дом города-сада при хлебозаводе №2,
где жили передовики производства Гусев и Колесов
Реальная застройка города во второй половине 20-х годов ХХ века определялась развитием самарской промышленности. Московское бюро картоиздательства под руководством В. Семенова и А. Галактионова в 1928 году разработало новый план Самары, который предусматривал массовое строительство рабочих поселков вокруг заводов, так называемых, городов-садов. Причем идея была не новой.
Еще в 1910 году самарские архитекторы разработали проект пригорода-сада и воплотили его в жизнь в виде поселка Зубчаниновка. Теперь застройка по типу «город-сад» стала одной из главных идей социалистического расселения. Она зародилась в конце XIX века. В 1897 году в Англии вышла книга Эдварда Говарда «Города-сады», в которой была выдвинута идея нового типа поселения, сочетающего преимущества жизни в городе и на природе. Имелось в виду создание небольших городов с разреженной застройкой малоэтажными домами, стоящими среди зелени. Но если в Европе и Северной Америке идеи Говарда привели к массовой субурбанизации и строительству бесконечных пригородов, то в практике советских зодчих «город-сад» стал поселением, связанным исключительно с промышленностью.
Наиболее известными были «Город-сад у станции Безымянка» и «Предместье-сад «Передовое», ограниченный Московским шоссе, Ботаническим садом, ул. Ново-Садовой и ул. Потапова. «Передовое» было разделено на 49 жилых кварталов, которые предполагалось застраивать небольшими деревянными и кирпичными домами от одного до трех этажей. В середине жилого массива планировалась широкая продольная улица, идущая параллельно Московскому шоссе. На ней предполагали разместить общественный центр района - здание театра, школу, магазины. Проектируя «Передовое», архитекторы стремились избежать длинных прямых улиц, создающих большие сквозняки и опасность при пожарах. Создавая тупики, они желали отвлечь транспортное движение от жилых кварталов и уберечь жителей от шума. А в результате город в районе Центрального автовокзала лишился поперечных связей с Волгой.
Другой жилой поселок - поселок Трубочного завода («серые дома»). Поселок возник возле завода, на месте бывшего Шихобаловского сада, и сейчас ограничен улицами Ново-Садовой, Часовой и Панова. Некоторые дома были построены из кирпича, который привозили от разрушенных храмов, поэтому часть зданий на Ново-Садовой пришлось штукатурить и красить. Окрасили их в серый цвет, модный в те годы цвет бетона.
Именно из таких рабочих поселков выходили настоящие передовики и новаторы. Так, например, некие механики хлебозавода Гусев и Колесов перевелись на Трубочный завод токарями, где сразу показали себя с лучшей стороны. Они предложили новую геометрию резца и практически доказали, что на обычном токарном станке можно работать с подачей 3-4 и больше миллиметров на оборот вместо 0,3. Они добились значительного уменьшения затраты машинного и вспомогательного времени благодаря использованию различных приспособлений и лучшей организации рабочего места. В целях освоения скоростного резания с большими подачами к ним приезжали делегации со всего Советского Союза. Токарям-новаторам позволили даже организовать школу-мастерскую рядом с их домом, которую, к слову сказать, почти никто почему-то не посещал.
Передовики производства Гусев и Колесов давно умерли, а мастерскую лет тридцать назад разобрали на дрова. Но местные жители рассказывают, что если прогуляться у дома токарей ночью или в очень жаркий день, то до сих пор можно услышать грохот их самого любимого станка марки 1-А616.
Вообщем, мистика, да и только.
Огфотографировано мной и писано летом 2008 г. по материалам:
1. Самарский областной государственный архив соцально-политической истории. ГАСПИ на Мичурина.
Фонд, дело, опись - не помню. Непорофессионально это. Не зафиксировал.
2. Куйбышев. Очерки. Куйбышев, 1954.
3. Википедия. Город-сад (Барнаул).
http://ru.wikipedia.org 4. Рассказы местных жителей (район между Мечникова и Красноармейской).
5.
http://book.zodchiy.ru/history/kam_sim.htm (хороший контентец, кстати).
Вот еще журналисточка пишет во "Времени".
http://www.samru.ru/bisnes/vremya/25870.html - о новом "городе-саде" у Центрального автовокзала.
Коммерческий материал, по ходу. Зачем в
http://www.samru.ru/ его добавили? Тоже оплачено, что ли?