В смысле пьес, послуживших основой для фильмов, один из которых я видела, а один - нет.
Григорий Горин, "Тот самый Мюнхгаузен"
Собственно, захаровский фильм воспроизводит пьесу практически дословно, поэтому при чтении у меня в голове крутилось кино и звучали голоса актеров, которые, на мой взгляд, подобраны идеально. Да и вообще киновоплощение отличное: даже если какие-то эпизоды чуть-чуть изменены (разговор барона и Марты в суде во время процесса, который в фильме выглядит как свидание в тюрьме) или добавлены (герцогский сдвиг по фазе на моде), то все это, ИМХО, в духе оригинала, прямо не отличить (или мне так кажется, потому что я с фильмом я познакомилась раньше). Ну и книжный финал кажется более хэппиэндовым (в пьесе Мюнхгаузен уходит на луну по лунной дорожке рука об руку с Мартой), а киношный... экзистенциальным, я бы сказала, и единственным и неповторимым, потому что вряд ли можно придумать что-то более красивое, чем Янковский, поднимающийся по болтающейся веревочной лестнице в самое небо.
Что до оригинала, то он наполнен наблюдениями за человеческой природой, абсурдными и меткими замечаниями о тщете бытия и отточенными фразами, которые неспроста ушли в народ, он искрится юмором, уморительным и горьким одновременно, и пульсирует той самой вдохновенной фантазией - магией, при которой пересказывать содержание бессмысленно, потому что оно будет выглядеть как бред, но именно эта магия оживляет буквочки, затягивает в художественный мир, играет красками и образами, парадоксами и смыслами. Я даже не представляю, как можно такое написать: как видеть мир под таким углом, еще худо-бедно представить могу, но вот чтобы так цельно выразить это, показав его в таком ракурсе... В общем, здорово. По сути горинская версия приключений всемирно известного барона печальна, конечно, но по форме - здорово. Феерия, фантазия, фантасмагория и все такое прочее (необязательно на букву "Ф").
Еще пьеса поразила меня своим объемом: она очень коротенькая - шестьдесят страничек не самым мелким шрифтом моей читалки, т.е. в печатном виде, наверное, она занимает еще меньше места.
Евгений Шварц, "Дракон"
Еще одна картина из фильмографии Янковского (и Захарова опять же), которую я собираюсь посмотреть, но, увидев пьесу, решила начать с нее. Даже если особо ничего не слышал ни о фильме, ни о книжке, легко догадаться, что речь в произведении будет идти о поединке рыцаря с драконом, только вот и люди не очень-то хотят, чтобы рыцарь их от дракона спасал, и легенды о подвиге потом складываются, эммм, своеобразные, и судьба участников поединка под вопросом... Сложно определить, что такое "Дракон": аллегория? сказка? притча? перевертыш мифа? социальная сатира? фантазия и фантасмагория? и да, и нет, и все из перечисленного сразу, и ни один из этих пунктов в полной мере. Компонентами "Дракона" можно смело назвать яркие и местами жуткие образы, тот самый художественный мир, на этот раз представляющий собой небольшое поселеньице в немецко-средневековом духе, мастерское владение словом (люблю, когда суть и форма в описаниях событий и персонажей противоречат друг другу), открытость финала и неоднозначность пьесы вообще, над которой я до сих пор скриплю мозгом, пытаясь уследить за авторскими руками и понять, под каким из трех стаканов шарик... но сам "Дракон", конечно, больше всего этого. В нем есть условность крапивинских сказок, которые Командор иногда вставляет в свои произведения, жутковатость движения плит в человеческих душах, как у режиссера
"Идеальных незнакомцев" и
"Места встречи", утопичные и антиутопичные нотки (одновременно)... Очень бодро, одним словом. И тоже, кстати, очень коротко: "Дракон" примерно такого же объема, что и "Мюнхгаузен".
За эту лаконичность сказки и всякие перевертыши мифов я и люблю: когда на фоне вроде бы картонных декораций на первый план выходят смыслы. Вечные ни много ни мало.
ИМХИ по книжкам