Добро пожаловать в Изюминку-2013
В этом году занятия будут достаточно интенсивными. К этому меня подталкивает успешный ход занятий предыдущего года и то, что большинство участников занимается в студии не первый год. Но в то же время в студии есть новички - и я приветствую их особенно! Поэтому прошу каждого, кому занятие показалось дискомфортным или трудным, написать мне об этом мейлом или личным сообщением в ЖЖ. Я постараюсь объяснить непонятное и, возможно, дать ссылки на тексты, поясняющие темы или отдельные моменты в них.
Вместе с тем прежние участники не должны удивляться возвращению к темам, которые уже были - например, обращению к жанрам, о которых уже шла речь в предыдущие годы. Я постараюсь поворачивать темы новой стороной, но использование некоторых жанров в качестве ключевых инструментов письменной речи - это часть самой методики наших занятий.
Даю список тех, кто записался в Изюминку-2013. Сегодня-завтра я разошлю сводку самопредставлений участников по электронной почте. Рассылаю только тем, кто сам представил свою «визитку». Для того, кто решил сохранить анонимность (их немного), все остальные тоже останутся анонимными. Если кто-то не получил сводку, сообщите мне об этом, пришлю её снова.
aderkachev,
agnile,
amartaler,
anna_vorona,
annaromanovna,
klina,
iliysakucc,
jockeysilks,
lanemru,
leitenant,
myster_ee,
perrou,
sapiv,
savtatyana,
shum_kaa,
soroka-nata,
sunnycountry,
tania_al,
tanigawa_spb_ru,
turfevna,
vetrogon_by,
voyd_absolute Итак, начинаем Изюминку-2013!
Занятие 1 (53): Человек пишущий
Для того, чтобы совершенствоваться в письменной речи, нужно прежде всего представлять себе, что это такое - человек пишущий. Об этом мы сегодня и подумаем.
«Мы» здесь говорится совершенно всерьёз. Не так важно, что надумал об этом Виктор Кротов, как то, на какие размышления этот разговор натолкнёт каждого из нас, в том числе и меня самого. Много лет я думаю об этом так и этак, но каждый раз встречаюсь с новыми разворотами темы письменной речи. Темы, которая представляется мне всё более важной.
Пишущий человек и писатель
Что значит писать? Не в смысле механически орудовать ручкой или клавиатурой, а в смысле полноценно пользоваться письменной речью.
Писать - это молча разговаривать, думая во всеуслышание. Это одновременно и сохранять, и приумножать то, чем полна твоя душа. Если стремиться именно к этому, а не к славе или гонорарам, если желать заниматься этим как можно лучше, у тебя все шансы по-настоящему стать пишущим человеком.
Если ты спасаешь жизнь от забвения, если осуществляешь себя в слове, какова бы ни была твоя судьба и судьба написанного, ты уверенно можешь считать себя писателем.
Активное владение письменной речью - важнейший шаг в историческом развитии человечества. Человек пишущий - это принципиальная ступень, на которую незаметно и неизбежно оно поднимается, даже если большинство людей ещё не сознаёт этого, а многие пользуются письменной речью, как когда-то пользовалась прямоходящая обезьяна палкой - для защиты от врагов и сбивания фруктов с дерева - не зная, что она, обезьяна, уже начала эволюционировать.
Но когда говорят о писательстве, нередко имеют в виду совсем другой подход, которым страдает современность. Это мерка успехом - известностью, популярностью, премиями, деньгами и... пусть продолжает кто хочет.
Конечно, это всё приятно и удобно. Более того, успешность становится локомотивом тех идей, которые для тебя особенно важны и которые ты выражаешь в написанном. Вопрос лишь в том, чем приходится расплачиваться за влечение к успеху и не исказит ли оно и твою собственную жизнь, и те самые идеи, которые были для тебя важны поначалу. Тут играет роль и наш выбор своего пути, и судьба, у которой может быть собственное мнение на твой счёт.
Что из этого следует практически? Что с помощью письменной речи ты можешь многое делать намного лучше, чем без неё. А главное - лучше становиться самим собой, это дорогого стоит. Но не спеши сделать письменную речь источником заработка или дорогой к известности.
Дружба с письменной речью
Чтобы писать как можно лучше, оставаясь самим собой, не прельщаясь подражанием чужому успеху, нужно дружить с языком, на которым ты пишешь.
Нужно быть мыслеприимным, не отгораживаться от того потока мыслей, который проносится через тебя, приучаться залучать мысль в слово.
Нужно быть в дружбе и с самой жизнью, внутри тебя или снаружи. Нужно искать ориентиры для того, чтобы жить на максимуме. Нужно переходить от той исходной фокусировки, которую у тебя с детства формировали воспитание и окружение (и на которую до конца дней своих можно жаловаться, что вот таким уж ты уродился), к саморазвитию, к ориентирующему увязыванию главных вещей в жизни друг с другом.
Всё это не уводит нас от дружбы с письменной речью, а подводит к ней, потому что только так можно стать по-настоящему творческой личностью. Вернее, становиться снова и снова, потому что всё время приходится бороться с силами торможения. Их полным-полно и вокруг и внутри тебя самого (знаю по собственному опыту).
Нужно прислушиваться к подсказкам, призывам и намёкам, которыми говорит с нами наша судьба. Как без этого разобраться в своём призвании, в замысле о себе самом?.. Дружба с письменной речью помогает нам в этом.
