Камни заговорили

Jul 04, 2019 16:40

Давайте сядем наземь и припомним
Предания о смерти королей.
Тот был низложен, тот убит в бою,
Тот призраками жертв своих замучен,
Тот был отравлен собственной женой,
А тот во сне зарезан - всех убили.
Внутри венца, который окружает
Нам, государям, бренное чело,
Сидит на троне смерть..
И лишь поверим ей, она булавкой
Проткнёт ту стену - и прощай, король!
                            Уильям Шекспир «Ричард II»



На самой большой площади Кремля проветренная пустота - прямо аэродромный простор. Недаром воздушный насмешник и хулиган Руст, нарушив все возможные границы, именно сюда вначале примеривался посадить свой аэроплан. Так пустынно здесь было не всегда.



Относительно недавно примерно на этом месте красовались два самых известных русских монастыря. Их взорвали, чтобы не мозолили глаза правительству Cтраны Советов. Пустынна Ивановская площадь Кремля. Теперь взглянем на старое фото.



Тa же площадь, но застроена. Что за сооружение? А это и есть один из самых известных и славных русских монастырей - Чудов. Называли его и просто Чудо. Простоял в Кремле без малого шестьсот лет. И вдруг, точно оправдывая имя, исчез. Вернее, сперва улетучился его главный храм - Чудо Архангела Михаила.



Раньше Спасские ворота считались святыми. Существовал обычай: в ворота полагалось входить, обнажив голову, крестясь. И обязательно пешим порядком. Почему? А потому что за воротами сразу стояли два известнейших на Руси монастыря: Вознесенский и Чудов. В ноябре 1929 года разрушили Вознесенский, а потом и Чудов. Тут ворота суть своей святости и потеряли...
В конце 30-х годов XV века Италию впервые посетило русское церковное посольство, присутствовавшее на VIII Вселенском соборе. В составе русской делегации были чрезвычайно образованные для своего времени люди: грек фессалиец Исидор, епископ суздальский Авраамий и с ними сто духовных и светских сопровождающих. По приезде в Москву Исидор был заключён в Чудов монастырь, где просидел год, а затем бежал в Киев и оттуда в Рим. Именно в Чудовом монастыре, в его обширных химических (алхимических) лабораториях им был открыт секрет производства русской водки. И понятно почему он не был сожжён Василием III за переход на сторону римского папы на Флорентийском соборе, содержался в Чудовом монастыре в хороших условиях, а не как преступник, получил возможность беспрепятственно бежать, имея и транспорт и сопровождающих и не был преследуем Василием III, а невредимым оставил пределы Московского государства.
15 апреля 1882 года провалом открылось подземелье посредине дороги между Царь-пушкой и стеной Чудова монастыря. По нему могли пройти в ряд трое полицейских. Один конец тоннеля упирался в стену Чудова монастыря, а второй был завален камнями.



Вообще Кремлю особенно не повезло из-за того, что сюда в 1918 году переехало из Питера советское правительство. Не стань он правительственной резиденцией, глядишь - и остались бы в целости и сохранности все его бесценные памятники. А так... Когда правительство перебралось в Москву, видит: Кремль-то не обустроен для государственного центра. Помещений для чиновников не хватает, столовой нет и т.д. Принялись сносить старину, освобождать пространство для новых административных зданий. Монастыри оказались под прицелом в первую очередь. Помните лозунг: "Религия - опиум для народа!" Его взорвали воровски, ночью. Еще вечером Чудо стояло, когда реставраторы уходили, оставив там даже некоторые личные вещи. А тут глядь - ни вещей, ни храма. Бог с ними, с вещами! Страшнее другое. Вместе с храмом исчезли все чертежи, которые архитекторы успели снять к тому времени с Чуда накануне сноса. Чертежи лежали в мастерской на чердаке и погибли вместе с собором. Получается, что Чудов монастырь уничтожили без следа? Нет, конечно, находились добрые люди, которые собирали обломки, рискуя собой, и прятали их по подвалам и чердакам, а потом со временем они появлялись на свет.



