Перепост с ВиФа: Брестская крепость: неизвестные навсегда.

Dec 17, 2010 05:50

Сначала пара слов от себя.

Кино посмотрел. В 5 Звездах, специально вырвался, хотя не ходил лет уже 5-7. И DVD легальный буду брать, причем не один, для распространения.

Хотя фильм, конечно, не идеален.

Но выбирать - не приходится.

Вот когда будет из чего выбирать - тогда и поговорим.

А пока - жена Почерникова с парабеллумом, тяжелораненый Кижеватов за пулеметом, безымянный пограничник с овчаркой и комиссар, коммунист и есрей Фомин, с улыбкой смотрящий на несущие ему не смерть - бессмертие геверовские стволы перевешивают несуществующих бранденбургеров, "репрессированного" Гаврилова? PzCpfwIII и прочие косяки.

С большим перевесом.

А по поводу самой Бресткой крепости можно очень много всего сказать.

Но лучше, чем товарищ высказался, не смогу.

Итак, в память всех, кто 22.06.1941 волею судьбы оказался на территории Бресткой крепости.

Все сделали свой выбор. Все. Каждый - не лучше и не других. Каждый - свой.

Но негоже помнить только тех, кто сумел остаться жив или хотя бы оставить за собой ощутимый след.

Когда 6 августа 1945 года янки сбросили над ставшей притчей во языцех японской Хиросимой атомную бомбу, на мосту, волею случая оказавшемся в эпицентре взрыва, навеки отпечатались печально знаменитые белые тени случайных прохожих. Мы никогда не узнаем, кто были эти люди, испарившиеся в мгновенной вспышке цепной реакции двухсоткилотонного американского уранового "Малыша", от них остались только светлые тени на выгоревшем мостовом покрытии.

От большей части героев Брестской Крепости не осталось и этого. От них не осталось ничего, кроме пары фраз в боевых донесениях, в лучшем случае отложившихся мертвым грузом в военных архивах, которые даже С.С. Смирнов, при всем к нему уважении, не смог оценить по достоинству (впрочем, надо признать по справедливости, ему и так было кого возвращать из безвестности).

Но они заслужили никак не меньше всех прочих. Как минимум того, чтобы их вспомнили, пусть даже по просшествии 69 с половиной лет и по достоинству оценили их, без всяких домыслов и кавычек подвиг.

Итак:

