Пленные советские генералы на немецких фото.

Jul 22, 2021 10:34

Пленные советские генералы на немецких фото.

Весь материал собран в виде первьюшек с немецкого е-бея
Фото в основном любительские.
Список без алфавитного порядка (может со временем и будет в алфавитном).
За опознание огромное спасибо форумчанам с форума https://vif2ne.org/rkka/forum/0/0.htm

генерал-майор Никитин Иван Семёнович, командир 6 КК (в бурке).
Слева от него, предположительно, генерал-майор Егоров Евгений Арсентьевич - командир 4 СК.


Генерал-майор Романов Михаил Тимофеевич, командир 172 СД, задержан немцами в гражданской одежде, 22 сентября 1941 г.




Генерал-майор Закутный Иван Семёнович, начальник штаба 21 СК.
Как был пленен генерал Закутный
Воспоминания о бое 26-27 июля 1941 г., перевод протоколов допроса Закутного.






предположительно, подполковник Каланчук, 29 ТД (по нем. данным подполковник из штаба 117 СД), попавший в плен вместе с Закутным.

ГСС Генерал-майор Шепетов Иван Михайлович, командир 96 ГСД.
Его Звездой Героя Советского Союза был снабжён известный немецкий агент Таврин-Шило.




Генерал-майор Огурцов Сергей Яковлевич, командир 10 ТД, 4 МК.




Генерал-майор танковых войск Гольцев Николай Дмитриевич (предположительно), начальник автобронетанковых войск 18 А.




На фото стоит справа отдельно от полковников, фото подписано: Винница [?шталаг №329?]

Генерал-майор Артеменко Павел Данилович, заместитель командующего 37А по тылу, ЮЗФ (бывший командир 27 СК, 5А) Взят в плен вместе с сыном (на фото справа) 27.09.1941 в районе села Семёновка.
[Spoiler (click to open)]В докладной записке начальника отдела боевой подготовки 40-й армии полковника Н. А. Никитина от 28 февраля 1942 г. заместителю начальника Главного управления кадров Красной Армии полковнику Свиридову подчеркивалось: «О бывшем командире 27 ск генерал-майоре Артеменко П. Д. мне известно следующее: 26 сентября 1941 г., попав в тактическое окружение в районе села Семёновка Березанского района Киевской области, он сдался в плен фашистам вместе с группой командиров и бойцов. Группа состояла из следующих лиц:
1. сын генерал-майора Артеменко Михаил был его адъютантом,
2. бывший начальник снабжения корпуса майор Терпугов,
3. бывший заместитель военкома корпуса старший политрук Воронин,
4. «сестра» Тамара, фамилии ее не знаю (всегда ездила в машине Артеменко)
и 4 красноармейца - шофер и трое из личной охраны Артеменко.
Причина сдачи в плен, по словам этих трусов и предателей, - бесполезность жертвовать собой и терпеть лишения, т. к. положение безвыходное, добровольная сдача в плен гарантирует жизнь».





Генерал-лейтенант Ершаков Филипп Афанасьевич


Генерал-майoр Егоров Евгений Арсентьевич, командир 4 СК.


Генерал-майoр Трухин Фёдор Иванович, заместитель начштаба Северо-Западного фронта.


Генерал-майор Самохин Александр Георгиевич назначенный командующим 48 А, но не успевший её принять - самолёт с генерал-майором Самохиным по ошибке сел у немцев.






Генерал-майор Скугарев Иван Михайлович, командир 219 СД.






Генерал-майор Вишневский С.В. назначенный командующим в окружённую 19 А, но не вступивший в должность (бывший командующий 32 А).


Генерал-майор Рихтер Борис Стефанович начальник штаба 6 СК.




Генерал-майор авиации Тхор Григорий Илларионович, заместитель командира 62 БАД, захвачен в плен раненым вместе с женой и дочерью. На фото перед отправкой в Германию на самолёте Ju-52.
[Spoiler (click to open)] из О. Нуждин - "Генералы и полковники РККА в плену в годы Великой Отечественной войны":
"Когда к 10.45 предварительное прочесывание было завершено, в руки противника попали около 500 бойцов и командиров, командующий 5-й армией, три полковника, и еще один генерал, не названный по имени или должности. Личности двух полковников можно определить. Ими стали, по всей видимости, Д. Я. Мешков и И. А. Цыдзик. Немецкий доклад за 27 сентября 1941, а также списки военнопленных, захваченных 3-й танковой дивизией, позволяют установить, что эти генералом был заместитель командира 62-й авиадивизии Г. И. Тхор [123, Fr. 1299].

В отечественной историографии утвердилась иная версия пленения этого генерала авиации. Из с. Городище группа генерала Г. И. Тхора, начальником штаба которой стал подполковник К. Ф. Пустарнаков, а военкомом старший политрук И. Д. Брук, вышла в ночь на 20 сентября. Авиаторы направились в сторону с Пески. Два дня 20 и 21 сентября, провели в зарослях у реки Сула, не имея возможности перебраться через нее.

