Mar 03, 2012 18:31
Все началось с тезиса "Вся литература осталась в 19 веке, а если и есть в двадцатом, то мало, и Стругацкие к ней относиться не могут, потому как они советские писатели." Странное предубеждение против книг, от которых меня отделяет лет эдак пятьдесят - а не сто. Но справедливость в конце концов восторжествовала, хоть и со второго захода - потому что с первого я, как обычно, в сюжете разобралась частично, в мыслях - поверхностно, вступление "Детектив по-арканарски" (впервые слово по буквам прочитала только что, так как его надо было записать) бросила, как только увидела много непонятных имен, много додумамала за авторов, и решила, что "Далекую Радугу", "Трудно быть богом" и "Попытку к бегству" я вряд ли еще когда-нибудь возьму в руки.
Но на зимних каникулах народ рядом стал играть в ТББ, и в голову взбрела мысля: а не глянуть ли еще раз оригинал? Пролистала, перечитала и размышляю: что бы еще такого у Стругацких выбрать?
"Детектив по-арканарски" - люблю такие псевдоисторические обзоры от лицы вымышленных персонажей. Оформление "Детектива" как научного труда, с ссылками на несуществующие источники, - это очень прикольно, особенно для аспиранта. На раскрытие интриги (кто стрелял из арбалетов в Киру) не обиделась, поскольку, естественно, над мотивацией второстепенных героев не задумывалась и строчки о Кире прочла с интересом.
"Трудно быть богом" - какие мысли возникли после книги? 1) Авторы придумали ловкую (характеристика позитивная, без иронии) теорию невмешательства в жизнь другой цивилизации и скрытой поддержки тех, кто по уровню развития (в первую очередь, морального и интеллектуального) стоит ближе к землянам будущего (как увидела в Википедии - сгораю от стыда, - они называются коммунарами). Как всегда, большое уважение к человеческой мысли, способной закрутить лихой сюжет, основанный на оригинальной философской базе. 2) Любая социальная теория, пытающаяся исправить душу человека, имеет два измерения, а сама душа - три; мораль: из теорий, упирающихся в человека, ничего не выйдет, хоть ты коммунизм строй, хоть общество материального благополучия, хоть будь прогрессором, как герои Стругацких. Даже если ты пишешь проект Гражданских Храмов, как Лев Рубин в "Круге первом" (именно тогда я впервые нащупала эту мысль), все тщетно. Почему-то эта выстраданная идея (ею, к слову, горжусь немало) в моем сознании крепко связана с Льюисом, который как раз и создал совершенную "теорию души" (терминология доморощенная) в литературе. Точнее, лучше сказать, не создал, а записал, потому что создана она не им - как и сама душа.
"Попытка к бегству" - в хитростях путешествий сквозь время разобралась только со второй подачи, но намеки на концлагерь угадала сразу, чем тоже весьма горда. О том, кто такой Саул, тоже догадалась при повторном прочтении. Некоторая стереотипность образов (Средневековье - феодализм - тьма - невежество - борьа с инакомыслием), как и в "Трудно быть богом", бросилась в глаза, но на фоне всех событий она сглаживается и не очень мешает. Оговорюсь: может быть, это я такая темная и вешаю ярлыки "стереотипность" на то, что их не заслуживает.
"Далекая Радуга" - оставила, пожалуй, самое сильное впечатление атмосферой обреченности, спешной эвакуации только лишь части населения, грозным торжеством последних минут перед встречей двух Волн... В той же Википедии прочитала, что по другим книгам Стругацких понятно, что планета все же не погибла, и испытала смешанные чувства от того, что такие апокалиптические настроения закончились ничем, хотя для персонажей, конечно, это хорошо. Но не знаю более цепляющего сюжета, чем сложный моральный выбор перед лицом неотвратимой гибели. Тяжелое, но яркое произведение, прокаленное солнцем, выжженое черной Волной. Повесть, наполненная бурной научной деятельностью, беззаботностью людей в искусственно созданном быте планеты-наукограда, лихорадочной спешкой, жаждой жизни, прощаниями и отчаянной любовью тех, кто не может расстаться с детьми или любимыми, бессилием человека перед плодами собственной работы - и его силой.
жизнь,
философское,
книги