель Иудович Футлик.

отсюда 29-31 декабря 1939 года состоялась первая конференция Пермского Союза советских художников. Это стало началом централизации сферы изобразительного искусства в регионе, формирования единого массива советского искусства. <...> Итогом первого заседания правления стало избрание председателя Правления, им стал Серебрянников Н.Н., а также утверждение кандидатами в члены Союза следующих художников:

<...> 7. Зайдман Дебора Львовна (Пермь)<...>

Однако Союз советских художников, будучи добровольной творческой организацией, не решал проблемы заработка художников. В 1939 году в Пермской области был организован кооператив «Художник», входивший в систему «Всекохудожник». Именно при участии кооператива «Художник» происходило заключение договоров между художниками и организациями и предприятиями, являющимися заказчиками и покупателями произведений искусства. В 1940 году в кооператив «Художник» входили:

<...> 8. Зайдман Д.Л.<...>

Согласование творческих планов для дальнейшей оплаты через кооператив «Художник» происходила на заседания Правления Пермского ССХ. При этом вопрос качества произведений и расценок всегда стоял очень остро. Так А.Н.Яранцев, председатель кооператива высказывается в 1940 году о необходимости тарификации творческого труда: «При кооперативе должна быть оценочная комиссия […] К некоторым художникам, работающим в кооперативе будем прикреплять квалифицированных художников. Оплата за портрет размер которого 60х80 платили 96 рублей и платили все одинаково, а с мая месяца портреты будут оплачиваться по следующим ценам: отличная работа - 112 р., хорошая - 100 р., и удовлетворительна - 80 р.»

В начале 1940 года идет утверждение творческих планов с учетом заявок. Суммы заявок были таковы: Карпов - 300; Россик - 1500; Косинский - 500; Яранцев - 600-700; Вяткин - 2000; Баженков - 400; Баталов - 1000; Иванова - 400; Зайдман - 500; Цуп - 1500; Костин - 1200; Дорошевич - 1500; Оборин - 150; Белобородов - 500; Попов Г.Д. - 1500; Серебренников - 500; Семченко - 300; Трапезников - 500.

отсюда Оставаясь в глубоком тылу, художники города Молотова искали возможность быть полезными своим согражданам. Широко известно, что в городе в годы войны была развернута активная деятельность «Агитмастерских», где оперативно создавались текстовые и рисованные плакаты - «агит.окна». Работа началась уже с сентября 1941.

Идя на работу в любое время суток, горожане и эвакуированные видели цветные плакаты, в которых в ярких выразительных образах и стихах были отражены последние новости с фронта и трудовые успехи тех, кто остался в тылу. Нередко, сводки вечерних новостей уже утром были отражены в плакатах, расклеенных по городу. Изготавливались они ночью, а художники придумывали различные способы их тиражирования. Эти плакаты размещались на заборах, в окнах магазинов, на стенах зданий. Их создавали художники Иван Россик (1909-1977), Петр Оборин (1917-2005), Дебора Зайдман (1908-1976), Федор Дорошевич (1905-1988), Эмилия Шорина (1899-1980), Екатерина Камшилова (1904-1986) и другие.

Вот и всё пока. Ни работ, ни фотографий.
Хотя Маруся утверждает, что видела «Автопортрет»...

Истории старого ябедника, Советские живописцы

Previous post Next post
Up