«Смерть Сталина» запретили за советскую пропаганду

Jan 29, 2018 11:37

«Смерть Сталина» пока не смог посмотреть, но если судить по трейлеру, то люди, приписывающие этому фильму заоблачный градус антисоветизма, явно преувеличивают. Вспомним, что у нас считаются «патриотическими» и снимаются на бюджетные деньги фильмы, где самодур-садист-деспот-Сталин посылает людей штурмовать немецкую крепость с черенками от лопат, а люди весело на это соглашаются и идут на убой, как зомби и лемминги. В то же время фильм, где Сталин - фанат европейской классической музыки, и где нашелся один не-лемминг, не побоявшийся сказать ему правду, вдруг оказался «плевком в лицо» нашим патриотическим чувствам. После 1991 г. снята масса фильмов об СССР, где он показан так, как Герман показывал Арканар в «Трудно быть богом». То есть, как депрессивное черно-белое говнище без единого светлого проблеска. А здесь мы видим яркую, приятную для глаз и даже гламурную картинку. Это ведь самое главное в наше время: если содержательную пропаганду зритель способен заметить и отринуть, то общее художественное впечатление действует помимо воли, и оно перевешивает. Если судить по трейлеру, то художественное послание фильма - «реевропеизация» позднесталинского СССР. Нам показывают не «вонючее азиатское говнище с плескающимися в навозе имбецилами», а вполне заурядную диктатуру европейского типа («Румыния»), где негодяи по-своему эстетичны, имеют европейские привычки, слушают классическую музыку и т.п.

Кучка «азиатских монстров», талантливо сыгранная лучшими европейскими актерами, вдруг преобразилась в европейцев, - пусть второсортных, тоталитарных, злых, высмеиваемых, но все-таки европейцев. Во многом это связано с тем, что интеллигентный европеец никогда не сможет убедительно перевоплотиться в «тупого злобного азиата», даже если так прописано в сценарии. Он этого «азиата» невольно оевропеит и облагородит, покажет как версию европейца. Если, к примеру, Стив Бушеми захочет сыграть мерзкую свинью, то, глядя на свинскую морду, вы под 10-ю слоями грима все равно почувствуете трепетную европейскую индивидуальность и культурную рафинированность, и невольно перенесете это впечатление на самого персонажа.

Следует помнить, что на момент смерти Сталина верхушка СССР состояла из людей типа «злобная коварная тварь, прошедшая десять кругов естественного отбора в паучьей банке». Последние полноценные люди из числа советских руководителей - те, кто собственно выиграли Войну, этнически русские партийно-государственные кадры, - были убиты по «Ленинградскому делу» или высланы в «почетную ссылку», как маршал Жуков. В последние месяцы вокруг Сталина осталось в основном украинско-азиатское кодло с чесночно-перегарным ароматом и руками по локоть в крови. Если бы их в кино представить такими, какими они были на самом деле, то все кинотеатры мира были бы заблеваны уже на десятой минуте фильма. Представить этих персонажей хотя бы «злыми клоунами» - это уже серьезное повышение, от уровня «крокодил» до уровня «человек». И Белые Европейские Люди из Метрополии такой подарок своим холопам-компрадорам сделали: представили уродливых кровожадных дедушек современного российского начальства все-таки людьми, все-таки европейцами, участниками европейского по своей эстетике гротеска и фарса.

Понятно, почему этот фильм неприятен коммунистическим старичкам: они не принимают иной манеры изображения СССР и советских вождей, кроме иконописной. Но если сравнивать с реальностью, то фильм, несомненно, ее приукрашивает. Реальный сталинский СССР объединял в себе черты рационального европейского авторитарного режима и иррациональной адской антиутопии азиатского типа. В последующие годы второй аспект резко убавился, но все равно продолжал присутствовать, представляя ту самую «ложку дегтя», которая портит любое количество меда. Сами советские люди в 1960-80-е гг. этот «деготь» почти не замечали (из-за контраста с предшествующим «тотально-дегтевым» периодом), что и обеспечило этой эпохе человеческое лицо и своеобразный уют. Но у новых поколений даже ложка «азиатского дегтя» может вызывать аллергию. Важно понять, что главный мотив непримиримости ко всему советскому у большинства людей - вовсе не отторжение советской идеологии, а эстетическое отвращение к азиатскому говнищу, которым был наполнен до краев первый период существования СССР, и которое немного растеклось и на последующий, более благополучный период. Проблема усугубляется тем, что отечественные кинематографисты, как правило, пытаются не отмазать СССР от говнища, а наоборот, преподнести самое оно на тарелочке, украсив зеленью и выдавая за аппетитное блюдо. Поэтому людей не радуют даже очевидные советские успехи и достижения - они им кажутся измазанными этим говнищем. Это главная проблема для того, кто хочет добиться рационального отношения к позитивным достижениям советского прошлого.

«Иконопись» здесь не поможет, потому что современный циничный человек в «святость Сталина» не поверит. А вот если «мощно разоблачать», убеждать в правдоподобии картинки, изображая потоки цинизма и подлости, то подмены фона на менее аллергичный никто не заметит. Сознание современного обывателя устроено так, что подлость и коварство на фоне гламура вызывают у него гораздо более теплые чувства, чем честность и благородство на фоне говнища. «Коварный европейский совок в смокинге» - это гораздо лучше, чем «честный азиатский совок в ватнике», он более пригоден для выстраивания единой линии преемственности РИ-СССР-РФ. Но понятно, что если у нас министр культуры развешивает доски Маннергеймам, то фильм, приукрашивающий СССР, он должен запретить.

(Таково впечатление от трейлера. Фильм целиком, возможно, оставит совсем другое впечатление).

полемика, культурная политика, юмор, кино, СССР

Previous post Next post
Up