Два крыла мышления
Пишущему человеку особенно нужно помнить о том, что наше мышление имеет две стороны: рационально-логическую и образно-интуитивную. Только на этих обеих крыльях - рациональном и образном (метафорическом) - можно летать по-настоящему.
Это значит, в частности, что мало рассказать, чтобы написанное было интересно. Надо это ПОКАЗАТЬ.
Главное, чтобы и рассказанное, и показанное было наполнено вниманием к тем смыслам, которыми пропитана человеческая жизнь. Если мы стараемся разглядеть сами эти смыслы и написать о них, для этого как раз и подходит письменная речь. Если смыслы для нас - всего лишь игрушки и предмет наших собственных выдумок, это не так весело, как может показаться. Настоящие смыслы ведь никуда при этом не денутся, так что рано или поздно окажешься в конфликте с ними.
Важно ещё, что каждому из нас очень много что есть рассказать и показать. Ведь каждый человек - владелец удивительного двумирья: своего внутреннего мира и того внешнего мира, который виден именно ему, его взгляду, его пониманию, его чувствам.
Жанры как ракурсы письменной речи
Письменная речь может строиться нами по-разному. Главные способы таких построений можно назвать жанрами. Жанр - это некая условность, но условность, очень важная для писательской работы. Это как бы игра со своими правилами, но игра вполне серьёзная, а правила всегда в какой-то степени нарушаются.
Строго говоря, можно было бы сказать, что всё в литературе растёт из единственного жанра - рассказа. Ведь всё начинается с того, что автор о чём-то рассказывает. Но рассказывать можно по-разному, и вот тут письменная речь поворачивается разными гранями. Это уже жанры во множественном смысле.
Рассказ может быть поэтичным, а если мы ещё используем, для подчёркивания интонации, разбиение на строки, то это уже точно стихи. Рассказ в узком смысле слова остаётся в области прозы, да ещё не такой большой, как повесть или роман.
Рассказ, использующий не только воображение (представление о том, что могло быть), но и фантазию (представление о невозможном, но по-своему осмысленном), превращается в сказку. Рассказ, посвящённый тому, что происходит не в обычной жизни, а в жизни мыслей, мы назовём эссе. Длинный-длинный рассказ, в котором собраны представления о жизни целого народа, носит название «эпос», ну и так далее.
Жанров много, и пишущему человеку полезно все их перепробовать - не из спортивного интереса, а для того, чтобы почувствовать среди многих жанров свой жанр, хотя и он может быть вовсе не один.
Письменная речь и литературная студия
Наша студия основана не на том, что один человек учит других. Ведь невозможно научить тебя - твоей письменной речи. Этому можно только научиться самому. Но, поскольку так сложилось, что мне очень интересны именно пути такого самообучения, да и сам я его прохожу уже пятьдесят с лишним лет, студия предназначена для помощи в этом литературном самообучении. Я буду помогать побуждающими, тормошащими импульсами, а каждый из участников помогает другим тем, что по-своему проходит свой путь и позволяет другим познакомиться с собственными подходами, усилиями, удачами и пробуксовками.
Поэтому я предлагаю каждому «зафрендить» в Живом журнале всех, кто перечислен в списке участников. Советую также следить не только за исходным занятием, но и за комментариями к нему, за вопросами и ответами, за текстами, которые пишут другие участники. Но это лишь совет, настаивать на этом нет смысла. Каждый пусть сам выберет свой ритм и свой объём внимания к работе студии.
Ещё один совет - пробовать установить самостоятельное общение с теми из участников, с кем вы ощутите близость. Студия у нас необычная, участники тоже, и если уж вы здесь оказались, то постарайтесь воспользоваться возможностями контакта с другими необычными людьми, здесь оказавшимися. Тем облее что два пишущих человека могут помочь друг другу своим восприятием и даже взаимным редактированием текстов.
Кто ещё не знает, что такое «плюсики» и как ими пользоваться, посмотрите
здесь.
Советую отвечать на занятие студии пораньше, не доводить до последних дней. Я не всегда отвечаю в тот же день, иногда приходится подождать. За 4-5 дней до нового занятия я начинаю готовиться к нему и перестаю отвечать на комментарии к прежнему занятию.
Вопросы для ответов
1. Чем является для вас персонально письменная речь?
2. Считаете ли вы себя пишущим человеком? С какого примерно возраста?
3. Хотели бы вы стать общественно признанным писателем? Для чего?
4. Считаете ли вы, что в жизни есть смысл (или смыслы)? Можете ли сформулировать примерно, в чём он состоит? А в чём смысл вашего собственного письменного творчества?
5. Какое из утверждений, содержащихся в тексте занятия, вызывает у вас наибольшее отторжение? (На всякий случай сообщаю: я вообще не обидчив, а уж тем более, когда идёт важный разговор.)
ВОЗ
ВОЗ-1. Напишите небольшой рассказ, сюжетом которого стала бы история, связанная с вашим стремлением писать, с отношением к письменной речи, - из любого периода вашей жизни. Можно пользоваться воображением, придумать другого главного героя и т.п., но не фантазией, то есть основой должен быть случай из жизни.
ВОЗ-2. Придумайте несколько афоризмов-определений. Позже у нас будет занятие, им посвящённое. Если вы не сталкивались с этим жанром (может быть, и если сталкивались), вот несколько источников информации о нём: НСК,
Википедия,
текст на сайте,
Изюминка-занятие-4,
Изюминка-занятие-28.
Вот слова для афоризмов-определений: КРОТ, КРОШКА, КРУЖЕВО, КРЫЛЬЯ, КУБИК.