автор Ростислав1

"Иногда спрашивают: «Ну и что? Какой вот итог всего этого твоего изучения Брестской крепости? Все какие-то разоблачения: тот - мерзавец, этот - предатель, а тот - лжец…Ну а позитив то какой? На каких примерах молодежь то воспитывать? Что подлецы одни кругом? Ну а герои то, герои то были? Вот чтобы - настоящие?»
Да, герои были. И - настоящие.
..Что такое героизм? Наверное, выполнение своего долга в исключительно сложных условиях - и тогда, когда нет времени подумать, сильнее ли окажется тебя твой инстинкт самосохранения, и тогда (самое сложное) когда такое время - есть. Тогда принимать решение вдвойне сложнее - когда, осознавая всю опасность, есть четкое понимание, что нужно идти лишь потому, что хуже - не идти вовсе. И есть время понять, что, скорее всего, вернуться не суждено. И еще - иногда твой выбор становится лично твоим, не приказами, ни уставами не предусмотренным. Наоборот, приказы может, подсказывают более рациональный для сохранения собственной жизни путь. И еще: не факт что твой выбор поддержат остальные, находящие веские причины для выбора именно «рационального пути». Тогда и остается - идти, потому что ты так решил сам. Осознанный выбор в отречении от инстинкта самосохранения.
Уникальность Брестской крепости - так сложилось, что почти все те, кто находился в ней на момент начала войны, имели возможность принять самостоятельное решение. Вернее комплекс решений - схватить винтовку и бежать в подвал, бежать в подвал, не схватив винтовку, бежать без винтовки - но не в подвал, или же, все же с винтовкой - но не в подвал..
Главное - у всех появился выбор. Предвоенными планами подобная ситуация предусмотрена не была, и у каждого появилась возможность действовать так, как подсказывает совесть, ну и в общем рационализм. Самое рациональное - да и оптимальное: покинуть Крепость и побыстрее. Потом разобраться, что к чему - а пока покинуть Крепость, оборона которой все равно не предусмотрена, наоборот - оставаться в ней это значит дать возможность врагу разгромить твое подразделение. Логично?
Нашлись те, кто не последовал логике.
«Нелогичные»
Посреди частей, дислоцировавшихся перед войной в Крепости были 84 сп и 333 сп. Их отличие в том, что оба они, в отличие от других, здесь же размещавшихся частей Красной Армии должны были защищать саму Крепость - только батальон из состава 84 сп в случае полномасштабного вооруженного конфликта (заняв предварительно позиции полевого заполнения УР в полосе, включавшей Крепость), а батальон 333 сп - в случае приграничной провокации, служа усилением для пограничных подразделений, охраняющих границу на данном участке (например, Западном и Южном островах Брестской крепости).
Когда в 3.15 разорвались первые снаряды…Тогда что, по логике должны были делать те батальоны, которые предназначались для защиты Крепости? Вернее - их рядовой, и младший командный состав да несколько три дня назад прибывших из училища лейтенантов, ночевавших в общежитии начсостава (так как начсостав жил на квартирах вне Крепости)? Наверное, так: батальон 84 сп должен был решить - что начавшееся - приграничный конфликт, и спуститься в крепкие подвалы, ожидая указаний (покидать Крепость 84 сп (штаб полка и батальон) в любом случае права не имел). Ну а батальон 333 сп - счесть немецкий артналет началом полномасштабных военных действий (ведь в них участвует тяжелая артиллерия) и спуститься в не менее крепкие подвалы или же покинуть Крепость, пытаясь выйти на рубежи, установленные планом прикрытия.
То есть, в итоге, по логике то - ни то ни другое подразделение, грамотно рассудив, и не должны были идти к границе, где, в сотне метров от крепких подвалов, уже раздавались первые редкие выстрелы из стрелкового оружия - батальоны Набера и Праксы открыли стрельбу по ошеломленным пограничникам…
Логично было бы, решить, что - «там есть, кому разобраться» или - «пограничники там сами все сделают. Чо, стрелять то поди умеют…у нас то другая задача». И из подвалов, куда успели сбежать после первых же залпов - не выходить, тем более, что немцы, перенеся огонь, начали долбить те участки, где и находились спасительные подвалы..
Но некоторые приняли нелогичное решение.

***

…..Зачем лишние фантазии? И без этого-то вся эта история больше похожа на небылицу, да может и является таковой…Я не знаю ничего - ни тех, кто это сделал, ни когда именно они решили - «мы - идем». Я не знаю ничего кроме короткой фразы - «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ НА ЗАПАДНЫЙ ОСТРОВ». Вот и все. Тут ведь все от формулировочки зависит, как ты сам для себя сформулировал - «полномасшабный конфликт» или «инцидент». «Да война это, война, вон как лупит, не наше дело!» - инстинкт самосохранения обладает вероятно под снарядами тяжелой артиллерии особенно зычным голосом.
А «мужики, пограничников надо иди выручать» - тихо, едва слышно…Вот и услышали лишь «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК» и «ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ»
Их и увидели то случайно, да как то так и мелькнуло - вскользь, нехотя…Может и литобработчик-то мемуаров фразу вписал, не подумав - как много за ней кроется. Может - цензор тоже не подумал, что фраза то она того, знаковая…
Грохотало, и шаталась земля - а в подвале 333 сп теснились укрывшиеся там бойцы того самого батальона, который должен быть идти сейчас (конечно лишь в случае приграничного конфликта) туда, куда «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ». Каждый сделал свой выбор - большинство спустилось в подвал или сразу же покинули Крепость, а потом приняли бой на окраинах Бреста, и геройски прошли всю войну, и удостоены наград, и писались благодарными потомками десятки и сотни хороших книг с правильными словами и четко построенными фразами…
А тогда, утром 22 июня всего лишь «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ».
Их больше нигде не видели и ничего о них не слышали.

