Сегодня я расскажу о том, как побеждают коррупцию в Канаде. В 1985 году в Канаде был принят Ценностный этический кодекс государственного служащего, включающий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. Правила направлены на профилактику коррупционных преступлений, установление четких норм поведения всех государственных служащих в части "конфликта интересов" на госслужбе и после ее оставления, "минимизации возможности их возникновения и разрешения в случае возникновения в интересах общества".
Данный Кодекс состоит из четырех частей. В первой части сформулированы общие принципы поведения, которыми обязаны руководствоваться государственные служащие. Так, государственный служащий обязан делать все необходимое, чтобы исключить реальную возможность возникновения "конфликта интересов", его видимости, а также создания условий для его возникновения.
Канадским госслужащим не рекомендуется иметь частные интересы, за исключением разрешенных кодексом, которые могут прямо и существенно касаться ведомства, в котором они работают. При поступлении на госслужбу служащие обязаны таким образом перестроить свои частные дела, чтобы исключить возможность возникновения "конфликта интересов". В случае если он все таки возник, его следует разрешить в интересах общества.
Также лица занимающие государственные посты не имеют права принимать различные подарки, стоимость которых может быть выражена в денежном эквиваленте. Им не разрешается отклоняться от своих обязанностей для оказания помощи частным предприятиям или лицам в их делах с правительством, если в результате этого предприятие или лицо получат со стороны последнего какие либо преимущества по сравнению с другими.
Государственные служащие не вправе извлекать материальную выгоду из информации, которая еще не была обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служебных обязанностей. Ни прямо, ни косвенно государственные служащие не должны допускать использование государственной собственности для любых других целей, кроме тех, для которых она официально предназначена. После оставления государственной службы служащие не должны пытаться извлечь какие-либо преимущества, используя знания и возможности полученные ими на службе.
Вторая часть Кодекса содержит конкретные требования, предъявляемые к повседневной деятельности чиновников. Цель этих требований максимально снизить вероятность возникновения "конфликта интересов" и разрешать их в интересах общества. В соответствии с Кодексом государственный служащий в течение 60 дней после назначения на службу обязан представить уполномоченному должностному лицу подробный конфиденциальный доклад о своем имуществе и обо всех прямых и существенных обязательствах, способных противоречить его должностным интересам.
Государственный служащий обязан отказываться от подарков, гостеприимства и иных личных материальных выгод в любой форме, которые могут повлиять на принимаемое им решение в рамках служебной компетенции. Более того, он не вправе воспользоваться предлагаемой ему лицами, группами или организациями, ведущими дела с правительственными органами, личной материальной выгодой. В случаях, когда невозможно уклониться от несанкционированных подарков, о них следует незамедлительно доложить уполномоченному должностному лицу своего ведомства.
Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права предлагать свою помощь любому лицу или организации, если ее оказание не входит в его официальные обязанности.
Третья часть Кодекса содержит требования к поведению служащего после оставления им государственной службы, цель которых - свести к минимуму возможности возникновения "конфликта интересов", имея в виду его будущее трудоустройство за пределами госслужбы, извлечения личных выгод из обладания информацией, ставшей ему известной как государственному служащему.
В течение года после оставления службы бывший государственный служащий не имеет права принимать предложения о трудоустройстве в организации, которых он в течение года перед увольнением вел дела от имени государственного ведомства; и даже консультировать с коммерческой целью любую организацию, ведущую дела с правительственным учреждением, в котором он ранее работал, либо с учреждением, с которым вел дела от имени правительственного органа в течение года перед увольнением со службы.
Четвертая часть Кодекса устанавливает отличия в порядке приема на работу и увольнения со службы некоторых категорий государственных служащих, и служит для более качественного отбора лиц, претендующих на определенные посты.
Именно благодаря четким инструкциям регламентирующим нормы повеления госслужащих, коррупция не является существенной национальной проблемой в Канаде, отдельные примеры которые все- таки имеют место быть - это скорее статистические исключения...
Если у вас есть интересный материал по этому направлению присылайте мне его на электронный адрес kostunov@gmail.com обязательно будем его публиковать. Надеюсь позитивный опыт противодействия коррупции в других государствах, поможет победить эту беду и в нашей стране...
(С) Илья Костунов