Как в очередной раз пролетел над гнездом кукушки. Не только о кине.

Jul 01, 2015 17:19

Как говорят про такие фильмы "сто раз смотрел". В реале конечно не сто. Но раз 5-6 точно. Из них пару раз в кинотеатре. Ещё в "те" времена. Когда мороженое было вкуснее, на груди пятиклассников были пионерские галстуки, а мою украшал комсомольский значок. Впрочем о своём первом знакомстве с шедевром Милоша Формана будет чуть ниже.



В этот раз довелось посмотреть "Полёт" на мероприятии, которое организаторы назвали "Закрытый показ". Формат в принципе не новый и вполне понятный. Просмотр недибильного кинопродукта и последующее обсуждение.

Место действия Антикафе



Место вполне уютное, много там всего занятного для любителей отдыха без бухла. Для меня главный плюс бесплатный чай (большой выбор) и печеньки с конфетками (небольшой выбор).
Зрители негопницкая культурная молодёжь и приглашённые гости. Приглашённым гостям вход бесплатный (который предполагалось отрабатывать умными речами после), остальным жителям Земли 200 рублей.
Перед просмотром ведущий рассказал о формате мероприятия, представил приглашённых гостей, рассказал несколько фактов о фильме из википедии.



И мы начали смотреть кино.
Пролетая над гнездом кукушки.

Фильм реально шедевр. И не только на мой взгляд. Тому подтверждение множество наград, в том числе большая оскаровская пятёрка, любовь публики во всём мире, топы всяких кинорейтингов. В моём он входит не только в список лучших, но и в более интимный и важный список фильмов повлиявших на меня.

Первый раз я посмотрел это кино в году, кажется, 1986. А может в 85. Было это в Мурманске. Кинотеатр (главный кинотеатр города) "Мурманск". Я советский восьмиклассник. Страна - СССР. Хоть и перестроечный, но всё ещё голимый СССР. Надо сказать что советский кинопрокат очень не баловал население новинками зарубежного кино. Фильмы "оттуда" появлялись крайне выборочно. Огромные пласты мировой кинокультуры были неизвестны широкой публике. Только в киноведческих книжках и статьях можно было прочитать о том, что существуют те или иные фильмы. Как правило рассказывалось о них авторами статей через призму соответствия творений принципам социалистического реализма. Те же фильмы, что пробивались на экран были жёстко задублированы и подрезаны, иногда так, что менялся смысл происходящего. У жителей столиц ситуация была чуть получше. Там всё таки проходили кинофестивали и так называемые "недели из какой-то страны кино" в рамках которых, демонстрировались фильмы, не идущие в прокате.

И вот в середине восьмидесятых по стране был запущен показ так называемых "фестивальных" фильмов. Фестивальными называли их потому, что их показ был приурочен к проходящему очередному Московскому международному кинофестивалю, о чём и сообщалось на афишах. Собственно сами эти фильмы к Московскому кинофестивалю не имели прямого отношения. Но то ли их ввозили в это время в страну, то ли на время доставали из закромов. Не знаю. Вся эта "фестивальная" программа шла в кинотреатрах дней десять. После чего исчезала туда откуда и появлялась. То есть в никуда. Главная фишка проката этого кинодобра заключалась в том, что фильмы демонстрировались парами. К хиту, ради которого пёр народ, прицеплялся балластом какой то невразумительный фильм, как правило из каких то развивающихся стран. Ну а билет естественно стоил двойную цену. Кинотеатры для самых ходовых пар делали даже дополнительные сеансы с самого ранья и в полночь. Кинотеатрам прибыль, а провинциальному зрителю единственная возможность познакомиться с шедеврами мирового кино.

В тот привоз из двух десятков фильмов я запомнил "Легенду о Нарайяме" и конечно "Полёт". Посмотрел я его тогда 2 раза. Очередь за билетами оба раза выстаивал огромную. Фильм меня реально потряс. В каких-то моментах я хохотал до слёз в глазах, ну а в конце слёзы стояли уже с комком в горле. И я про себя как бы кричал Макмёрфи: беги, беги, ну чего же ты ждёшь!!! И сам вместе с ним вцеплялся в горло ставшей к тому моменту ненавистной медсестре. И осадок после фильма зацикленный мыслью в голове: ну как же так, ну как же так....

