«Смерть Сталина» пока не смог посмотреть, но если судить по трейлеру, то люди, приписывающие этому фильму заоблачный градус антисоветизма, явно преувеличивают. Вспомним, что у нас считаются «патриотическими» и снимаются на бюджетные деньги фильмы, где самодур-садист-деспот-Сталин посылает людей штурмовать немецкую крепость с черенками от лопат, а люди весело на это соглашаются и идут на убой, как зомби и лемминги. В то же время фильм, где Сталин - фанат европейской классической музыки, и где нашелся один не-лемминг, не побоявшийся сказать ему правду, вдруг оказался «плевком в лицо» нашим патриотическим чувствам. После 1991 г. снята масса фильмов об СССР, где он показан так, как Герман показывал Арканар в «Трудно быть богом». То есть, как депрессивное черно-белое говнище без единого светлого проблеска. А здесь мы видим яркую, приятную для глаз и даже гламурную картинку. Это ведь самое главное в наше время: если содержательную пропаганду зритель способен заметить и отринуть, то общее художественное впечатление действует помимо воли, и оно перевешивает. Если судить по трейлеру, то художественное послание фильма - «реевропеизация» позднесталинского СССР. Нам показывают не «вонючее азиатское говнище с плескающимися в навозе имбецилами», а вполне заурядную диктатуру европейского типа («Румыния»), где негодяи по-своему эстетичны, имеют европейские привычки, слушают классическую музыку и т.п.
Кучка «азиатских монстров», талантливо сыгранная лучшими европейскими актерами, вдруг преобразилась в европейцев, - пусть второсортных, тоталитарных, злых, высмеиваемых, но все-таки европейцев. Во многом это связано с тем, что интеллигентный европеец никогда не сможет убедительно перевоплотиться в «тупого злобного азиата», даже если так прописано в сценарии. Он этого «азиата» невольно оевропеит и облагородит, покажет как версию европейца. Если, к примеру, Стив Бушеми захочет сыграть мерзкую свинью, то, глядя на свинскую морду, вы под 10-ю слоями грима все равно почувствуете трепетную европейскую индивидуальность и культурную рафинированность, и невольно перенесете это впечатление на самого персонажа.
Следует помнить, что на момент смерти Сталина верхушка СССР состояла из людей типа «злобная коварная тварь, прошедшая десять кругов естественного отбора в паучьей банке». Последние полноценные люди из числа советских руководителей - те, кто собственно выиграли Войну, этнически русские партийно-государственные кадры, - были убиты по «Ленинградскому делу» или высланы в «почетную ссылку», как маршал Жуков. В последние месяцы вокруг Сталина осталось в основном украинско-азиатское кодло с чесночно-перегарным ароматом и руками по локоть в крови. Если бы их в кино представить такими, какими они были на самом деле, то все кинотеатры мира были бы заблеваны уже на десятой минуте фильма. Представить этих персонажей хотя бы «злыми клоунами» - это уже серьезное повышение, от уровня «крокодил» до уровня «человек». И Белые Европейские Люди из Метрополии такой подарок своим холопам-компрадорам сделали: представили уродливых кровожадных дедушек современного российского начальства все-таки людьми, все-таки европейцами, участниками европейского по своей эстетике гротеска и фарса.
Понятно, почему этот фильм неприятен коммунистическим старичкам: они не принимают иной манеры изображения СССР и советских вождей, кроме иконописной. Но если сравнивать с реальностью, то фильм, несомненно, ее приукрашивает. Реальный сталинский СССР объединял в себе черты рационального европейского авторитарного режима и иррациональной адской антиутопии азиатского типа. В последующие годы второй аспект резко убавился, но все равно продолжал присутствовать, представляя ту самую «ложку дегтя», которая портит любое количество меда. Сами советские люди в 1960-80-е гг. этот «деготь» почти не замечали (из-за контраста с предшествующим «тотально-дегтевым» периодом), что и обеспечило этой эпохе человеческое лицо и своеобразный уют. Но у новых поколений даже ложка «азиатского дегтя» может вызывать аллергию. Важно понять, что главный мотив непримиримости ко всему советскому у большинства людей - вовсе не отторжение советской идеологии, а эстетическое отвращение к азиатскому говнищу, которым был наполнен до краев первый период существования СССР, и которое немного растеклось и на последующий, более благополучный период. Проблема усугубляется тем, что отечественные кинематографисты, как правило, пытаются не отмазать СССР от говнища, а наоборот, преподнести самое оно на тарелочке, украсив зеленью и выдавая за аппетитное блюдо. Поэтому людей не радуют даже очевидные советские успехи и достижения - они им кажутся измазанными этим говнищем. Это главная проблема для того, кто хочет добиться рационального отношения к позитивным достижениям советского прошлого.
«Иконопись» здесь не поможет, потому что современный циничный человек в «святость Сталина» не поверит. А вот если «мощно разоблачать», убеждать в правдоподобии картинки, изображая потоки цинизма и подлости, то подмены фона на менее аллергичный никто не заметит. Сознание современного обывателя устроено так, что подлость и коварство на фоне гламура вызывают у него гораздо более теплые чувства, чем честность и благородство на фоне говнища. «Коварный европейский совок в смокинге» - это гораздо лучше, чем «честный азиатский совок в ватнике», он более пригоден для выстраивания единой линии преемственности РИ-СССР-РФ. Но понятно, что если у нас министр культуры развешивает доски Маннергеймам, то фильм, приукрашивающий СССР, он должен запретить.
(Таково впечатление от трейлера. Фильм целиком, возможно, оставит совсем другое впечатление).