Поскольку путь на Сенчу оказался закрыт, группа решила отойти к с. Хорошки. Сразу после переправы через р. Многа напоролись на немецких автоматчиков и вступили с ними в перестрелку. Когда немцы отошли, группа изменила направление и двинулась к с. Жданы. Но там обнаружились немецкие танки и пришлось перейти к с. Загребелье. Переночевав, группа приняла решение идти назад, к с. Городище, чтобы оттуда по переправе перебраться через р. Сула.

Однако, как только вышли от с. Загребелье, как со стороны с. Мелехи появились немцы. Пришлось вновь принять бой. Взрывом мины генерал Г. И. Тхор был ранен в голову и плечо. Его оставили в доме у с. Загребелье на попечении дочери Дианы. Состояние генерала было тяжелым, он то терял сознание, то вновь ненадолго приходил в себя. Диана, понимая, что рано или поздно их обнаружат немцы, переодела своего отца в гражданскую одежду, забрала партбилет, удостоверение личности, все пять орденов и, записав номера, завернула в подушку и зарыла в землю. Девушка оказалась права, вскоре появились «эсэсовцы»: их привел шофер-перебежчик [342, с. 110-114]. Раненого генерала взяли в плен или 23 или 24 сентября 1941 г.

Факт пленения генерал Г. И. Тхора отмечен в немецких документах, но за более раннюю дату. Так, в донесении 3-й танковой дивизии за 22 сентября записано: «Препровождаются: взятый в плен 22 сентября генерал-майор авиации Чор*, прежде командир 62-й авиадивизии и его 15-летняя дочь. Генерал-майор уже переоделся в гражданское и только после предъявления ему фотокарточек, которые даны в приложении, признал свое звание. Споротые знаки различия также даны в приложении» [59, S. 60]. Это свидетельствует о том, что 22 сентября генерал Г. И. Тхор уже находился в плену, и взяли его не мифические «эсэсовцы», а солдаты 3-й танковой дивизии противника. Также есть основания утверждать, что его захватили не в с. Загребелье, а в лесу около с. Авдеевка или в урочище Шумейково.
*Чор это немцы так транслетировали Тхор.






Генерал-майор Макаров Пётр Григорьевич, заместитель командира 11 МК и генерал-майор Старостин Николай Михайлович, начальник артиллерии 11МК.
Генерал-майор Потапов Михаил Иванович (в плаще), командующий 5 А и генерал-майор артиллерии Сотенский Владимир Николаевич, начальник артиллерии 5 А.
Допрос генерала Потапова (перевод)




Генерал-майор Цирульников, Пётр Гаврилович, ком. 51 СД, пленён 8 или 9.10.1941г., 21.10.1941 г. бежал из плена при перевозке. Вышел к своим, арестован, отсидел 10 лет, освобождён.




Задник фото:
R217,13
General Cirulikoff
Kdr. d. 51 russ. Satz. kir
gefg.
10.Okt. 41

Генерал-лейтенант Музыченко Иван Николаевич, район Умани, август 1941 г.




Генерал-майор Кирпичников Владимир Васильевич, командир 43 СД.
[Обстоятельства пленения генерала Кирпичникова]Обстоятельства своего пленения генерал Кирпичников на допросе в органах СМЕРШ после своего освобождения из плена описал следующим образом:
«К вечеру 31 августа 1941 года я со штабом дивизии находился в районе деревни Парлампи. К этому времени мы были полностью окружены противником. В связи с этим я принял решение с боем пробиться к нашим тыловым рубежам. С этой целью мы двинулись по лесу небольшими группами. Противник обнаружил передвижение и открыл сильный огонь из автоматов и минометов. Бойцы и командиры штаба дивизии разбежались. Я двигался со своим адъютантом лейтенантом Климановым. В этот момент в непосредственной близости от нас взорвалась мина, в результате чего я был легко ранен и вследствие контузии потерял сознание. Очнувшись через некоторое время, я увидел, что лежу засыпанный землей, рядом со мной находится тяжелораненый адъютант. Я попытался приподняться, но не смог этого сделать ввиду сильной контузии. Здесь же я впал в забытье и пришел в себя, услышав голоса. Ко мне подошел инструктор политотдела дивизии старший политрук дивизии Старощук, он попытался оказать мне и моему адъютанту помощь, но не смог один что-либо сделать и пошел за людьми. Больше я его не видел. Вскоре после его ухода я услышал пистолетный выстрел и увидел, что мой адъютант покончил жизнь самоубийством. Убедившись, что помощи ждать неоткуда, я снял ордена, вынул из кармана бумажник с документами и спрятал все под мох и камни около меня. Тут же я вторично потерял сознание и пришел в себя, услышав рядом человеческие голоса. Как оказалось, ко мне подошли несколько финских солдат, которые подняли меня и доставили, по-видимому, в какой-то штаб».



Генерал-майор Севастьянов Андрей Никитович, начальник артиллерии 226 СД, 27 А, судя по отметке в карточке !перебежчик!
Дата пленения 18.09.1941, г. Прилуки.



Генералы РККА

Previous post Next post
Up