Калашников: человек, автомат и говно-фильм

Apr 14, 2020 11:01



Посмотрел я очередную опупею, что киноговноделы Раши слепили к 100-летию со дня рождения Михаила Калашникова, назначенного партией и правительством на роль изобретателя автомата имени себя. То, что АК был разработан не старшим сержантом Калашниковым, уже давно не секрет. Как и то, что АК вовсе не лучший автомат всех времен и народов, и даже не самый надежный. Но фильм, как вы понимаете, снимался не для того, чтобы раскрыть историческую правду, передать дух времени и т.д. Это примитивный лубок для поддержки бренда, принадлежащего корпорации «Ростех», и подогрева милитаристского угара в обществе. Так что ни к кинобизнесу, ни, тем более, к киноискусству этот провальная во всех отношениях поделка отношения не имеет.

Определение «биографическая лента» приминительно к «Калашникову» вообще звучит, как издевка. Вот, представьте себе, что вы смотрите биографический фильм про Льва Толстого. Он - светский ловелас с внешностью Бельмондо, офицер и литератор: днем командует батареей в Севастополе; вечером пикапит красоток на балу, ночью ходит в разведку и лично берет в плен английского лорда; после чего при свете свечи строчит «Анну Каренину». Отвлекается лишь для того, чтобы убить на дуэли какого-нибудь негодяя, да пофилософствовать о непротивлении злу насилием.

Конечно, вы скажете, что это пошло, вульгарно и глупо. Зачем делать из Льва Николаевича ниндзю a la cosaque, когда в фильме можно выпукло показать его реальную боевую службу на 4-м бастионе без всяких выдуманных геройств? И какого хера он сочиняет в землянке под звуки канонады «Анну Каренину», написанную в реальности только через 20 лет после боев в Севастополе? Что потеряет сюжет, если Толстой будет писать «Севастопольские рассказы», как и было на самом деле? Уж коли создатели фильма заявили, что снимают биографический фильм, то пусть умерят свою буйную фантазию.

Вот какого хрена режиСЁР, он же сценарист Буслов (ХЗ, что за тип) делает из Калашникова этакого танкиста-аса, уничтожившего 4 немецких панцера и 8 противотанковых пушек? Реальный Михаил Калашников первый бой в составе 216-го танкового полка принял 30 августа, 1941 г., а 31 августа получил тяжелое осколочное ранение в плечо. Когда бы он успел так отличиться? И нужно ли приукрашивать образ главного героя, делая его максимально приторным в стиле американских комиксов про супергероев, если это ни к канве фильма, ни к самому Калашникову не имеет ни малейшего отношения? Почему танковая атака в начале фильма происходит зимой, а не летом? Надо же это как-то обосновать. Похождения киношного Калашникова в разведке, где он мастерски расстреливает из пистолета немца и спасает раненого лейтенанта - совершенно лишнее украшательство.

Пафосные закадровые письма Калашникова мамане на Алтай - верх пошлости и дебилизма (при чем тут, кстати, Алтай, если семья Калашникова жила в Томской области?). Ладно, режиссер, он же сценарист, не смог придумать, как раскрыть мотивацию главного героя, решившего не ехать в законный отпуск домой. Но зачем при этом демонстрировать свою (режиссерско-сценаристскую) умственную неполноценность? Запомни, Буслов, что расчет Калашникова не мог геройски погибнуть в бою, потому что в танке не расчет, а экипаж. Что, во всей съемочной группе не нашлось ни одного служившего пацана, чтоб объяснить дебилу эту простую вещь?

Ну, ладно, хрен с ним, пусть будет хоть эскадрон вместо экипажа. Но зачем нужно было выдумывать участие Калашникова в конкурсе на создание пистолета-пулемета в 1943 г, если такого конкурса вообще не проводилось. На кой-то хрен в сюжет влепили Алексея Судаева, изобретателя знаменитого автомата ППС, который будто бы победил в конкурсе пистолет-пулемет Калашникова и поехал налаживать его производство в Тулу. В реальности ППС был разработан и принят на вооружение еще в 1942 г, и тогда же Судаев отправился налаживать его производство в блокадный Ленинград. Вот зачем так коверкать историческую реальность, ради чего?

Калашников, конечно, пересекался с Судаевым, но уже в ходе конкурса на создание автомата под промежуточный патрон 7,62Х41 образца 1943 г., объявленного в ноябре 1943 г. (в фильме - в 1945 г. уже после войны). Кстати, автомат Судаева АС-44 лидировал на двух этапах конкурса, и никто не сомневается, что именно его разработка в конце концов победила бы, но Алексей Иванович умер от тяжкой болезни (пневмонии?) в августе 1946 г., вследствие чего из конкурса выбыл. Кое-какие из его наработок в дальнейшем были использованы в АК. В фильме Судаев кашляет в платок кровью, что как бы намекает на его трагическую смерть в возрасте 34 лет, но в дальнейшем эта сюжетная линия никакого развития не получает. Так зачем нужно было это кровохарканье?

Зато на кой-то хрен в фильм воткнута не имевшая места в реальности встреча Калашникова с Дегтяревым, по итогам которой заслуженный оружейник якобы признает конструкторский гений молодого сержантика и снимает свой автомат с конкурса. Совершенно высосана из пальца сцена встречи на станции главного героя со своим братом-уркой и эпизод с мордобоем и стрельбой, когда сержант Калашников макает в грязную лужу особиста-капитана, демонстрируя тем самым… Кстати, что? То, что он бесстрашный альфа-самец, способный ловко опустить быкующего офицера госбезопасности?