Это было что-то новое. По эмоциональному накалу и сопереживанию. Я конечно не мог тогда сформулировать словами все смыслы фильма и тем более провести социальные параллели между происходящим на экране и тем, что я видел вокруг. Но что-то негасимое этот фильм оставил где-то в районе сердца.

После были просмотры в видеосалонах, общаге, фрагментарно на тв. Целиком "от и до" я фильм не смотрел лет 20. И вот сейчас довелось. И я опять погрузился в него. И опять комок в конце.

Фильм закончился. Приступили к обсуждению. Типа дискуссия как у Гордона.



Оказалось, что среди зрителей оказались те, кому фильм не понравился. Ну или полупонравился. Человека три. Поначалу высказывались вяло, но постепенно разговорились и даже немного поспорили. Чуть-чуть и не принципиально. Меня удивило, что очевидные и простые посылы фильма многие не разглядели. Во всяком случае мне так показалось из обсуждения.

Для меня этот фильм прежде всего о свободе. Той внутренней свободе, которая как огонек дается свыше каждому человеку при рождении. И огонёк этот есть у каждого всю жизнь до самой смерти. В детстве он горит ярко и нам кажется, что так будет всегда. Но человек взрослеет, обретает "правильное" знание мира и неизбежно становится частью социальной структуры. И постепенно этот огонек становиться неразличим. И большинство даже не замечают своей неосознанной несвободы. Но в какой то момент появляется такой вот Макмёрфи.



На первый взгляд разгильдяй, крайне асоциальный тип, преступник. Но по своей сути глубоко свободный человек. Свобода для него не цель, не житейская философия, это естественная природа его существования. По-другому в его вселенной просто невозможно существовать физически. Он искренне не понимает как человек может добровольно отказаться от этой природы. Вся жизнь для него не тягостное испытание и борьба, а игра. И в этой игре он свободен. И всё что окружает его часть этой увлекательной и весёлой игры. И кто то возмущается: да ведь для него нет ничего святого! Да, нет. Какая может быть святость в игре? И в этой игре не существует границ для внутренней свободы. Ни внутренних ни внешних. Макмёрфи играючи демонстрирует, как в два счёта можно справиться с колючей проволокой и решёткой. Да что там решётки, он готов идти сквозь стены в прямом смысле слова. И верит что это возможно. И кажется, что предложи ему здесь и сейчас поставить на кон жизнь для её проверки, то он согласится не раздумывая. И вера эта такой силы, что способна творить чудеса. Оказывается можно смотреть по выключенному телевизору бейсбол. Можно прямиком из дурдома отправиться в открытое море. Можно в любом, даже в самом неподходящем месте, в самый неподходящий момент устроить безумный праздник с исполнением заветных желаний. Но главное чудо в том, что рядом со свободным человеком даже тот, кто намеренно бежит от свободы, постепенно, вопреки всему становится свободным. И во всех, кто рядом с Макмёрфи возвращается к жизни тот самый огонёк внутренней свободы. У всех! Конечно у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. И никто и ничто не способно воспрепятствовать этому. И вся мощь репрессивного аппарата, со всей своей хитростью и силой оказывается слабее ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО. И даже смерть не может его остановить. Как когда-то и обещал он уходит сквозь стену. Уходит то воплощение свободы, что нёс в себе Макмёрфи. Уходит под одобрительные взгляды людей которых, пусть и на чуть чуть, но он сделал свободным.

Сформулировал. То, что не мог тридцать лет назад.

Тогда, в тёмном зале, наверное и мне через экран передался кусочек негасимого огонька, который навсегда остался со мной.
Спасибо тебе, Макмёрфи )



Ещё рецензии в моём жж.

кино, история от КЩ, СССР, рецензия

Previous post Next post
Up