Школьные установки как бомбы замедленного действия

Feb 20, 2016 17:27

Когда я, как противник школ, начинаю что-то на эту тему писать или говорить, конечно, прибегают задетые за живое люди и пытаются прояснить для меня неоспоримые плюсы учёбы:
«Но ведь человек должен получить минимальный набор знаний по всем предметам ( Read more... )

честность, неудобные вопросы, важное, учёба

Leave a comment

Comments 86

krotovv February 20 2016, 14:23:32 UTC
Хорошо вычленила эту триаду! Это, действительно, принципиально болевые точки школьной системы.

Но стоит добавить, что школа в этом воспроизводит общие недостатки социального устройства общества. Конечно, взрослому человеку распознавать эти недостатки и по-своему преодолевать их легче, чем школьнику. Но большинство людей этим, к сожалению, не занимается. И живут в обществе, как в школе, позволяя ему навязывать себе свои закидоны.

Reply

ksunray February 20 2016, 15:08:21 UTC
Согласна с тем, что в обществе в целом эти установки повторяются.

Но подозреваю, если бы школа так жестко не закрепляла бы эти нормы, люди, взрослея, раньше бы брали ответственность, не так сильно боялись бы пробовать что-то новое, раньше начинали разбираться со своими ценностями и целями, не дожидаясь, когда схватит за горло кризис 30-ти лет)
Для меня парадоксально, что школа за всю мою жизнь была самой давящей и негибкой системой, даже в самых мягких вариантах. Хотя логично было бы, если бы наоборот, с хрупкой детской психикой обращались бережней, чем с психикой взрослого.

Да, и отдельное спасибо вам, Виктор Гаврилович, за поддержку, и за то, что прочитали пост!

Reply

boockman February 23 2016, 15:22:14 UTC
А людям нужно оно - брать на себя ответственность и делать выбор? Люди по своей природе ленивы и не желают делать что-либо сами, в том числе и выбор. Они предпочтут принять предлагаемый им вариант. Исключения лишь подтверждают правило ( ... )

Reply

ksunray February 23 2016, 17:30:47 UTC
Люди по природе любопытны, и многие системы это природное любопытство ломают.
А как психолог я вообще придерживаюсь позиции, что лени не существует, просто этим словом названы совершенно разные процессы, которые нужно разбирать индивидуально.

Книжник, ты мой пост, похоже, вообще не читал.
Мне плевать, на что там работает школа, и я не говорю, какими должны быть учителя. Я не предлагаю ничего уничтожать, у меня ни слова об этом нет. Не надо "вчитывать" в мой пост того, чего там нет.
Я сказала лишь то, что сказала - то, какие есть недостатки у школьной системы, которые очень сильно могут искорёживать человеческую личность.

А альтернативные школы постепенно создаются, только этого пока недостаточно.

Reply


vaddim February 20 2016, 15:16:47 UTC
О, какой осознанный, аккуратный, взвешенный текст! И я во многом согласен, спасибо, что написала. Кажется, ты двигаешься к созданию своей школы, наподобие дебаркадерной.

Reply

ksunray February 20 2016, 17:13:10 UTC
Спасибо, Вадим!
О, а что за дебаркадерная школа такая? Просвети!) Я знаю только тот наш Дебаркадер, на котором путешественнические лекции читают, и всё.

Reply


lusfert February 20 2016, 20:02:03 UTC
Школа слабо соотносится с реальной жизнью. Например, кучу бесполезных тригонометрических уравнений там решают, а расчёт сложных процентов по вкладу/кредиту и циклы Жюгляра и Кондратьева не проходят.

Reply

ksunray February 20 2016, 20:27:53 UTC
Ну да, так и есть, с реальной жизнью редко когда соотносится.
Мне кажется, было бы разумно, если как уравнения, так и банковские сложные темы можно было бы изучать в виде разных факультативов, курсов по выбору.

Reply

lusfert February 20 2016, 20:36:49 UTC
Если с процентами и циклами сталкивается минимум половина населения, то с тригонометрическими уравнениями ок. 0,1% - и то после изучения особенных предметов в особенных вузах.

Reply

ksunray February 20 2016, 20:41:05 UTC
Да, согласна, и тем не менее я за то, чтобы школьник мог сам выбирать, и чтобы ни первое, ни второе не было бы обязаловкой.
Допустим, я, будучи в школе, вряд ли поняла бы все эти проценты и циклы, о которых ты говоришь, более того, и сейчас не понимаю. Поэтому я бы не стала тратить на это время в школе, а изучила бы этот вопрос, когда он понадобился бы (до сих пор пока необходимости такой не было).

Reply


yura_yampolskiy February 20 2016, 22:34:47 UTC
Да, Ксюша, ты во всем права. Более того, я это могу заявить не как клошар, а как человек закончивший педагогический университет, где из нас делали именно учителей для школы. Все перечисленные тобой проблемы очень актуальны на данный момент...

Reply

ksunray February 21 2016, 05:13:28 UTC
И как из вас делали учителей? Ты имеешь в виду, что давали какие-то похожие установки, типа что детей нужно учить терпению и послушанию? Или как?

Мы, кстати, на филфаке формально тоже учителя, но у нас практика была для проформы, и при подготовке просили, чтобы мы не говорили с детьми "заумным" языком и поменьше использовали сложные термины. А так вроде больше ничему не наставляли)

Reply


pantera_50rus February 21 2016, 21:59:36 UTC
Очень согласна. Сейчас жалею о годах, потраченных в школе и университете. Если бы была возможность, я бы пришла к самой себе, учащейся в начальной школе, и рассказала, что об оценках правда вообще не стоит думать, не стоит гнаться куда-то и стараться ради них. Все равно это путь в никуда и лучше уж сосредоточиться на том, что действительно интересно, уделяя неинтересным предметам и заданиям только самый минимум внимания. Вся эта система старается привить с детства рабское мышление:(

Reply

ksunray February 22 2016, 05:04:36 UTC
Да, мне тоже жаль, что разные значимые взрослые не рассказывала, что там, во взрослом мире все эти оценки и знания не имеют никакого значения.
Причём родители мне примерно так периодически говорили, но так как их образ жизни и достижения - не пример подражания для меня, я, наоборот, очень боялась стать похожей на них, и поэтому училась фанатично просто до потери пульса. Причём сейчас мало что помню из программы, настолько это всё неважно.

Reply


Leave a comment

Up