За всей суматохой летних поездок по Германии я совершенно забыл закончить публикацию моих путевых заметок из майского путешствия по Скандинавии. Мои записи прервались на этапе перелёта Стокгольм-Трондхейм, из-за чего самая главная часть поездки - Норвегия, фьорды, горы, белые ночи, Осло, Трондхейм и Берген остались за кадром. Сегодня я исправляюсь и продолжаю публикацию норвежских путевых заметок. Под катом - первый день в Трондхейме и мои первые впечатления от Норвегии.
ДЕНЬ 7.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ В ШВЕЦИИ. ВЫЛЕТ В ТРОНХЕЙМ. ПРИЕЗД В НОРВЕГИЮ. САМАЯ СЕВЕРНАЯ ТОЧКА МАРШРУТА. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ НОРВЕГИИ. ЦЕНЫ!
Старинные склады в Трондхейме, переоборудованные под современные офисные пространства со всеми удобствами. Фото было сделано в 10 часов вечера по местному времени.
Сегодня я впервые испытал на себе полярный день! Трондхейм - самая северная точка на карте, где я когда-либо был. Биологические часы, очевидно, подстраиваются под солнечный день. Когда незаходящее солнце обманывает чувства, ощущение времени сбивается. Когда на часах было уже девять вечера, а солнце стояло высоко на небе, я подсознательно думал, что ещё не было и шести часов. Сейчас, в первый час ночи, когда я пишу эти строки на кухне хостела, я вижу в окне наполовину светлое небо и облака. Если бы небо не было затянуто тучами, на улице было бы еще светлее, буквально как днем, хотя формально считается, что полярный день в Трондхейме не наступает. Трондхейм расположен на 350 км южнее северного полярного круга.
Швеция из иллюминатора по пути в Трондхейм.
Оказывается, название норвежского города, который, по здешним меркам, считается не северным, а центральным городом, я произношу совершенно неправильно. Я живу в городе Форхайм в Германии и, по аналогии с немецким произношением, я считал, что Трондхайм читается именно так, как пишется. Насколько я понял из объявлений в самолете, норвежцы называют свой город Троньям, что, да исправят меня люди, знающие норвежский, соответствует норвежскому произношению слова Трондхейм. Согласно русской географической транскрипции - самой загадочной науке на свете, город называется Трондхейм.
По прилёту в аэропорт Трондхейма. Между Стокгольмом каждый день летает три прямых рейса авиакомпании SAS, три рейса Norwegian Air и ещё несколько рейсов с пересадкой в Осло.
Расположение Трондхейма обманчиво. Несмотря на то, как далеко от Осло находится Трондхейм, невзирая на полярную ночь, холодную зиму, холодное лето и противный северный ветер, в Трондхейме кипит жизнь. Драйв, как принято сейчас говорить, городу придают молодые студенты местного университета. Вокзал Трондхейма насчитывает 10 путей и является крупным узловым пунктом для контейнерных грузов, где постоянно что-то происходит. Триста тысяч человек ежедневно спешат на работу, не считая тех водителей, кто едет из южной части страны по Атлантическому шоссе Норвик - один из самых северных городов Норвегии.
Приветствие в зале прилётов.
В Норвегии мы взяли курс на экономию. Это не шутки, когда пакет йогурта стоит 4 евро, а пицца - 30! Мы были готовы к таким ценам, хотя и только понаслышке. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Когда мне до моей поездки рассказывали, что пицца в Осло стоит 30 евро, мне трудно было в это поверить. Это в 5 раз дороже, чем в Германии! Сегодня я специально рассматривал меню ресторанов в порту и запоминал цены. 0,33 литра пива обойдется в ресторане в 10-12 евро, в зависимости от марки. В меню одного из ресторанов в старом порту Трондхейма мы нашли цену на пиццу в тридцать евро, после чего Гриша и я сделали заветную фотографию на память. Большую часть съедобных запасов мы привезли с собой, шведских консервов и консервированных супов нам хватит на некоторое время.
Совершенно в стороне от туристического центра в Трондхейме можно найти такой замечательный район традиционной городской архитектуры, "тихий центр"!
Прибыв в Трондхейм, мы первым делом отведали из наших запасов супчик-гуляш, и отправились изучать город. Пока мы жевали этот самый гуляш, мы выяснили, что Трондхейм был древней столицей Норвегии. Первым нашим планом было отправиться в центр города и дойти до собора Домкирке. По мере прогулки наши планы мягко корректировались, пока мы совершенно случайно не оказались в промзоне.
