О запрете телесных наказаний - это не о педагогике

Dec 05, 2016 14:49


Вопрос о запрете телесных наказаний - это вовсе не вопрос о том, хорошо или плохо «телесно наказывать». Хотя доводы этого, побочного спора тоже важны и должны быть выслушаны, сводить к нему дело могут только очень поверхностные люди, которые не смотрят шире битых поп.

image Click to view

Я уже писал, и такие примеры вижу ещё и ещё, когда собираю подписи - подписываются даже те, кто сам против телесных наказаний (см. ещё видео с пикета).

По этой причине сейчас я этот побочный спор хочу отложить - и не обсуждать вопросы педагогики.

Не потому что неинтересно или лень сделать обзор темы «педагогика и наказания». А потому что именно сейчас, когда в центре внимания стоит вопрос о запрете телесных наказаний, очень важно его обсуждение отделить от обсуждения педагогики. Допустимость физических наказаний в правовом смысле и в педагогическом смысле - два совершенно разных разговора.

В разговор о методах воспитания детей («а иногда всё-таки надо...», «нет, Ваське всегда всё можно объяснить словами...») соскользнуть легко. Это разговор бесконечно увлекательный, родители его заводят постоянно, когда встречаются друг с другом - во дворе, в очереди в поликлинике, с соседями и сослуживцами. Он всегда живой, всегда больной, люди нуждаются в совете по поводу уймы повседневных «педагогических ситуаций». Мамы всегда переживают - а не слишком ли я строга? а не слишком ли я балую? «Мой сынуля такого нахватался, прямо не знаю, что делать».

Поэтому книги, лекции, беседы, дискуссии по педагогике всегда привлекают внимание. Тот, кто хочет предложить народу свои, «правильные» методы воспитания, всегда найдёт себе аудиторию. То есть «сможет всё объяснить словами», а не полицейским наказанием.

И даже заработает на этом - разные вредные педагогики у нас вполне свободно продаются в виде книг и семинаров, на полках магазинов их порой даже больше, чем педагогической классики. Но это всё-таки свободное предложение, а не навязывание законом. Это вопросы гражданского общества, а не закона - разбираться в том, какие педагогики полезные, а какие вредные, то есть вести этот бесконечно долгий и бесконечно важный разговор.

Но это разговор должен вестись без полиции. Без тех завсегдатаев ток-шоу, которые в ходе разговора вскочат и вскричат: «таких родителей надо в тюрьму»! Разговор о педагогике тем и отличается от разговора о праве, что он только для тех, кто ищет в нём решение для себя. А вовсе не единого для всех.

Он бесконечный, потому что его движет желание родителя понять и принять что-то лично для себя, сверив со своим опытом. Это и есть разговор о личном опыте. А не попытка выработать единый шаблон для всех педагогических ситуаций. Все (кроме может быть политиков, среди которых мудрых людей всё меньше) понимают, что единый шаблон невозможен.

Больше того, педагогика как общественный опыт и складывается именно из опыта отдельных семей, обобщая его через такие разговоры. Только «снизу вверх». Семья использует взятые из общественного опыта приёмы (поддерживая испытанную традицию), и вносит в него свой вклад, приспосабливаясь к изменениям мира.

Специалисты по педагогике, конечно, могут обобщать этот опыт, выносить из него какие-то рекомендации, переломляя его через свою систему взглядов - личную или своего научного руководителя.

Хорошо, если и через свой педагогический опыт (включая опыт своих ошибок), - а то Макаренко насмехался над тем, как профессора педагогики испытывают свои рекомендации на своих детях. Эти профессора редко сами являются многодетными родителями, чтобы похвастаться своим жизненным родительским опытом. И простой родитель любые их рекомендации принимает или нет только сам, оценивая своим опытом и исходя из своей ответственности за будущее детей.

К тому же, чем шире кругозор у по-настоящему ответственного родителя, тем лучше родитель понимает, что педагогики есть очень разные. И запрещают они разное - одна шлепки, другая пеленание «свободной личности», третья, например, потакание капризам или оставления ребёнка один на один с телевизором. Если допустить, что законом можно запретить «неправильную педагогику», то надо запрещать и потакание капризам, и оставление с телевизором.

Особенно у специалистов, педагогические системы бывают очень экзотическими, а порой и ангажированными специальными программами влияния на страну, на которые выделены гранты. В таком случае требование доверия специалистам становится одной из формул медленной оккупации. (Например, «Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» прямо заявляет, что внедряет в России по рекомендациям Совета Европы одну конкретную педагогику - «позитивное воспитание», её и называя «ответственным родительством».) А родитель не только не обязан быть специально обученнным, но и вправе не доверять специалистам, тем более что он видит разницу между модными новациями и классикой педагогики.

Парадоксально, но нередко незнакомые с кухней мнений специалистов, но любящие своих детей родители попадают в сети разрушительных педагогик именно потому, что хотят сами заботиться о своём ребёнке. Так часто происходит: у нормальных родителей вырастают нормальные любящие их дети, но вот они сами становятся родителями - и уже не хотят, чтобы их мама с папой указывали им, как кормить и пеленать своего внука. Они сами хотят родительского творчества! - и поэтому поворачиваются от родителей к книжкам и интернетам, где легко попадаются в сети: да, «предки ничего не понимали»! Или помягче: да, «предки были молодцы, но времена меняются, и мы, дескать, обязаны меняться вместе с ними»!

И что тут скажешь, кроме того, что это их ребёнок! Не их «собственность», как передёргивают смысл родительского чувства провонявшие разговорами о правах и собственности «европейцы». А их часть, кровинка, их настоящее и будущее, их счастье и бессонные ночи. И их ответственность за будущее - и ребёнка, и себя, и в конечном счёте страны, какая нужна этому ребёнку.

Да, дети хотят сами! И как бы мы ни сокрушались о том, как что наши дети делают сами, мы не можем им ничего навязать. Это сокрушение - о нас самих, о том, что мы неправильно воспитали детей. А и так ли неправильно? Если бы они не хотели воспитывать сами, разве это было бы нормально?!

И пусть они сами выбирают, как воспитывать, участвуют во всевозможных разговорах об этом, и мы тоже как-нибудь подключимся. Но только не в связи с запретом телесных наказаний.

Против которого достаточно других аргументов. ( О них дальше.)

педагогика, запрет телесных наказаний

Previous post Next post
Up