***
Наверное, батальон 84 сп счел так же - что происходящее скорее относится к компетенции 333 сп, ведь явно - «приграничный инцидент», война то не объявлялась. Из Крепости уходить нельзя - необходимо дождаться приказа. Ну, а без приказа…Пока же - необходимо укрыться в подвалах..
И у некоего подразделения 84 сп, наверное - из состава того самого батальона что и должен был защищать Крепость, тоже был такой же выбор - укрыться в подвалах и дождаться приказа (что логично), или - (что не совсем разумно) кинуться, через Холмский мост, на Южный остров - и занять те позиции, что были предопределены планом обороны. ..
…Мы не знаем, кто они, но знаем - они пошли на Южный. Даже не успев одеть гимнастерки - в белых нательных рубахах. Как они сражались, и сколько их было - тоже. Но они сражались - почти четыре часа, пока не был исчерпан боекомплект, держались где-то по линии главного вала на Южном. Потом - вероятно кинулись в спасительную Цитадель на Центральном острове: но уже слишком поздно, не добежать - и берег был покрыт «трупами в белых рубахах». Кто то - отступил в здание школы МКС, но немцы вскоре уже врывались и туда..
Мы не знаем, кто они, но гораздо больше знаем об их трупах - собственно и первые догадки о том, что кто-то из 84 сп все таки пошел на Южный, появились после упоминания о «трупах в окопах» и стало ясно, что все таки кто-то пытался эти окопы занять…
Не выжил никто и никаких воспоминаний нет. Только немцы что-то там о «русской контратаке из Цитадели», да и то как то вскользь..Да и масштабах дивизии, штурмующей Брест она вряд ли могла иметь какое-либо значение - а жизненное только для тех кто пошел или наоборот - не пошел.

«Капитан»
Ну, это вообще какой-то миф - и не знаю, как «воспитывать молодежь» на этом примере. То ли он был, то ли он не был - Капитан. Да и почему - Капитан? Где фамилия? Что это, прозвище такое что ли - Капитан?
Да, было 22 июня на западе Северного острова несколько капитанов - участок там был ответственный, собственно говоря, именно во многом благодаря проходящему там оборонительному рубежу (ДНС - корпуса 125 сп - Северо-Западные ворота) и не удался разгром Крепости за 4 часа. На этом рубеже уткнулся в огонь батальон Ельце, и не смог соединиться с батальоном Праксы, окружить Крепость - а далее, вероятно и Пракса, размазывая силы, пошел выручать Ельце и дальше уже как домино повалился весь немецкий план…
И там и тут видели какого-то капитана - то он организует оборону на главном валу, то у Северо-Западных. Тогда он может и имел фамилию - Ландышев? Но он ушел утром…Помазков? Но тот погиб вечером..А кто он - наш Капитан? Определенно можно сказать лишь то, что к той минуте, как над полем боя на Северном опустилась темнота, он был последним капитаном на этом участке: именно когда те, кто не ушел и не погиб, собрались в Западном форту среди них и появился вновь Капитан. И, лишь едва стемнело - он начинает действовать: организовал прорыв из Крепости. Это был единственный удавшийся защитникам прорыв - в ночь на 23 июня, несколько десятков или сотен, вырвались на вал, через ров - и, минуя железную дорогу, ушли. И смутно, то ли так, то ли этак - «был там какой-то главный - капитан».
Капитан…Сделавший то, что не удавалось больше никому в Крепости - из неё, ставшей ловушкой, уйти, сквозь кольцо. Вероятно - именно тот, кто организовывал прикрытие уходящих утром 22 из крепости групп, и сам не ушедший - без своих бойцов, прикрывавших прорыв или рассеявшихся по казематам (да, хочется чтобы эта легенда была максимально красива и со счастливым концом..) А ночью он, собрав всех своих и чужих, и - увел на восток.
Имя его неизвестно.

***

Несколько десятков лет назад в отношении изучения Обороны Брестской Крепости было принято кем-то решение - «все, хватит - вот тут пропечатано, и хватить дальше копать…И так уж докопались». С тех пор все, что выходит за рамки исследований времен шестидесятых - жестко этими самыми рамками и отсекается. Хотя, конечно, пользуясь тем, что официальная история Брестской крепости - по-прежнему легенда, которую удобно подстраивать под нужды дня, находят то новых («нужных») героев, то наоборот легким движением шариковой ручки отсекают утратившие актуальность «рудименты».
Уходят последние свидетели, кто знал «ненужных героев» или помнил о рудиментах - новые поколения получат новый выверенный под текущие нужды аудио - визуальный ряд. В этом ряду не будет места ни для «белых рубах» Южного, ни для тех, кто исчез, где-то на Западном, уходя в бессмертие через Тереспольский мост. Пожалуй, в этот ряд не втиснуться и Капитану, скорее -всего сгинувшему где-то еще в то лето. Герои эти - слишком сложные, зачем усложнять..Молодежь и так то про войну мало знает, даже про известных то..А тут - какие то неизвестные, да еще и малопонятные…
И - никаких иллюзий: неизвестные навсегда"
Previous post Next post
Up