В связи с
вброшенным «Ведомостями» проектом «оптимизации» территориальной организации России в виде сведения 83 субъектов РФ к 20 агломерациям публикую аналитическую записку (сентябрь 2007 года), в которой изложен обратный агломерационному районный подход:
О необходимости перевода региональной политики Российской Федерации на уровень административных районов
Социально-экономическая ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации характеризуется острой неравномерностью развития его муниципальных образований. Практически в каждом субъекте существует резкий контраст по уровню доходов, уровню безработицы, уровню смертности и ряду других социально-экономических показателей между столицей субъекта, его районными центрами и другими муниципальными образованиями.
При этом все чаще можно наблюдать очень сильное отставание ряда административных районов субъекта РФ и их деградацию при относительно нормальных и даже хороших социально-экономических показателях в среднем по субъекту. Фактически, эти районы оказались полностью забыты, отсутствуют перспективные планы их развития, а на их существовании поставлен крест. В частности, приграничные сельские районы в настоящее время, вообще, рассматриваются подавляющим большинством губернаторов как невозможные для развития.
Сохранение существующих тенденций ведет к дальнейшему ухудшению демографической и социально-экономической ситуации в данных районах, разрушению их инфраструктуры, деградации и вымиранию.
Для преодоления этих тенденций и решительного развития требуется переориентировать региональную политику Российской Федерации на стимулирование процессов развития в каждом без исключения административном районе страны.
Это требует нового подхода как к мониторингу и анализу социально-экономических процессов в субъектах РФ, так и к разработке программ развития регионов.
При этом новый эффективный подход к анализу ситуации в административных районах должен быть основан на динамических и структурных, а не статичных и валовых показателях. Динамические показатели, в отличие от статичных, отражают не абстрактную данность, а направление изменений - развитие, деградацию или стагнацию, застой, а структурные показатели, в отличие от валовых, - развитость и сложность описываемых объектов, а не усреднённые характеристики, непривязанные к реальным системам деятельности и жизни.
Также в обязательном порядке значения показателей должны быть сопоставлены между разными районами в отношении к их специфике, а в пограничных районах ещё и с соответствующими показателями соседних государств.
Одним из основных критериев нового подхода к разработке программ развития регионов должен стать показатель охвата административных районов: сколько районов региона будет участвовать в реализации предлагаемых проектов программы. При этом программа развития региона должна складываться из программ развития каждого района.