"Рома" (2018)
Фильм, который с вступительных титров доказывает уместность тэгов "артхаус" и "авторское кино". Во-первых, несмотря на год создания, "Рома" - это черно-белая кинокартина. При всеобщей тяге раскрашивать старое черно-белое кино съемка Ч/Б фильма выглядит как минимум необычно (но не эпатажно). Во-вторых, "Рома" - это в некоторой степени вещь в себе. Это царство эстетики и символов разной степени понятности. Это мир отражений: самолет плывет в разлившемся под ногами небе (то бишь в луже), человек, поднимающийся по лестнице в глубине дома, отражается в капоте машины, которая стоит во дворе... Я понимаю, что такая эстетика ради эстетики может казаться как минимум чрезмерной, а как максимум - переливанием из пустого в порожнее, но мне она нравится. Это как танец - движение ради движения. Это рифма, перекличка элементов друг с другом.. Одним словом, поэзия. В-третьих, о чем фильм-то? А ни о чем. Просто о нескольких месяцах жизни белого семейства из бабушки-папы-мамы-четырех детей и их двух юных служанок из племени миштеков (время действия - 1970-1971 годы, место действия - Мехико). Два часа на экране не происходит ничего особенного: девушки-служанки хлопочут по хозяйству и свободными вечерами бегают на свидания, дети учатся, играют и ссорятся, взрослые заняты своими делами, но от фильма не оторваться. Ощущение, что смотришь документальное кино про экзотическую для среднестатистического россиянина жизнь в каменных двориках-патио, в асьендах, в какой-то страшной дыре, именуемой деревней... На "документальность" работают и тщательно воссозданные реалии семидесятых, и обилие культурологического материала (праздники, обычаи, отношения между людьми...), и замедляющая время Ч/Б съемка, и просто жизненность событий и характеров, и общая лаконичность киновысказывания, и многоязычность фильма: тут и испанский, и английский, и миштекский, который я сначала приняла за непонятный испанский и расстроилась, что на слух вообще ничего не разбираю, а поняла свою ошибку только тогда, когда младший мальчик возмутился, что служанки "говорят непонятно".
В общем, кино мне очень понравилось. Нет, "понравилось" - не то слово. Произвело впечатление?.. Оставило след?.. Как от реактивного самолета: тающий в небе пухлый след (это вместо часто используемого словосочетания "долгое и устойчивое послевкусие"). Правда, самое начало с несколькоминутным мытьем полов надо было перетерпеть, но оно - мытье или начало? - закончилось, как только я собралась саркастически высказываться на тему артхаусных примочек.
З.Ы. Еще запомнились профессионализм и человечность врачей.
З.З.Ы. Черно-белые волны, обрушивающиеся на черно-белый берег - красота неописуемая.
З.З.З.Ы. Рома - это название квартала в Мехико, где происходит основное действие, но в фильме это, как кажется, никак не обозначено.
"Целитель Адамс" (1998)
По крайней мере частично основанный на реальных событиях фильм о докторе Патче Адамсе, который считается одним из основателей движения больничных клоунов и является создателем Института здоровья, где практикуется целостный подход к пациенту. Кино затрагивает вечные, как мир, темы противостояния человека и системы, внимания к пациенту как к человеку, а не как к носителю определенного диагноза; Робин Уильямс хорош, родоначальник больничных клоунов в его герое угадывается и без подсказок, юмор в диалогах тоже отличный (местами), но во всем остальном "Целитель Адамс" - донельзя стандартный голливуд: стопроцентная предсказуемость сюжета (и не только сюжет, а даже позы персонажей и наплывы камеры известны заранее), пафосные речи, типичная мелодраматическая музыка в мелодраматические моменты и типичная тревожная - в тревожные. Давно я не смотрела такого скучного кино. Не знаю, кому можно рекомендовать "Целителя". Только если человеку, который в жизни не видел ни одного фильма и для которого собранный в "Адамсе" набор штампов будет в новинку.
К отзывам на фильмы