Самое высокое здание московского Кремля, Колокольня Ивана Великого, имеет внушительную историю - более 500 лет. С этим местом связано сразу две топонимических ошибки. Во-первых, это не колокольня, а ансамбль из колокольни, церкви и Филаретовской пристройки. Во-вторых, правильное название звонницы - Иван Великий. Она служила и дозорной вышкой, и пожарной каланчей, и украшением столицы. И некоторое время в Москве даже был запрет на строительство зданий выше Ивана Великого.



По модели колокольни на Руси было возведено множество столпообразных храмов. В последний раз колокола церкви звонили в 1918 году, на Пасху. Колокола - особая отличительная черта и гордость колокольни.





На звоннице расположено всего 34 колокола. Два основных: Успенский колокол. Его вес составляет 65 320 кг.



Ревун колокол. Весит около 33 000 кг. Он был отлит в 1622 году по Указу Михаила Фёдоровича. Знаменит тем, что в 1855 году упал, проломив 5 этажей и убив несколько прихожан. Колокол подняли и снова вернули на место. Фраза «во всю Ивановскую» также связана с колокольней, ведь её звон доносится до всех уголков Москвы. А в старину царские указы читали у колокольни громогласно. Колокольня, высота которой 81 м, открывает один из лучших видов на столицу России.



Для этого нужно будет пройти по винтовой лестнице из 137 ступеней.





Здесь ещё находится музей, в котором представлены архитектурные детали из белого камня. Зачастую это все, что осталось от когда-то знаменитых, а теперь исчезнувших местных дворцов, соборов, монастырей и царских палат. Самые любимые мои кремлёвские звери сидят на Спасской башне, вернее, сидели.



Сейчас наверху, после многочисленных реконструкций, расположились холёные каменные копии.



А уникальные старожилы как раз и нашли покой в музеях. Их можно рассмотреть вблизи и увидеть выщербленные бока со следами вековых ураганов, ливней и революционных осколков. В лапах они почему-то просительно держат нечто сродни пушечным ядрам. Для чего? Теперь скульптуры зверей на Спасской башне укреплены под часами. Раньше часы были устроены ниже, и всего два циферблата вместо четырех. А на месте современных часов на голубом фоне располагались позолоченные знаки Зодиака. Вот к ним-то и протягивали звери сферу власти - земной шар.



С XII века и до первой половины XIII века на месте Московского Кремля располагалась пограничная крепость, ставшая началом истории Москвы. Во второй половине XV века началась грандиозная перестройка Кремля, после которой он и приобрёл современные, знакомые каждому россиянину черты. Великий князь Иван III смог завершить объединение княжеств Руси, и Москва обрела новый статус - столицы крупного государства. Естественно, и резиденция главы такой обширной страны нуждалась в переделке и расширении.



На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. И с каждой стороны от него на равном расстоянии друг от друга поставили по семь башен из красного кирпича.





Для строительства храма приглашаются зодчие из Пскова, в 1472 году состоялась торжественная церемония закладки храма. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался вторым браком с Софьей Палеолог - племянницей Константина - последнего Византийского Императора. Возведённый до сводов храм обрушился после землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Тогда Иван III, по настоянию своей супруги, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик! С точки зрения тогдашней традиции - еретик. По распоряжению Фиораванти была сооружена новая печь для обжига кирпича. А раствор по его технологии готовили такой, что после того, как он «засохнет, то ножем не можно розколупати». Невиданным было применение при постройке «колеса» (блоки) - «вверх камение не ношение, но ужищем цепляше и възвлекаше...». Строительство было завершено всего за 4 года (1475-1479).



Вверху - пять мощных глав, которые символизируют Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов. Шлемовидная форма куполов очень похожа на воинский шлем. Древняя Русь очень долго находилась под монголо-татарским игом, и похоже, что эти купола-шлемы были сооружены неспроста.



Восьмиконечные кресты впервые были воздвигнуты именно на Успенском соборе.





На росписях восточного фасада в центре - Новозаветная Святая Троица - Отец, Сын и Святой Дух в виде голубя над ними.
Справа это образ Святой Софии - Премудрости Божией: «огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток - Божественные тайны». Справа - Богоматерь, слева Иоанн Предтеча. Они тоже с крыльями, то есть непорочны и подобны ангелам.Слева Богоматерь с Младенцем в окружении Святых.Занавес с орнаментом находится под всеми тремя росписями и придает этим грандиозным изображениям элемент не только сокрытой тайны, но еще и земного уюта.