Собсвтенная яхта, как и в Швеции, пользуется в Норвегии огромной популярностью.
В первую очередь, в Трондхейме бросается в глаза огромное количество строек. Почти в каждом городском районе что-то происходит. На вокзале строится переход через пути и новый выход с вокзала, в порту строятся многоэтажные офисы, склады в старой гавани переоборудуются под стильные бизнес-центры и торговые центры, не считая всего жилого строительства в центре города. Апогеем всей градостроительной деятельности Трондхайма, на мой взгляд, является строительство 2,5-км тоннеля под восточной частью города, через которые пройдет автомобильная трасса государственной важности Е6, часть панъевропейской дороги из Рима до Норвика. Строительство тоннеля ведется открытым способом, поэтому все объекты на пути прохождения тоннеля пришлось убрать. Но лишь временно! Пять старых деревянных домов были перенесены специальным краном на новое временное место до окончания возведения тоннеля, когда эти дома будут возвращены на их историческое место!
Трасса Е6 скоро уйдёт под землю и тоннелем пройдёт под центральной частью Трондхейма.
Вид на части порта Трондхейма. На самом деле, в этом кадре я пытался запечатлеть стаю чаек, кружащую на заднем плане.
Среди достопримечательностей Трондхайма в путеводителях вечно указывается район Брюгге с разукрашенными деревянными домиками, стоящими на сваях вдоль канала, и городской собор Домкирке, в котором был похоронен крестивший викингов король Олаф Трюгвассон. Не менее интересной показалась мне сегодня современная архитектура Трондхейма. Трондхейм постигла та же экономическая участь, что и превалирующее большинство европейских городов у моря. Верфи закрываются, тяжёлое производство переносится в страны Азии. Современные танкеры и контейнерные корабли постоянно растут в размерах, поэтому существующие порты теряют свою актуальность и закрываются, уступая место новому морскому терминалу где-нибудь за городской чертой, который может принимать огромные корабли.
Под влиянием изменившейся экономической коньюнктуры на месте бывшей портовой территории строятся новые жилые дома.
Старые припортовые районы вымирают, и возникает вопрос, что делать с их архитектурным наследием. Самые древние цеха, склады и заводские корпуса вносятся в список архитектурно ценных зданий и сохраняются. Бывшие склады переделывают под магазины, офисы или кафе, а на месте недостаточно древних складов строят новые жилые дома по самому последнему слову архитектуры (и техники). Так обстоят дела в Гамбурге и Барселоне, точно такая же ситуация имеет место в Трондхейме. Вдоль всей береговой линии города внедряется новый архитектурный концепт, согласно которому использовавшуюся в прошлом как промышленную территорию отдают под перепланировку и застройку. Так в старом порту появился новый, невероятно современный жилой микрорайон с фантастическим видом на фьорд и общественно доступной крышей.
"Залив Розенборг" называется этот современный жилой микрорайон, построенный на месте снесённых припортовых предприятий.
Совершенно неожиданно для себя и для всех нас мы с
grishasergei сегодня поднялись на крышу в самых лучших традициях руферского жанра! С
grishasergei нас объединяет долгая многолетняя традиция высотной фотосъемки в Киеве, где мы вместе излазили почти все доступные крыши города. Сегодня нам неожиданно посчастливилось подняться на крышу одного из новых домов в районе порта. Правда, в Норвегии для того, чтобы попасть на крышу дома, не нужно ничего ломать. Плоская крыша отведена под общественную террасу, право пользования которой принадлежит всем жильцам дома. На крыше стоят лежаки, пол выложен деревянными досками. Мы провели на крыше уйму времени и не спешили уходить, если бы нас не согнал оттуда неожиданно начавшийся дождь.
Уголок повышенной концентрации деревянных фасадов в старой части Трондхейма.
Сегодня почти весь день мы провели, лазая по крышам и балконам в районе современной архитектуры Трондхейма. Пожарные лестницы в Трондхейме принято не закрывать, благодаря чему с пожарных подмостков можно делать именно те фотографии, о которых часто мечтает душа восточноевропейского фотографа, но не позволяют замки и вахтеры.
Полночь в Трондхейме в середине мая.
Завтра я надеюсь восполнить пробелы в культурной программе и посетить Домкирке, а заодно прогуляться по парадной части центра города. А сейчас, несмотря на полуночный свет за окном, я попытаюсь заснуть.
<< День 6 .. День 8 >>
Полный перечень путевых заметок из Скандинавии.