Сила слова

Jan 14, 2020 04:59

Продолжу про триаду "Душа. Достоинство. Держава", где звучат три, а действуют четыре составляющих. Об этом было в предыдущем посте, который, наверное, будет дописываться со временем, потому что схема 3-4 очень интересная.

Главный вопрос, нужна ли триада вообще. Какие бы ни были сильные слова, они всегда могут пропасть впустую. Бибилия тому пример. Если бы слова обладали универсальным действием, то весь христианский мир давно бы процветал в любви и благоденствии. Но этого и блико нет, кому-то библейские истины ложатся на душу, а других не трогают. Или шлягеры с хитро сделанными припевами. Даже самый ушлый поэт-песенник, знающий, как зацепить слушателя, никогда не скажет с уверенностью, "выстрелит" или нет. Зависит от музыки, от исполнителя, от времени, еще от чего-то непонятного.

С другой стороны, есть пословицы и поговорки, которые живут столетиями. Или Пушкин, например,  сделал пометку "народ безмолвствует" и это осталось. Как огненные буквы до сих пор держится в воздухе. Сказал Гераклит: "все течет, все меняется". Полторы тысячи лет прошло, а фраза звучит, причем, в разных переводах.

"Свобода, Равенство, Братство" - это было сильно. Но где сейчас та сила?
Сложно сказать, как действовала  отечественная триада, сделанная по подобию французской - миртрудмай "Православие. Самодержавие. Народность". Зато точно известно, что никого она не спасла. Да и вообще официальные заклинания, что показал и советский опыт, очень спорная вещь.

Так вот, на вопрос, нужна ли триада вообще, у меня есть ответ.

Нужна.
Объясню, почему.

Когда мы в 2014 году в группе "Антимайдана" пытались написать Конституцию, обнаружилось несколько вещей.
Реальность зависит от человеческой природы, уровня общественного понимания, а также от бюджета. Самые важные  и верные положения спокойно могут не работать. Тексты легко можно трактовать как угодно или дополнять. А так-то написать можно все, что угодно, бумага все стерпит, даже распрекрасное. Но для реализации распрекрасных идей ли для контроля за их исполнением нужны распрекрасные люди в невозможном количестве (а для меня и само существование распрекрасных людей под большим вопросом).

Также, как ни выражай кратко преамбулу и основные положения, все равно получается длинно и все это сложно запомнить. Нужна опорная фраза, которую, в свою очередь, должно быть легко объяснить даже детям.

Вот здесь проблема имела очевидное решение - триада.

Как я сейчас понимаю, лучшее даже не триада, а вот эта схема 3-4 (триада-тетрада), которая работает в максиме "Душа. Достоинство. Держава". И все начинается с понятия "Россия".   "Российскую Федерацию" расшифровывает Конституция. А на вопрос "что такое Россия?" поисковики не знают ответа.  Российский гимн апеллирует к эмоциям. А нужны ориентиры, нужно понимание. Россия - Душа. Достоинство. Держава - Конституция уже работающая схема. Так что триада это еще и что-то вроде дорожной карты, пока до философии и обществознания по возрасту далеко.

В российских школах  философию не преподают, обществознание начинается с 6 класса, да и правильно, куда оно младшеклассникам.  Отчасти филососфские вопросы затрагивают "Основы религии". В принципе, это полезная вещь,  в реальности - неизвестно. Тем более, насколько я знаю, там не предполагаются дискуссии и полет мысли органичен конкретными сведениями, которые надо заучить.

А тут есть простор для мысли и гворить можно на любом уровне, что с млашими, что со старшими.

Д - добро. Сама буква "Д" и ее старое название. Конечно, начинать надо с этого. Тем более, и буква такая богатая и в самом слове добро много всякого интересного, отличная тема для обсуждения.

Душа. Уже в начале средней школы человек способен , узнав что есть тело, а есть душа,  задуматься, что же это такое - душа и прийти к первым самостоятельным выводам по этому вопросу - одному из главных в жизни. Мне кажется, это тот случай, когда не надо заучивать определения. Можно рассказы  почитать разные. Стихи. Постараться понять выражения "с дорогой душой" или "не лежит душа". Попробовать  душу нарисовать или слепить. Можно поговорить про душу в религиях, про народную душу, про "загадочную русскую" душу, про связь "душа - Россия", примеры из истории обсудить. Много чего можно. Попутно, многие дети на опыте поймут, что есть познаваемое, непознанное и непознаваемое, только в не в таких определениях конечно.

Достоинство - это уже другая ступень. На уровне "Что есть "я" и что "не я". Что такое уважение. Почему уважают или не уважают человека, правительство, страну. Как сохранять достоинство в трудных ситуациях.

Держава - по определению Краткого церковнославянского словаря, это "Сила, власть, государство, владычество, могущество". И это отличные вопросы: для чего нужно государство и от чего его могущество увеличивается и почему слабеет, в чем сила страны, у кого власть, где границы владычества и т.д.

Хорошо бы триаду  разбирать, начиная с третьего-четвертого класса, каждый год на нескольких уроках каждую первую неделю нового учебного года. Или последнюю, не суть. Главное, уровень обсуждения повышать по мере возраста.

А в идеале лучше, если даже учебника по этому поводу не будет, а каждая школа руководствуется своими соображениями и примерами, но обязательно выкладывает это в сеть на школьный сайт. Чтобы и школьники могли посмотреть, и родители, и учителя.

==

По школе пока все, а тема будет продолжена.

Душа-Достоинство-Держава, важное

Previous post Next post
Up