Ворота неописуемой красоты, их еще называли "Красные ворота", так как здесь был царский вход в Успенский собор.





И именно на этом крыльце царственных особ осыпали золотыми монетами , как пожелания дальнейшего благоденствия и процветаиия. Здесь в 1896 году проходила коронация Николая II и Александры Фёдоровны.



Когда заходишь в храм, берёт оторопь - непокрытые головы, брюки, разговоры, смех...



Но постепенно вся эта внешняя суета, шум и гам уходят куда-то, и ты остаёшься один на один с великим произведением духовности и искусства. «Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством».











В 1333 году Великий князь Московский Иван Данилович Калита возвёл прекрасный Архангельский храм из белого камня на месте сгоревшей церкви при взятии Москвы ханом Батыем в 1238 году. Иван Калита стал первым из князей, погребённых в Архангельском соборе. Так с 1340 года до первой трети XVIII века Архангельский собор был местом захоронения правителей - великих князей, царей и их ближайших родственников из династий Рюриковичей и Романовых. Обычай погребения в церкви пришёл на Русь из Византии.



Иван III приказал разобрать обветшавший Архангельский собор, а на его месте построить новый. Для строительства «нового» храма пригласили известного венецианского архитектора Алевиза Фрязина, который решил сделать из Архангельского собора полную противоположность Успенскому собору. Акцент был сделан не на древнерусскую внешность, а именно на ренессанский стиль палаццо - горизонтальные карнизы, которые были свойственны российским храмам тогдашних времен. По наружному убранству он напоминает больше светское здание, чем православный храм. Чего стоят одни только белоснежные раковины, размещённые в закомарах, венчающих фасады!









После церемонии венчания на царство, которая проходила в Успенском соборе, процессия направлялась в Архангельский собор, чтобы отдать честь и поклониться отеческим гробам. Сюда приходили перед военными походами помолиться о победе. Правители приходили «на гробы» просить прощения и совета у своих усопших предшественников.



Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами.









Саркофаги с останками находятся в подклети собора, а то, что видим мы в самом храме - всего лишь каменные надгробия.
В нижнем ярусе стен и на столпах изображено более шестидесяти исторических лиц - московских князей и их предков, начиная с Великого князя Владимира. Так воплощена идея преемственности власти московских князей от князей владимирских, киевских и далее до византийских императоров.























В храме погребены почти все московские князья, которые жили до основания Санкт-Петербурга, кроме Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. А вот внук Петра I, император Петр II, наоборот, погребён здесь, а не в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Именно поэтому купола Архангельского собора не были позолочены, что является редкостью для кремлёвских храмов.



Ни в одном советском путеводителе вы не найдёте даже краткого упоминания об уникальной Судной палате, выстроенной более 500 лет назад. Это связано с замалчиванием содержимого палаты - волею случая ей суждено было стать последним прибежищем останков московских государынь. Утаить её было несложно, поскольку находится она целиком под землей и примыкает к Aрхангельского собору с юга. Москвичи называли ее Правильная изба - здесь «правили» тех, кто уклонялся от уплаты податей (налогов). Для этих целей употреблялся дубовый «исправительный стул», к которому приковывали цепями провинившихся. В 1990-х годах началась работа по изучению царских гробниц, геохимики провели анализ. Оказалось, царицы и царевны постоянно подвергались воздействию веществ с повышенным содержанием свинца, солей ртути и мышьяка.



В 1484 году состоялась закладка нового собора, а на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно. В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор.





Он был о девяти главах и построен по образцу греческих храмов Х века. Девятиглавие этого кремлёвского собора  объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.





Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях. К такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идёт о его знаменитой росписи. Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублёва из старого деревянного, построенного в 1291 году Владимирским князем Андреем Александровичем, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней - «во вкусе греческого письма».







Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Фёдор Едикеев. И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания.









Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней - мрамора, агата, и яшмы, которая была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом. Не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм. После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный. Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти» - молвил он, и через несколько дней его не стало.



Сын Ивана Грозного, царь Фёдор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлёвскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота - тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.
По легенде в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Фёдору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел ещё приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.