Однако самый эпический ляп всего кина - это то, что в конкурсе 1947 г. принимает участие… АКС образца 1949 г. со складным прикладом.  Позорники! У вас бюджет киноопупеи - 200 миллионов тугриков (более $3 млн по тогдашнему курсу) - денег хватило на дорогую и бессмысленную сцену танкового боя с массовкой, а на то, чтоб смастырить на 3D-принтере аутентичный макет прототипа АК не нашлось 50 тысяч рублей? Даептвашумать!

Кстати, роль самого Калашникова в работе над автоматом имени себя до сих пор неизвестна. Но в силу некоторых непреодолимых обстоятельств настоящие конструкторы автомата не могли участвовать в конкурсе. Вот и использовали совершенно неграмотного молодого паренька (всего 4 класса образования) в качестве ширмы. В фильме, разумеется, об этом даже намека нет. При этом упорно акцентируется, что Калашников был туп - не понимал технической документации и не умел чертить (что, кстати, чистая правда) и даже писал по-русски ужасно безграмотно.

Однако при том создатели фильма поручили деревенскому неучу Калашникову… возглавить конструкторский отдел. Ну, слава богу, что не Главное артиллерийское управление РККА! В реальности Калашников по причине своей очевидной профнепригодности, которую не могут перекрыть никакие природные таланты, блистал лишь на комсомольской работе - это в те годы было верным способом сделать карьеру. Но все же в совке при всем его дебилизме не смешивали комсомольско-партийное балабольство и руководство реальным производством - это шло по разным линиям.

В общем кино получилось, как все в Раше: сначала - распилили бюджет, откатив кому следует, а потом на скорую руку на остатки казенных денег сляпали тупую херню. Главное ведь, чтоб начальству понравилось. А то, что в прокате это говнецо позорно провалилось, не отбив и половины затрат - да пох! В итоге имеем то, что имеем: примитивный сценарий, тупую режиссуру, убогую актерскую игру, и все это густо замешано на прущем из всех щелей духовноскрепном поцреотизме, унылых потугах воспроизвести голливудские штампы и слащавую романтическую линию с эротикой уровня 12+ (жопу можно от копчика и выше, сиськи-только мельком, торчащими из-под ладошки). Слащавый обаяшка главный герой - этакий гений-самородок, идет от одного успеха к другому, вызывая экстатический восторг у всех встречных-поперечных - от простого полковника до маршала. Я все ждал, когда же Миша Калашников пойдет за творческим вдохновением в церковь, ибо по современному канону вдохновляться решениями очередного съезда ВКП(б) какбэ не принято. Но купола с крестами появились на фоне родных полей-березок только в самом финале кина.

Вот это, считаю, недоработка, вызванная недостаточным пониманием генеральной линии партии и правительства, а также тем, что в числе спонсоров-заказчиков фильма не было РПЦ. Куда бодрее смотрелся бы такой сюжетец: раненого танкиста Калашникова подбирают на поле брани монахи, приносят в монастырь, где главный герой уже собирается испустить дух, но к нему в горячечном бреду является его покровитель святой Михаил-Архангел и решительно заявляет: мол, рано ты собрался помирать, Мишаня. Господь дает тебе наказ - придумать стрелялку-пулялку, которая станет символом русского мира наравне с матрешкой, балалайкой и водкой. Калашников не может ослушаться, поэтому быстро идет на поправку, чему способствуют дружные молитвы монахов. Настоятель, как только раненный становится способен держать в руках карандаш, приносит ему ватман с лекалами и благословляет на разработку АКМС (или даже лучше сразу АК-12).

Потом черенцы в монастырской кузне под пение псалмов изготавливают опытный образец автомата. Настоятель его освящает. Завернув бесценную поделку в подрясник Миша, укрепя дух свой молитвой, идет странствовать по миру, преодолевая всяческие трудности и побеждая врагов. Вот тут драка в ночном лесу с особистом уже как-то вписывается в контекст. Поверженный чекист должен разрыдаться, раскаяться во всех своих прегрешениях-заблуждениях и вернуться в лоно православной церкви.



Наконец, под бой колоколов Калашников приходит в стольный град Москву и кланяется патриарху, передавая грамотку от настоятеля. Патриарх звонит по прямому проводу товарищу Сталину и убеждает того принять на вооружение АК. Главного героя чествуют в Кремле, награждают Сталинской премией, производят в генерал-лейтенанты, присваивают звание доктора технических наук. И в конце уже пускай под пафосно-задушевный музон Миша в обнимку с русоволосой красавицей в сарафане (а то ишь, какую-то иудейку на роль его чиксы подобрали!) в окружении двенадцати детишек идет по пшеничному полю, истово крестясь. Птички поют, по небу проносится звено Су-57. Встает радуга, солнце бликует на восьмиконечных крестах, монахи на монастырском дворе упражняются в сборке-разборке АК и штыковом бое. Юнармейки в красных купальниках ведут на водопой коней наяривают мочалками танк «Армата» на луговой речке, протяжно распевая томную песню о сирийских песках. Титры



Ну, согласитесь - так было бы куда ярче и напутственнее для подрастающего поколения. Можно даже в конце добавить сцену, как царь-батюшка награждает Калашникова крестом за присоединение Крыма и шубой со своего плеча. И пускай попробует какой-нибудь русофобский блохер заикнуться, что, дескать, фактура искажена, контекст неверный, ляпов много. Ибо за богохульство и оскорбление великаго русскаго народа сейчас ой как строго! Ты еще только подумал крамольную мысль - а за тобой уже выехали добры-молодцы в черных масках, чтобы засунуть в известную дырку ствол того самого автомата, который является одним из столпов стабильности и процветания Святой Матушки-Руси. Аминь.

P.S. Про реальную историю автомата Калашникова читайте в следующем посте.

кинокритика, патриотизм, пропаганда, АК, Калашников

Previous post Next post
Up