Однако, это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого «цатой». Есть версии, что цата - это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или всё же - знак победы над мусульманством - над монголо-татарским игом, или над Османской империей. Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары ещё не пришли к мусульманству, ни, тем более, турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата - это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.



Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлёвских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время ещё в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека, который круглые сутки ударял молотом в «часник» - колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого - около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатёр на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлёвские башни.
Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. Многоярусный иконостас Благовещенского собора - одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого до сих пор идут споры.





Грановитая палата была построена в конце XV века по указу Ивана III. Для неё были приглашены известные иностранные мастера того времени Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо. Здание впоследствии получило свое название из-за отделанного гранёным рустом восточного фасада.









Изначально же это сооружение именовалось «Большой палатой». Ни одно значимое событие не проходило мимо Грановитой палаты. Здесь Иван Грозный отмечал взятие Казани, произошедшее в 1552 году, а также регулярно заседали члены Земских соборов и Боярской думы. В этом здании в 1653 году произошло подписание договора, благодаря которому стало возможно присоединение Украины к Российскому государству. Почти два века спустя, в 1721 году именно в Грановитой палате Пётр I заключил Ништадский мир со Швецией, который завершил долгую Северную войну.



К южной стороне фасада прилегает лестница, называемая сегодня «Красное крыльцо». В былые времена по ней ходили русские цари и императоры, которых короновали в Успенском соборе. Последняя процессия прошла здесь в 1896 году, когда на престол взошёл Николай II.







«Красным крыльцом» также называли небольшую площадь рядом со входом в палату, где раньше находилось стрелецкое войско и челобитчики. Лестницы крыльца запирались на ночь золотыми решётками, и во всеоружии стоял караул - случалось, не помогало. Однажды кровавой бойней здесь разрядился стрелецкий бунт. Мятежники требовали показать: царевичи не задушены ли? Патриарх приказал вынести на Красное крыльцо малолетних Петра и Ивана... Финал: особо ненавистных бояр и князей стрельцы все ж в охотку порубили кривыми саблями. Расслабляясь, кого-то скинули с верхотуры крыльца на копья. Поглядев на такую жуть, Петруша - будущий Великий император - от страха надолго сделался заикой.





В 1930 году принялись в Кремле налаживать общепит, решили строить столовую. Огляделись - нет места на Соборной площади. Старина все оккупировала, не развернуться. Тогда сломали Красное крыльцо, и на его месте поставили бетонное сооружение в два этажа. Оно получило ласковое прозвище "уродец", зато оказалось страшно функциональным. Несколько десятков лет исправно кормило и поило.





В подклети знаменитой Грановитой палаты устроили кухню, которая обслуживала ту самую злополучную столовую. В конце 80-х музейные работники стали хлопотать о восстановлении крыльца - бесполезно. Помогло противостояние Ельцина и парламента. В Белом доме перед штурмом у сидельцев отключили канализацию, а в Кремле - прикрыли столовую. И на следующий год Красное крыльцо полностью восстановили. Так что нынешняя красота - чистый новодел: и белокаменная резьба, и львы, и державный орёл тоже.



Когда крыльцо в 1934-м стремительно крушили, музейщики попытались своими силами спасти львов. Вручную оттащили от крыльца подальше, на паперть Архангельского собора. Тяжесть немыслимая, еле отдышались. А тем временем рабочий день закончился, наступила ночь, все ушли. Утром глянули - нет львов! Кинулись в комендатуру: «Куда звери подевались?» Те говорят: «Львы старые, нам они мешали, и мы их выкинули». Куда? В комендатуре назвали какой-то подмосковный колхоз. Дескать, есть там пустая силосная яма, её предстояло засыпать, туда львов и сбросили. Ну, сотрудники музея отправились на поиски - пустое дело. Все перерыли, перекопали - нет львов!
Церковь Ризоположения в Москве появилась в тот период истории России, когда православное христианство переходило к самостоятельному, независимому от Византии, развитию. Подходили к концу Смутные времена, и страна начинала новый виток своей истории. Церковь Ризоположения расположена на Соборной площади в не очень выгодном для неё месте, приютившись между Грановитой палатой, Теремным дворцом и Успенским собором. На фоне этих сооружений церковь почти незаметна, а между тем ее возраст гораздо больше, чем у остальных грандиозных построек.



Церковь была освящена по указу первого митрополита русской православной церкви Ионы в 1451 году в память о произошедшем чуде. В этот год татарские орды Мазовши стояли под Москвой, предместья уже уничтожались огнем, а стены Кремля осаждали войска неприятеля. Жители заняли оборону, бились в рукопашном бою, падая под стрелами неприятеля. Пока шла битва, митрополит Иона совершал крестный ход вокруг стен города, истово молясь о спасении Москвы от захватчиков. Во время молитвы Иона встретил подвижника Чудова монастыря Антония и просил его молиться о граде и жителях, на что старец ответил, что чудом спасётся Москва и будет в этой битве только один убитый - сам Антоний. Сказав это, старец тут же пал пронзённый стрелой. К вечеру захватчики отступили от стен, а жители и митрополит молились всю ночь, готовясь к решающему сражению. Когда рассвело, оказалось, что татарские полчища в спешке покинули поле битвы, бросив при этом всё награбленное. Что послужило причиной бегства - неизвестно. Может быть, Мазовша получил какие-то сведения, по которым он решил, что сражаться бесполезно, а может, обуял безотчётный страх всё войско, и, побросав добычу, они снялись с места боя. Такой факт уже случался под стенами Кремля с войском хана Батыя. Митрополит Иона посчитал, что чудо Божье спасло город и страну от разорения и убийств.



В год нашествия Мазовши церковь уже была построена, но не освящена. После чудесного спасения Иона принял решение освятить храм в честь того праздника, в который произошло спасение - Положения ризы Пресвятой Богородицы. Первая постройка была деревянной и стояла на высоком подклете, где, по старинным обычаям, хранилась казна митрополита и другие ценности. В 1472 году храм сгорел вместе с двором, и новую одноглавую Ризоположенскую церковь освятили в августе 1486 года. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. Церковь была домовым местом молитв патриархов вплоть до занятия церковного престола патриархом Никоном. На фоне остальных сооружений Соборной площади сегодня храм выглядит миниатюрным и легким, но в начале православия на Руси он был едва ли не главной церковью всей страны. В Смутное время патриарший двор сгорел, как и многое во время пожара. Пришедший Никон развернул масштабное строительство на дворе Бориса Годунова, подаренного ему царём Алексеем Михайловичем, где обустроил новый домовой храм. Так церковь Ризоположения в Кремле перешла к царской семье.
Внутреннее оформление посвящено торжеству и прославлению Божией Матери, стиль живописи близок к росписи фресок Успенского собора. Совпадение неслучайно: работы в 1644 году выполняли известные мастера Поспеев Сидор и Абрамов Семён. На столбах изображены русские князья и митрополиты.







Иконостас выполнен из серебра, богато и искусно украшен орнаментами. Вставленные иконы написаны радостными, яркими красками. Иконостас был первым, созданным после Смутного времени и разорения, постигшего страну. Заказчиком выступил отец первого царя из рода Романовых - патриарх Филарет.









Спустя некоторое время после возведения бетонной махины Дворца съездов, стали неожиданно происходить окрест неприятные чудеса. По-видимому, что-то произошло с грунтовыми водами, и соседние здания подозрительно затрещали и стали оседать. Вначале Патриаршие палаты, затем Успенский собор и церковь Ризположения. С полвека назад подклет церкви Ризположения был завален мусором. И ещё здесь, помимо прочего, держали картошку для кремлёвской столовой.







Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведён специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года. Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне.



Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу - богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинён за гордыню и желание поставить себя выше самого государя. В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.



В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В XIX столетии в Патриаршем дворце разместился Синод. В мятежном 1917 году дворец сильно пострадал во время боевых действий. Через год произошла национализация всех кремлёвских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими.









В палатах сохранились старорусские постройки разных типов - и парадные помещения, и маленькие жилые залы. На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века. Все предметы в Патриаршем дворце и соборе - подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи - во всех красках предстаёт поворотный момент российской истории - XVII век.





















Использованы материалы с сайтов http://www.pravoslavie.ru/  https://rg.ru/gazeta/svezh  html http://fb.ru/

архитектура, Кремль, Москва

Previous post Next post
Up